Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
Труды и дни Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Афиша фильма «Александр Невский». 1938 год
Мода, театр, кино… №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Сухаревский рынок

В № 1 «Московского журнала» за 2021 год была помещена моя статья о первом советском ателье мод, душой которого являлась Н. П. Ламанова. Шла в статье речь и об этой уникальной женщине, но многое в силу ограниченности объема публикации осталось за кадром. Постараюсь хотя бы отчасти восполнить столь досадный пробел, поведав читателям несколько малоизвестных фактов творческой биографии Надежды Петровны, которую современники восторженно называли русской Шанель и русским гением элегантности.

* * *

Но прежде — краткий очерк начала пути. Н. П. Ламанова родилась в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Была она старшей из пяти дочерей подполковника 7-го Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны, урожденной Лишевой. Со временем и без того небогатая семья оказалась на грани разорения. После окончания гимназии Надежда решает переехать в Москву, чтобы начать самостоятельную жизнь и помогать родителям и сестрам. В течение двух лет она учится в школе кройки О. А. Суворовой, затем работает закройщицей по найму.

Вскоре смышленая талантливая девушка начала пользоваться популярностью среди заказчиц. Она обладала хорошим вкусом, могла на примерках видоизменить конструкцию предложенной модели, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры клиентки или, наоборот, скрыть изъяны. Впоследствии Надежда Петровна утверждала: «Всякий человек, несмотря на все недостатки тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Клиентки наперебой расхваливали ее, и она в конце концов решила открыть собственную мастерскую.

Как и ожидалось, от заказчиц отбоя не было. Мастерская, меняя адреса, расширялась, популярность Ламановой росла. Вскоре Надежда Петровна стала попечительницей школы кройки и шитья при благотворительном обществе «Московский муравейник». В школе обучались 80 девушек. Некоторые помогали Ламановой в ее мастерской. Хозяйка всячески опекала их, сделавшись для подопечных «мамой Надей».

Со временем Ламанова приобрела широкую известность. Она шила платья даже для дам августейшей фамилии и в 1898 году удостоилась звания «поставщик Ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны», а в 1904-м — «поставщик двора Ее императорского величества». Клиентками Надежды Петровны являлись аристократки Шереметевы, Юсуповы, Гагарины.

* * *

Одним из ярких событий 1903 года стал костюмированный бал в Зимнем дворце, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Съехались 390 гостей — представителей европейских династий. Торжества продолжались три дня. Все участники должны были облачиться в костюмы ХVII века эпохи царя Алексея Михайловича. Рисунки костюмов, старинные украшения к которым император повелел взять из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, создавались художником С. С. Соломко с привлечением консультантов-историков...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*