Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
Труды и дни
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Афиша фильма «Александр Невский». 1938 год
Мода, театр, кино… №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Сухаревский рынок

В № 1 «Московского журнала» за 2021 год была помещена моя статья о первом советском ателье мод, душой которого являлась Н. П. Ламанова. Шла в статье речь и об этой уникальной женщине, но многое в силу ограниченности объема публикации осталось за кадром. Постараюсь хотя бы отчасти восполнить столь досадный пробел, поведав читателям несколько малоизвестных фактов творческой биографии Надежды Петровны, которую современники восторженно называли русской Шанель и русским гением элегантности.

* * *

Но прежде — краткий очерк начала пути. Н. П. Ламанова родилась в селе Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Была она старшей из пяти дочерей подполковника 7-го Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны, урожденной Лишевой. Со временем и без того небогатая семья оказалась на грани разорения. После окончания гимназии Надежда решает переехать в Москву, чтобы начать самостоятельную жизнь и помогать родителям и сестрам. В течение двух лет она учится в школе кройки О. А. Суворовой, затем работает закройщицей по найму.

Вскоре смышленая талантливая девушка начала пользоваться популярностью среди заказчиц. Она обладала хорошим вкусом, могла на примерках видоизменить конструкцию предложенной модели, чтобы подчеркнуть достоинства фигуры клиентки или, наоборот, скрыть изъяны. Впоследствии Надежда Петровна утверждала: «Всякий человек, несмотря на все недостатки тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Клиентки наперебой расхваливали ее, и она в конце концов решила открыть собственную мастерскую.

Как и ожидалось, от заказчиц отбоя не было. Мастерская, меняя адреса, расширялась, популярность Ламановой росла. Вскоре Надежда Петровна стала попечительницей школы кройки и шитья при благотворительном обществе «Московский муравейник». В школе обучались 80 девушек. Некоторые помогали Ламановой в ее мастерской. Хозяйка всячески опекала их, сделавшись для подопечных «мамой Надей».

Со временем Ламанова приобрела широкую известность. Она шила платья даже для дам августейшей фамилии и в 1898 году удостоилась звания «поставщик Ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны», а в 1904-м — «поставщик двора Ее императорского величества». Клиентками Надежды Петровны являлись аристократки Шереметевы, Юсуповы, Гагарины.

* * *

Одним из ярких событий 1903 года стал костюмированный бал в Зимнем дворце, приуроченный к 290-летию дома Романовых. Съехались 390 гостей — представителей европейских династий. Торжества продолжались три дня. Все участники должны были облачиться в костюмы ХVII века эпохи царя Алексея Михайловича. Рисунки костюмов, старинные украшения к которым император повелел взять из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, создавались художником С. С. Соломко с привлечением консультантов-историков...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*