Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
26.12.2025
Прогулки по Москве
Автор: Чусова Марина Адольфовна

Автопробег первых ЗИС-101 на Варшавском шоссе.
На заднем плане — «испанский дом». 1937 год

Район Волхонка-ЗИЛ №1 (421) Январь 2026 Подписаться

Филиал ДК ЗИЛ. 1962 год

Проект нового московского района Волхонка-ЗИЛ был утвержден в 1957 году, однако его история началась задолго до того. Исторические кварталы бывшего района раскинулись вблизи станций метро «Варшавская», «Каховская» и «Нахимовский проспект», в настоящее время это — территории районов Нагорный ЮАО и Зюзино ЮЗАО.

Самый древний местный градообразующий объект — Серпуховская дорога, в середине XIX века преобразованная в Варшавское шоссе. До начала XX столетия окрестности современной станции метро «Варшавская» имели чисто сельский характер. На месте нынешнего РЦ «Ангара» располагалась небольшая деревенька Изютино, с 1858 года носившая имя Волхонка (по фамилии одного из владельцев, — князя Волконского)1. К северу от Волхонки находилось верховье Сухого оврага (по его руслу теперь проходит Нахимовский тоннель), на юге протекала речка Чертановка с отвершками, на западе лежали земли села Зюзино и протяженный Волконский овраг (приток речки Котловки).

В 1900 году местность пересекли пути Павелецкой железной дороги, в связи с чем на Варшавском шоссе устроили путепровод, а недалеко от Волхонки — остановочный пункт (разъезд), названный не по близлежащей деревне, а по самому известному в округе селу — Коломенскому. В 1907‑м на разъезде Коломенское появилось небольшое двухэтажное пассажирское здание, ныне являющееся самой старой постройкой в районе.

Варшавское шоссе с параллельными путями железной дороги, Сухой и Волконский овраги, речка Чертановка в будущем определят границы нового района Москвы.

* * *

До 1917 года местность сохраняла сельскую живописность, идиллию нарушали только небольшие кирпичные заводы, носившие временный характер. На месте одного из таких заводов, на высоком мысе между Котловкой и ее отвершком, был заложен прекрасный плодовый сад. Перед Первой мировой войной там возникла небольшая усадьба купца Трифона Ивановича Коробкова. Купец приглашал к себе в гости художника А. М. Герасимова, полотна которого «Усадьба Коробково» и «Портрет О. П. Коробковой» сейчас хранятся в Мичуринске, в музее‑усадьбе А. М. Герасимова2.

В 1929 году принимается решение о масштабной реконструкции автомобильного завода, известного с 1931 года как завод имени Сталина (ЗИС), а с 1956 года — завод имени Лихачева (ЗИЛ). В недалеком прошлом автозавод‑гигант располагался по обе стороны станции МЦК «ЗИЛ», на его месте теперь — новый жилой массив. В связи с реконструкцией возникла необходимость в дополнительных площадях — не только для заводских корпусов, но и под жилье для рабочих, поскольку растущее производство требовало постоянного притока рабочей силы. Новоприбывших селили во временных землянках рядом с заводом.

Московский Совет предложил несколько участков под рабочие поселки. Руководство автозавода выбрало территорию площадью 160 гектаров по Варшавскому шоссе недалеко от станции железной дороги Коломенское. По этой причине новый поселок в шутку называли «Коломенградом». Официальные названия: поселок Коломенский (или Коломенское), поселок имени Сталина, поселок ЗИС. 

* * *

Сведения о времени начала строительства Коломенского поселка разнятся. Иногда указывают в качестве первого этапа 1932–1933 годы. В этот период в районе современной станции метро «Нахимовский проспект» (улицы Азовская и Одесская) на землях Ленинского района Московской области возводились временные одноэтажные деревянные бараки с коридорной системой. При этом 18 бараков разместили особняком по соседству с бывшим Коробковским садом, где после революции сформировалось уникальное плодово‑ягодное хозяйство — совхоз «Помологический рассадник имени Ленина». В сортовом питомнике выращивали саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников. Посему указанные 18 бараков называли в народе «Фруктовкой». К ним от Варшавского шоссе вела улица, которая с 1951 года стала официально именоваться Фруктовой3.

Достоверные данные о начале строительства поселка относятся к началу 1934 года, когда здесь начали возводить деревянные и каменные двухэтажные дома. По воспоминаниям участников событий, декабрьским днем 1933‑го на место будущего строительства — занесенное снегом капустное колхозное поле — выехала комиссия, состоящая из представителей заинтересованных мос­ковских организаций и Наркомтяжпрома. От автозавода присутствовал директор Иван Алексеевич Лихачев. Решили вести работы быстрыми темпами и хозяйственным способом, то есть собственными силами. Уже в марте на площадку пришли первые рабочие — около 200 человек. И. А. Лихачев инспектировал ход дела каждую неделю, самолично обходил стройку («зимой — по колено в снегу, весной — по колено в грязи»), беседовал с людьми. Предполагалось сдать первые корпуса к 1 мая и заселить их строительными рабочими. В конце апреля комиссия принимала эти дома — пока без водопровода, но с электричеством, с проложенными вдоль них деревянными тротуарами. К октябрю 1935 года планировалось построить 50 стандартных домов4.

К поселку от Варшавского шоссе пролегла местная магистраль, с 1951 года называвшаяся Котловской улицей, а с 1965‑го — Симферопольским бульваром. Она делила поселок на две части: восточная примыкала к Варшавскому шоссе, западная располагалась между Котловской улицей и землями села Зюзина. В быту они именовались, соответственно, 1‑м и 2‑м Коломенскими поселками. Уличная сеть на тот момент была плохо сформирована, проезды часто оставались безымянными, с 1951 года имея просто цифровые обозначения — «1‑я линия», «2‑я линия» и так далее. На юге находилось верховье Сухого оврага, через который перекинули мост, и помологический рассадник, на севере — деревня Волхонка и поля колхоза «Возрождение» Зюзинского сельсовета5.

Надо также добавить, что в 1927 году недалеко от нынешней станции метро «Каховская» был основан ЖСК железнодорожников Стрелка (от поселка остался на карте Внутренний проезд), а в 1940‑м рядом с ним, на месте домов № 9–25 по Чонгарскому бульвару, появился военный городок, также называвшийся Стрелка (от него до нашего времени сохранился трехэтажный дом постройки 1950‑х годов); в начале войны там размещался командный пункт 329‑го зенитно‑артиллерийского полка ПВО6.

За полотном железной дороги в 1930‑х годах возник ряд крупных предприятий — рыбокомбинат, плодоовощной комбинат № 4 имени А. Е. Бадаева и другие. Историю застройки этого уголка столицы мы здесь рассматривать не будем.

* * *

Строительство Коломенского поселка продолжалось ударными темпами. Летом 1934 года людей из землянок рядом с автозаводом переселили в новые дома, по причине срочности порой до конца не введенные в эксплуатацию, с недействующими водопроводом и канализацией. Мощение дорог и уличное освещение отсутствовали. Добираться до работы приходилось либо на автобусе, ходившем нерегулярно, либо на трамвае. Ближайшая остановка трамвая располагалась за несколько километров — там, где ныне разворотное кольцо остановки «Нижние Котлы». Правда, от нее проложили ветку до путепровода через железную дорогу, но путь это сократило ненамного.

Планы строились обширные: «При ст. Коломенское вырастет образцовый рабочий поселок с тремястами <…> домов. Освоено и заселено уже 14 домов. 10 домов готовы к сдаче. Проводится водопровод, идет замощение мостовой, подводится трасса по снабжению электроэнергией»7. Однако, учитывая масштабы этих планов, в полной мере обеспечить людей всей необходимой для нормальной жизни инфраструктурой, наладить надежное и быстрое сообщение с предприятием сразу не удавалось, что вызывало критические публикации в прессе8.

* * *

Поскольку находился Коломенский поселок все‑таки за городом в окружении колхозных полей, то и застраивать его решили малоэтажными домами. Директивы того времени гласили: «Малоквартирный дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилью в условиях поселка полусельского типа, где ведение домашнего хозяйства и использование для этой цели усадьбы при доме, является дополнительным фактором улучшения бытовых условий трудящегося населения»9. Тогда еще пользовалась популярностью идея «города‑сада» для рабочих. «Надо жилище отнести от Москвы на 10–20 километров и сделать хорошее сообщение с заводом; вынести жилье туда, где больше лесов. <…> Мы ведь боролись за лучшую жизнь, за социализм — надо строить так, чтобы не забывать о человеке, который создает все»10.

Проект реконструкции автозавода имени Сталина выполнила архитектурно‑проектная мастерская № 8, которая с начала 1934 года перешла в ведение Наркомтяжпрома. Возглавлял мастерскую В. А. Веснин, среди ведущих архитекторов были его брат А. А. Веснин, С. А. Маслих, М. Н. Слотинцева и другие. Проектированием Коломенского поселка также занималась мастерская № 8.

Создатели поселка одними из первых применили индустриальный метод массового жилого строительства. Здесь начали возводить по типовым проектам благоустроенные двухэтажные каркасные деревянные дома. Проект двухэтажного двухсекционного дома на восемь квартир разработал архитектор Н. К. Жуков (один из авторов дома Перцовой на Пречистенской набережной. 1907). Дом состоял из трехкомнатных квартир с кладовкой, лоджией, кухней, небольшой прихожей, туалетной комнатой. Предусматривалась даже ванная с дровяной колонкой, но на практике от нее отказались. Одна семья, как правило, занимала одну комнату, то есть жилье было коммунальным11. Дома по проекту Н. К. Жукова располагались вдоль Симферопольского бульвара и в некоторых других местах поселка; выстроенные по тому же проекту, но из бревен, — в районе улицы Нагорной, где, по воспоминаниям старожилов, находился поселок Строителей. Эти дома простояли до конца 1970‑х годов и были разобраны. Однако в некоторых регионах России их можно видеть и по сей день — например, в подмосковном Красногорске есть Брусчатый поселок12.

Возводились в Коломенском поселке и другие деревянные дома — сборно‑щитовые двухэтажные на восемь квартир каждый (чертежи подписаны: «Автор — Б. В. Милиоти»; определить архитектора с такими фамилией и инициалами не удалось). Специалисты квалифицируют их как «конструктивизм в чистом виде». Здесь запроектированы двух- и трехкомнатные квартиры с кухнями, туалетными и ванными комнатами — последние опять же остались только на бумаге.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (421) Январь 2026

«Московскому журналу» — 35 лет!

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память

На пользу и процветание русского искусства

О коллекционере и меценате, основательнице «Музея старины» в Москве Наталье Леонидовне Шабельской (1841–1904)

С берега на берег под водой…

К вопросу о существовании подземных ходов под реками

Московское болото и его окрестности

Прошлое и настоящее

«Эти чудесные отношения…»

П. И. Чайковский и семья фон Мекк

Район Волхонка-ЗИЛ

Путеводитель

1812 год: не только битвы

О том, как московский Богородице-Рождественский монастырь
пережил нашествие Наполеона

Магия преображения

История маникюра от древности до наших дней