Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
Труды и дни
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Афиша фильма «Александр Невский». 1938 год
Мода, театр, кино… №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Сухаревский рынок

В № 1 «Московского журнала» за 2021 год была помещена моя статья о первом советском ателье мод, душой которого являлась Н. П. Ламанова. Шла в статье речь и об этой уникальной женщине, но многое в силу ограниченности объема публикации осталось за кадром. Постараюсь хотя бы отчасти восполнить столь досадный пробел, поведав читателям несколько малоизвестных фактов творческой биографии Надежды Петровны, которую современники восторженно называли русской Шанель и русским гением элегантности.

* * *

Но прежде — краткий очерк начала пути. Н. П. Ламанова родилась в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Была она старшей из пяти дочерей подполковника 7-го Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны, урожденной Лишевой. Со временем и без того небогатая семья оказалась на грани разорения. После окончания гимназии Надежда решает переехать в Москву, чтобы начать самостоятельную жизнь и помогать родителям и сестрам. В течение двух лет она учится в школе кройки О. А. Суворовой, затем работает закройщицей по найму.

Вскоре смышленая талантливая девушка начала пользоваться популярностью среди заказчиц. Она обладала хорошим вкусом, могла на примерках видоизменить конструкцию предложенной модели, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры клиентки или, наоборот, скрыть изъяны. Впоследствии Надежда Петровна утверждала: «Всякий человек, несмотря на все недостатки тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Клиентки наперебой расхваливали ее, и она в конце концов решила открыть собственную мастерскую.

Как и ожидалось, от заказчиц отбоя не было. Мастерская, меняя адреса, расширялась, популярность Ламановой росла. Вскоре Надежда Петровна стала попечительницей школы кройки и шитья при благотворительном обществе «Московский муравейник». В школе обучались 80 девушек. Некоторые помогали Ламановой в ее мастерской. Хозяйка всячески опекала их, сделавшись для подопечных «мамой Надей».

Со временем Ламанова приобрела широкую известность. Она шила платья даже для дам августейшей фамилии и в 1898 году удостоилась звания «поставщик Ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны», а в 1904-м — «поставщик двора Ее императорского величества». Клиентками Надежды Петровны являлись аристократки Шереметевы, Юсуповы, Гагарины.

* * *

Одним из ярких событий 1903 года стал костюмированный бал в Зимнем дворце, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Съехались 390 гостей — представителей европейских династий. Торжества продолжались три дня. Все участники должны были облачиться в костюмы ХVII века эпохи царя Алексея Михайловича. Рисунки костюмов, старинные украшения к которым император повелел взять из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, создавались художником С. С. Соломко с привлечением консультантов-историков...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*