Наталья Петровна Шабельская в народном костюме Костромской губернии.
Конец XIX – начало XX века. Государственный исторический музей
«Теремок» с памятниками русской старины из коллекции Н. Л. Шабельской. 1900 год. Альбом
«Всемирная выставка в Париже. Русский кустарный отдел»
Родилась Н. Л. Шабельская в Таганроге, в семье обрусевшего немецкого дворянина Леонида Александровича Кронеберга. Отец занимался лингвистикой, хорошо знал музыку, рисовал. Мать, Авдотья Михайловна Куколевская, являлась дочерью богатого помещика Воронежской губернии. Двоюродный дедушка Натальи Леонидовны Иван Яковлевич Кронеберг был ректором Харьковского университета, составителем неоднократно переиздававшегося «Латино‑российского лексикона», а его сын Андрей Иванович — известным переводчиком У. Шекспира и шахматистом.
Наталья Леонидовна с детства увлекалась рукоделием и музыкой. С золотой медалью окончила Харьковский институт благородных девиц, где проявила себя талантливой пианисткой. Ее мужем стал участник русско‑турецкой кампании Крымской войны, капитан в отставке Петр Николаевич Шабельский (1828–1880), крупный землевладелец Харьковской губернии. Супруги поселились в его имении Чупаховка (ныне — Ахтырский район Сумской области), где Наталья Леонидовна заинтересовалась народными костюмами и открыла свою первую вышивальную мастерскую, в которой работали 14 человек. У Шабельских родились дочери Ольга (1860–1877), Варвара (?–1943, в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья (1868–1943). Желая дать детям хорошее образование, в 1870‑х годах супруги переехали в Москву.
В 1877 году от чахотки умерла старшая дочь Ольга. Спустя три года от воспаления легких ушел из жизни П. Н. Шабельский. В справочнике «Вся Москва» за 1884 год Наталья Леонидовна значилась вдовой капитана и владелицей двух земельных участков — на углу улиц Малой Бронной и Садовой-Кудринской Арбатской части и на Большой Спасской улице Мещанской части1, который вскоре продала.
В своей статье о почтовых карточках (1899) Н. Л. Шабельская указывала, что начало ее коллекции народной старины было положено 22 года назад2. При посещении ярмарок Наталью Леонидовну привлекало разнообразие вышивок и их самобытных узоров. Путешествуя по городам Российской империи, она начала приобретать предметы женского рукоделия и народные костюмы, мечтая сохранить прекрасные образцы старинного шитья и быта. Друг и учитель Шабельской — историк искусств, критик Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) — впоследствии отмечал: «После нескольких немногих лет занятий она сделалась одним из величайших и капитальнейших знатоков этой характерной отрасли древнего русского творчества»3. Собираемые ею предметы рукоделия выходили из употребления даже в крестьянской среде, позументы и вышивки золотными и серебряными нитями уничтожались путем корыстного выжигания драгоценных металлов или продавались за границу, где уже оценили их художественное значение.
Приобретать и фиксировать происхождение вещей по губерниям и отчасти по уездам Н. Л. Шабельской помогали дочери, знакомые и, возможно, специальные торговые агенты. Ей потребовалось разработать методику коллекционирования, для чего она изучала научную литературу, содержимое музейных и частных собраний, монастырских и церковных ризниц. Значительное впечатление на нее произвела книга В. В. Стасова «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева», впервые опубликованная в 1872 году.
Со временем в московском доме Натальи Леонидовны появилась большая библиотека изданий по искусству. Решая купить те или иные предметы, она обращалась за советом к видным историкам, археологам, искусствоведам — Н. П. Кондакову, В. И. Сизову, В. В. Стасову, М. И. Семевскому, И. Е. Забелину, с которыми состояла в переписке. Коллекционировала Шабельская предметы народной культуры, приобретая все, что относилось к разным сторонам жизни и интересам женщин. Вещи мужского гардероба, вошедшие в собрание, были малочисленны и, вероятно, привлекли внимание Натальи Леонидовны техникой исполнения. Коллекцию она формировала так, чтобы предметы представляли максимальное разнообразие внутри одного типа; искала сведения об их назначении. Н. Л. Шабельскую притягивала сила красоты и индивидуального творчества. В. В. Стасов вспоминал: «Несколько слабое здоровье заставило ее отказаться в Москве от рассеянной и светской жизни и дало возможность предаться со всей ревностью любимым женским художественным работам, а после кончины старшей дочери она еще более превратилась в домоседку, погрузилась в любезные ей работы и книги»4.
Шабельская пополняла свою коллекцию, не жалея сил и средств. За основу были взяты предметы народной женской одежды — кафтаны, шубки, шугаи, епанчи, душегреи (епанечки), рубахи, рукава, сарафаны, поневы, юбки, передники, сорочки. Наталья Леонидовна коллекционировала украшения (нагрудники, ожерелья, косники, поручи, серьги, пояса, галуны, пуговицы), девичьи головные уборы (венцы, повязки, коруны, фаты), головные уборы замужних женщин (кокошники, сороки, повойники, платки, шали, покрывала). В собрание также вошли части головных уборов — очелья, поднизи, позатыльники, нашивки на гребни кокошников.
Помимо предметов русского костюма, Н. Л. Шабельская приобретала вещи народов Поволжья и Крыма (мордвы, татар, чувашей, марийцев, крымских татар), а также заграничные артефакты (из Франции, Испании, Италии, Ирана, Турции, Индии, Японии). В коллекции были представлены детские вещи — ленты‑свивальники, крестильные рубашки, башмачки, одеяльца, кафтанчики. Собирались вышивки (с использованием техник золотного шитья, сажения по бели, шитья по перевити, тамбурные), кружева, набойки, отечественные и зарубежные ткани, атрибуты церковного искусства (вышитые иконы, подвесы к образам, цаты, оклады икон, шитые половинчатым жемчугом и другие), обувь, посуда, предметы быта (куклы, изразцы, ларцы, сундучки, чернильницы, ароматники, карманы‑лакомники, кошельки), орудия труда (прялки, веретена, набоечные и пряничные доски). Предпочтение отдавалось высокохудожественным вещам, интересным по технике исполнения и орнаментальным мотивам.
Наталья Леонидовна заметила, что излюбленными образами мастериц прошлого являлись изображения райских птиц Алконоста и Гамаюна, двуглавых орлов, павлинов, животных (львов, единорогов, лошадей, оленей), цветов, винограда, деревьев. За каждым из этих образов стояли определенные символы — пожелания счастья, добра, удачи, мудрости, духовной чистоты, достатка, рождения детей. Данные изображения использовались на набивных тканях, в вышивке, резьбе и росписи по дереву. Шабельская обращала внимание на связь национальных культур. «Я приобрела, — писала она историку И. Е. Забелину, — древний кусок сицилийской ткани с животными и дивные персидские и индийские набойки с символическим деревом жизни и животными, совсем как узоры наших набоек и простынь»5. В 1890 году в письме к издателю и фактическому редактору исторического журнала «Русская старина» М. И. Семевскому Наталья Леонидовна сообщала, что ее цель — «все это систематизировать и впоследствии выпустить в свет более или менее подробное издание русского народного орнамента»6.
В принадлежавшем ей доме № 512 на пересечении Малой Бронной и Садовой-Кудринской улиц Н. Л. Шабельская открыла частный «Музей старины». 5 февраля 1889 года И. Е. Забелин отметил в дневнике: «Осматривали с Сизовым ее коллекцию шитья и вышивания. Богатейшая коллекция»7. Позднее он упомянул собирательницу в книге «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях»: «В наше время в Москве существует и пользуется заслуженной славой Археологическая Светлица Натальи Леонидовны Шабельской, представившая в высокой степени замечательные работы шелкового вышивания по древним образцам и вместе с тем много труда положившая на подробное исследование и разъяснение всякого рода древних тканей и относительно их техники и названий, как и самих способов древнего вышивания»8. В. В. Стасов в письме от 4 января 1895 года советовал художнице Е. Д. Поленовой посетить «Музей старины»: «Наталья Леонидовна Шабельская пишет мне, что скоро, очень скоро уезжает по болезни в Италию и Швейцарию на год, а может, и больше. Вот я Вас и прошу убедительно взять да и съездить к ней, и поскорее, поскорее познакомиться с нею и с ее чудесным “русским музеем”. Костюмы, материи, вышивки, всяческая резьба из дерева и кости (ларцы, шкатулки, веретена, прялки и т. д.), предметы из металла, стекла и так без конца. Я был всегда от этих коллекций в великом восхищении. Для меня нет сомнения в том, что так будет и с Вами, и что Вы тут найдете громадные наслаждения, а может и превеликую пользу. <…> Это будет для меня превеликая радость прочитать, что Вы познакомились и с музеем, и с его хозяйкой»9. Встреча состоялась, и Елена Дмитриевна отвечала Стасову: «Многоуважаемый Владимир Васильевич. Только сегодня выбрала свободный часок и побывала у Н. Л. Шабельской. Она меня встретила (благодаря Вашему письму) так любезно, что я просто была тронута до глубины души. Она сама очень интересная, и сведений у нее неисчерпаемое количество. Те небольшие отрывки из ее коллекций, которые мне удалось видеть, свидетельствуют о бесчисленных богатствах ее коллекции. Сама же коллекция уложена, но она была так добра, что обещала мне достать из сундуков ту часть музея, которая может быть мне полезна, и позволила приехать с карандашом и альбомом, чтобы черпать из ее богатейшего материала»10. Вскоре после этого Е. Д. Поленова писала своей невестке Наталье Васильевне Поленовой, что «познакомилась с истинно замечательным музеем Шабельской»11. В. В. Стасов ставил коллекцию Натальи Леонидовны в один ряд с известным собранием «Российских древностей» Петра Ивановича Щукина на Малой Грузинской улице. В письме к художнице Елизавете Меркурьевне Бем от 10 августа 1895 года он указывал: «Вот где Вы плавали бы в восхищении, как в море, вроде как у Шабельской в музее, вот где Вы принялись бы рисовать с сотен вещей!»12
В январе 1890 года Н. Л. Шабельская показала 676 предметов из своей коллекции на выставке VIII археологического съезда в Императорском историческом музее в Москве (ныне — ГИМ). Экспонаты в витринах были расставлены по типологическому принципу: одежда, набивные ткани, кружева, вышивки, головные уборы (более 100), ларцы, изделия из кости, церковное искусство. В отдельном помещении демонстрировались вышивки, сделанные собирательницей и работницами ее мастерской на основе изображений икон, фресок, изразцов и рукописей. До революции в этом музее состоялось еще три показа вещей из коллекции Шабельской. В 1891 году прошла выставка старинных вышивок и современных работ мастерской Натальи Леонидовны, устроенная Обществом по распространению между образованными женщинами практических знаний; в 1896‑м, во время коронации Николая II, — еще одна, самая большая по объему; в 1910‑м — последняя, которую организовали уже дочери Шабельской: здесь было представлено до 1200 предметов.
Знакомый с Натальей Леонидовной купец и меценат Алексей Петрович Бахрушин в своей записной книжке 1892 года «Кто что собирает» посвятил ей следующие строки: «Во время выставки в Москве, в особой Малой зале, помещались работы ее мастерской; были вышитые подушки, скатерти, полотенца, занавесы и т. д. по рисункам из старинных русских книг, рукописей и изданий; были даже вышиты целые картины из старинного русского быта. Две, кажется, подушки были ею поднесены Его Императорскому Высочеству Сергею Александровичу, [почетному] председателю [VIII археологического] съезда, и милостиво им приняты. Трудно представить что‑либо более оригинальное при превосходном исполнении этой крайне трудной и кропотливой работы. Надо было видеть эти вещи, чтобы судить о них. Дай Бог здоровья Наталье Леонидовне и продли Бог ее жизнь на пользу и процветание русского искусства! Собрание ее в Москве, и я видел его много раз»13.
За 12 лет к 1890 году у Шабельской накопилось более 400 собственных вышивок. Создавая их, она выбирала русские мотивы — сюжеты церковных фресок, изображения райских птиц, царских свадеб, посольских приемов, исторических событий и торжеств.
В 1891 году Наталья Леонидовна выпустила каталог с описанием 3803 предметов из своего собрания (к сожалению, без иллюстраций). Кроме старинных вещей, там были представлены современные работы и изделия вышивальщиц ее мастерской, включая «воспроизведение старинным швом изображений русских исторических одежд от X до XVII века, а также современных народных одежд русских и инородцев»14. По заказам Шабельской трудились крестьянки‑рукодельницы Московской, Тульской, Нижегородской и Владимирской губерний, получая возможность заработать. Одной из задач ее мастерской являлась реставрация предметов собрания.
В начале 1892 года в Николаевском дворце Санкт-Петербурга по инициативе Натальи Леонидовны экспонировалась почти вся ее коллекция предметов русской старины и лучших современных изделий исторического содержания. Сбор от выставки предполагалось передать в пользу пострадавших от неурожая. Журнал «Нива» посвятил этому событию большую статью, где указывалось: «Госпожа Шабельская выставила свою обширную и, можно, сказать, единственную по своему богатству и разнообразию коллекцию, находящуюся в частных руках. <…> Прямо при входе внимание останавливается на трех больших стенных коврах, исполненных по старинным образцам и сделанных из рыбьей чешуи, где особенно эффектно выделяется на голубом бархате двуглавый орел, окруженный сказочными райскими птицами»15. Коллекционер представила здесь принадлежавшие ей старинные ткани, вышивки, кружева, тесьмы, женские костюмы, головные уборы, украшения, кошельки, посуду, ларцы, изделия из кости. Современники отмечали красивый подбор тонов, богатство материй и шитья. По сообщению газеты «Русский инвалид», свое собрание Шабельская лично показала императрице Марии Федоровне16. Также на выставке можно было увидеть картины, вышитые Натальей Леонидовной, ее дочерьми и мастерицами: большой ростовой портрет известного государственного и военного деятеля XVII века П. И. Потемкина, изображения бракосочетания царя Михаила Романова и Евдокии Стрешневой в 1626 году, русской одежды X–XVII столетий, московского герба, родословного древа дома Романовых с фрески церкви Илии Пророка в Ярославле. Кроме того, Наталья Леонидовна показала вышитые изображения Владимира Святого, Владимира Мономаха, царевича Димитрия Угличского. Она так отзывалась об успехе прошедшей выставки: «Многие снимали узоры, рисунки, а от некоторых школ получила адресы. Все это меня глубоко порадовало и еще более дало энергии для собирания и изучения Русской Старины. Кроме симпатичного внимания, я получила много подарков, что украсило мою коллекцию прекрасными экземплярами»17.
В том же 1892 году Наталья Леонидовна подарила историку И. Е. Забелину к 50‑летнему юбилею его научной деятельности вышитую картину «Торжественный выход царицы в праздничный день в церковь». Судя по авторской надписи, работу выполнила лично Шабельская, взяв за основу рисунок из книги Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях».
Современники высоко ценили творчество Натальи Леонидовны, называя ее «одной из наших главнейших собирательниц и воспроизводительниц предметов отечественного художества»18. Другим увлечением Шабельской являлось коллекционирование почтовых карточек: их у нее собралось несколько тысяч. Она считала, что декоративные изображения на открытках надо использовать для просвещения народа, и в статье на эту тему предлагала поделиться рисунками предметов из своей коллекции с желающими работать на пользу русского искусства.
Часть головных уборов, вышивок и образцов тканей (с XVII века) Наталья Леонидовна в 1892 году подарила Императорскому историческому музею, действительным членом которого ее избрали по ходатайству И. Е. Забелина. В следующем году она передала туда семь олонецких оплечий. По сообщению сотрудницы музея Т. Т. Ивановой, в середине XX века 75 из 160 подаренных Шабельской вещей, не считая двух альбомов с фотографиями коллекции, были утеряны19.
В 1896 году Н. Л. Шабельская представила свое собрание на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1901‑м показала небольшое количество принадлежавших ей предметов мебели, фарфора и бронзы на выставке в Императорском Строгановском центральном художественно‑промышленном училище, организованной в пользу строящегося детского приюта.
Коллекция Натальи Леонидовны еще при ее жизни побывала за границей — на Всемирных выставках в Париже (1890, 1900), Чикаго (1893), Антверпене (1894), Брюсселе (1897). Собрание повсюду производило сильное впечатление и способствовало популяризации отечественной культуры. В дипломе за участие в Чикагской выставке отмечалось: «Мадам Шабельская, прославленная русская женщина, внесла огромный вклад в развитие искусства рукоделия как промысла, создавая рабочие места для русских девушек»20.
В 1892–1896 годах Н. Л. Шабельская подарила как минимум 69 предметов из ткани и одну фотографию Рязанской ученой архивной комиссии для создания в городе исторического музея. Она побывала там 7 мая 1892 года и писала местному земскому деятелю, историку и археологу А. В. Селиванову: «Рязанский музей уже сделался для меня чем‑то милым и близким»21.
С 1890‑х годов под руководством Натальи Леонидовны велась фотосъемка предметов из ее собрания. В письме к И. Е. Забелину она сообщала: «Снято по сей день 175 фотографий одежды, и, по совету Вашему, каждая фотография будет с выкройками изображаемой одежды»22. Особую ценность представляют снимки, выполненные с участием красавиц‑моделей — дочерей Н. Л. Шабельской Варвары и Натальи, а также, предположительно, вышивальщиц ее мастерской. Первое полное издание дошедших до нас 109 атрибутированных фотографий и трех литографий с использованием русского, мордовского и татарского народного костюма из 21 губернии Российской империи Государственный исторический музей выпустил в 2024 году23. Дочери брали пример с матери и вышивали шелком декоративные ковры на исторические темы, получая за них премии в России и за границей24.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память
О коллекционере и меценате, основательнице «Музея старины» в Москве Наталье Леонидовне Шабельской (1841–1904)
К вопросу о существовании подземных ходов под реками