Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
26.12.2025
История, истории...
Автор: Жукова Марина Вячеславовна
Магия преображения №1 (421) Январь 2026 Подписаться

Ногти, словно миниатюрные холсты, всегда привлекали внимание человека. От украшения и символа статуса до инструмента самовыражения и важной детали образа — маникюр прошел долгий и захватывающий путь эволюции. Давайте отправимся в путешествие сквозь века и узнаем, как менялись представления о нем и какие тайны хранит его история. Список источников, из которых почерпнуты приводимые сведения, читатель найдет в конце статьи.

 

Древний мир: цвет, статус и ритуалы

История маникюра уходит корнями в глубокую древность. В сердце Древнего Египта, где Нил лениво извивался под палящим солнцем, маникюр родился не как прихоть моды, а как священный ритуал, переплетенный с мифами о богах и повседневной жизнью фараонов. Уже в эпоху Древнего царства, около 5000 лет назад, египтяне открыли для себя искусство ухода за ногтями, видя в нем отражение божественного порядка. Для них руки были мостом между земным и небесным: пальцы, украшенные яркими красками, символизировали плодородие долины Нила и вечную силу Ра — солнца‑отца. Женщины, особенно жрицы и царицы, первыми возвели маникюр в ранг искусства. Они использовали хну — сокровище пустынь, добываемую из листьев Lawsonia inermis, чтобы придать ногтям глубокий оранжевый или красный оттенок, имитирующий цвет закатного солнца. Хна не просто красила; она лечила, защищая кожу от трещин в сухом климате. Легендарная царица Клеопатра возвела это в степень совершенства: ее ногти, покрытые золотисто‑красным составом, включавшим мед и сандаловое масло, сияли, что подчеркивало божественный статус правительницы. Историки находят подтверждения сказанному в папирусах и на фресках — таких, например, как в Луксоре, на которых изображены придворные дамы, держащие в ухоженных руках лотосы или скипетры. Мужчины не отставали: фараоны и воины окрашивали ногти в черный или синий цвет, используя смесь из сажи и минералов, чтобы отпугивать злых духов и демонстрировать силу. Это был не каприз, а социальный
код: яркие ногти отличали элиту от простолюдинов, чьи руки грубели от труда на полях. Маникюр наносился под пение жрецов в храмах, где эта процедура становилась частью очистительного ритуала.

С течением веков, от пирамид Гизы до эллинистических дворцов, маникюр эволюционировал, впитывая влияния персов и греков, но его суть оставалась неизменной — символизировать вечную красоту и гармонию с космосом. В Древнем Египте ногти были «холстом» души, где каждый мазок хны шептал о бессмертии.

Древний Китай (около 3000 года до н. э.) также славился своей любовью к украшению ногтей. Маникюр там — опять же не просто каприз моды, но свидетельство высокого социального статуса человека, часть совершаемых им возвышенных ритуалов, отражение эстетики, пронизывающей древнюю культуру. Первые упоминания об окрашивании ногтей датируются периодом правления династии Чжоу (1122–256 годы до н. э.). Золото и серебро являлись символами императорской власти, и только членам императорской семьи разрешалось носить ногти, окрашенные в эти цвета: нарушители карались смертью. Здесь предпочитали использовать смесь пчелиного воска, яичного белка, желатина и растительных красителей, чтобы придать ногтям золотистый или серебристый оттенок. Длинные ногти считались признаком знатности и интеллекта, их обладатели могли позволить себе не заниматься физическим трудом. При дворе династии Мин (1368–1644) ногти могли достигать впечатляющей длины, а для их защиты использовались специальные золотые и серебряные чехлы. Цвета несли свою символику: красный ассоциировался с удачей и процветанием, черный — с высоким статусом и властью. Процесс маникюра представлял собой ритуал, требующий немалых времени и усилий и подчеркивающий привилегированное положение владельца. Маникюр в Древнем Китае — это не просто украшение, а отражение высокого места человека в иерархии, его приверженности культурным ценностям.

Древняя Индия — колыбель множества традиций и верований — подарила миру не только йогу и аюрведу, но и, как можно предположить, зачатки современного маникюра. Археологические находки, датируемые тысячелетиями до нашей эры, свидетельствуют, что жители Индийского субконтинента использовали хну и другие натуральные красители как для украшения тела, так и для окрашивания ногтей. И опять‑таки это служило не просто украшением, а показателем статуса и принадлежности к определенной касте. Особое внимание уходу за руками и ногтями уделяли женщины из высших сословий. Считалось, что здоровые и ухоженные руки отражают внутреннюю чистоту и благополучие. Использовались различные масла и травы для укрепления ногтевой пластины и придания ей блеска. Существовали специальные ритуалы, связанные с обрезанием и приведением ногтей в порядок. Цвет ногтей имел важное значение. Красный, получаемый из хны, считался символом плодородия и процветания и часто использовался невестами перед свадьбой. Другие цвета, такие как охра и желтый, тоже могли применяться в зависимости от случая и религиозных убеждений. Таким образом, маникюр в Древней Индии был не просто косметической процедурой, а глубоко укоренившейся традицией, отражающей культурные, социальные и религиозные аспекты жизни людей. Отголоски этой древней практики можно увидеть и в современном индийском искусстве и культуре, где ухоженные руки и яркие ногти по‑прежнему считаются признаком красоты и благополучия.

История же ухода за ногтями уходит корнями в одну из древнейших цивилизаций мира — Шумер, процветавший в Месопотамии между Тигром и Евфратом около 4000–2000 годов до н. э. В отличие от современных представлений о маникюре как чисто эстетической процедуре, у шумеров он сочетал в себе глубокий символизм, показатель социального статуса и практическую необходимость. Хотя у нас нет прямых письменных источников, содержащих специальную шумерскую «инструкцию по маникюру», совокупность археологических находок и анализ произведений изобразительного искусства позволяют составить четкую картину. Самые яркие свидетельства ухода за ногтями происходят из царских гробниц Ура (около 2600–2500 годов до н. э.), обнаруженных британским археологом Леонардом Вулли в 1920‑х. Среди роскошных погребальных даров, сопровождавших царей и цариц в загробный мир, исследователь обнаружил изящные инструменты из золота и лазурита, напоминающие современные пилочки для ногтей и лопаточки для кутикулы. Эти инструменты были не просто функциональными — они представляли собой символы власти. Обладание маникюрным набором из драгоценных металлов и камней сразу отделяло аристократию и жреческую элиту от простых земледельцев и ремесленников, не имевших ни средств, ни досуга для подобного ухода за своими руками, огрубевшими от работы.

Шумеры знали и использовали красящие составы. Хотя следы стойкого пигмента на ногтях плохо сохранились, мы можем судить об этом по известной любви шумеров к цвету.

Лазурит — полудрагоценный синий камень, привозимый из далекого Афганистана, был невероятно ценен. Его растирали в порошок и применяли в качестве теней для век, а также, вероятно, пигмента для украшения тела, в том числе ногтей. Синий цвет ассоциировался с богами и небом, и его использование на ногтях могло иметь ритуальное значение. По поводу хны существуют предположения, что шумеры знали о ней и других природных красителях, использовавшихся в соседних регионах. Окрашивание ладоней, подошв ног и ногтей хной было распространено на Ближнем Востоке и в Южной Азии, и Шумер как крупный центр торговли вполне мог быть знаком с этой практикой.

В шумерском искусстве (рельефы, цилиндрические печати, статуэтки) часто изображались боги, богини и правители. Важной деталью были их руки. У многих фигур, представляющих богинь плодородия, например Инанну (Иштар), а также знатных женщин, — подчеркнуто длинные хорошо очерченные ногти. Знаменитая «маска Саргона Аккадского» (около 2300 года до н. э.) или статуи правителя Гудеа демонстрируют ухоженные руки, что является частью канонического изображения могущественного и благочестивого человека.

Длинные чистые ногти, свидетельствовавшие о том, что человек не занимается ручным трудом, имели значение визитной карточки элиты так же, как дорогие одежды и украшения. Не стоит сбрасывать со счетов и чисто гигиеническую функцию. В условиях жаркого и пыльного климата Месопотамии уход за руками и ногтями был важной частью личной гигиены для предотвращения инфекций. Жрецам, совершавшим сложные ритуалы, надлежало содержать себя в чистоте, и эта ритуальная чистота, вероятно, распространялась и на состояние ногтей. Шумеры не просто «ухаживали» за ногтями — они встроили уход в сложную систему социальных кодов и верований, заложив основы традиции, которая будет только развиваться в последующих цивилизациях — таких, как Древний Египет и Вавилон.

 

Античность: эстетика и гигиена

В Древней Греции уход за ногтями и руками не являлся чисто эстетической прихотью; он отражал глубокие социальные, философские и гигиенические принципы эллинского общества. В отличие от современных сложных дизайнов, греческий подход к маникюру был сдержанным, символичным и практичным. В первую очередь, ухоженные руки и чистые ногти служили маркером социального положения. Граждане, особенно аристократы, философы и государственные деятели, вели образ жизни, свободный от тяжелого физического труда. Чистые подстриженные ногти указывали на принадлежность к этому привилегированному классу. Рабы, ремесленники и земледельцы не имели подобной возможности.

Гигиена также высоко ценилась. Греки славились своей любовью к баням (гимнасиям), где уход за телом, включая стрижку ногтей, составлял обязательную часть ежедневного ритуала. Ногти обрезались небольшими бронзовыми или костяными ножницами и выравнивались пилочками. В отличие от египтян, использовавших хну и другие пигменты для яркой раскраски ногтей и ладоней, греки предпочитали более естественный вид. Однако они все же уделяли внимание блеску и здоровому виду ногтей. Основным способом ухода было полирование. Греки использовали мелкий абразивный порошок или кусочки мягкой кожи, чтобы отполировать ногтевую пластину до легкого блеска. Это подчеркивало ее естественный здоровый розовый оттенок. Для создания более выраженного эффекта могли применяться натуральные вещества — такие, как оливковое масло, смешанное с мелким песком или пемзой: состав использовался как скраб и полирующее средство. Само по себе масло, нанесенное на ногти и кутикулу, питало и придавало им здоровый блеск. Существуют предположения, что для придания ногтям легкого цветового оттенка могли использоваться отвары таких растений, как алканна (или анхуза), известная своими красящими свойствами. Однако это не являлось повсеместной практикой, подобной использованию лака. Яркие искусственные цвета на ногтях ассоциировались с варварскими народами или гетерами — последние имели возможность позволить себе более смелые косметические эксперименты. Для знатной же замужней женщины (гетеры в браке не состояли) использование броского макияжа, в том числе на ногтях, считалось признаком дурного вкуса и вульгарности.

Для мужчин ухоженные ногти были неотъемлемой частью образа идеального гражданина и воина. Философы — такие, как Аристотель, — рассматривали чрезмерно длинные ногти как признак изнеженности и праздности, что осуждалось. Коротко остриженные чистые ногти символизировали самодисциплину, скромность и готовность к действию — ключевые добродетели греческого мужчины. Форма ногтя также имела значение. Идеальной считалась овальная или миндалевидная форма, которая гармонировала с общими эстетическими принципами греков, ценившими естественные плавные линии в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. Острые или чрезмерно длинные ногти не соответствовали канонам красоты.

Специальные древнегреческие «учебники по маникюру» не сохранились; информацию мы черпаем из нескольких типов источников. Прежде всего это — краснофигурная и чернофигурная вазопись. На множестве сосудов изображены богини, герои и простые смертные с тщательно прорисованными ухоженными руками и ногтями правильной формы. Статуи — к примеру, знаменитая Афродита Книдская Праксителя — также демонстрируют идеал ухоженных рук. В захоронениях и при раскопках домов были найдены косметические наборы, в которые входили не только сосуды для духов и белил, но и небольшие ножницы, щипчики и пилочки для ногтей из бронзы и кости, — подобные артефакты прямо подтверждают существование практик ухода за ногтями.

Таким образом, маникюр в Древней Греции не был средством яркого самовыражения, как сегодня, но проявлением культуры калокагатии — идеала гармонии физической красоты и духовного совершенства. Чистые подстриженные, отполированные ногти символизировали цивилизованность, статус, здоровье и дисциплину их обладателя — главные ценности эллинского мира.

В Древнем Риме, где внешний вид являлся не просто вопросом эстетики, а показателем социального статуса, богатства и морали, уход за ногтями и руками входил в число важнейших составляющих повседневной гигиены и ритуала красоты. В отличие от современных сложных систем, римский «маникюр» был прагматичным, но символически насыщенным. Прежде всего, состояние рук и ногтей рассматривалось как четкий маркер, разделявший сословия. Безупречно ухоженные, чистые и мягкие руки отличали человека, не занимающегося физическим трудом. Длинные ровные ногти подчеркивали благородное происхождение. Короткие, часто поврежденные и грязные ногти свидетельствовали о тяжелом физическом труде или военной службе их обладателя. Легионеру, например, предписывалось содержать ногти коротко остриженными, чтобы они не мешали в бою и не служили рассадником грязи.

Римский поэт Овидий в поэме «Искусство любви» («Ars Amatoria») дает наставления обоим полам по уходу за внешностью. Он прямо советует мужчинам следить за тем, чтобы ногти были чистыми и аккуратно подстриженными: «Не безобразь своей головы неумелою стрижкой, / Волосы и борода требуют ловкой руки; / Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью». Римляне использовали набор специализированных инструментов для ухода за ногтями, многие из которых походили на современные. Основным инструментом были небольшие бронзовые или железные ножницы или щипчики. Археологи находили такие инструменты в составе туалетных наборов как у мужчин, так и у женщин. После стрижки ногти могли подпиливать и полировать абразивными пемзами или кусочками камня. С целью удаления грязи из‑под ногтей применяли тонкие стилусы, часто двусторонние: один конец заострен для чистки, другой выполнен в виде лопаточки для отодвигания кутикулы. Эти стилусы изготавливались из кости, бронзы или даже из драгоценных металлов.

Нет убедительных свидетельств того, что римляне красили ногти пигментированными лаками, как делалось в Древнем Египте или Китае. Вместо этого они стремились к естественному, но яркому и здоровому виду. Ногти полировали до блеска кусочками замши или специальными пастами. Богатые патрицианки могли использовать дорогие масла и кремы для придания рукам мягкости.

В музеях по всему миру хранятся римские туалетные наборы, включающие в себя пинцеты, щипчики для ногтей, стилусы и зеркала. Эти находки — прямое доказательство распространенности процедуры. Уход за ногтями отнюдь не был исключительно женской прерогативой. Римские мужчины, особенно из высших слоев общества, весьма заботились о своей внешности. Известный экстравагантными привычками император Нерон, согласно историку Светонию, отправляясь в поход, всегда имел при себе полный набор инструментов для маникюра — «возил с собой и кисточки, и щипчики».

 

Средние века и Ренессанс: сдержанность и возрождение интереса

В эти периоды маникюр не являлся индустрией, как сегодня. Ключевыми аспектами были чистота, форма и цвет, достигаемый с помощью натуральных средств.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (421) Январь 2026

«Московскому журналу» — 35 лет!

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память

На пользу и процветание русского искусства

О коллекционере и меценате, основательнице «Музея старины» в Москве Наталье Леонидовне Шабельской (1841–1904)

С берега на берег под водой…

К вопросу о существовании подземных ходов под реками

Московское болото и его окрестности

Прошлое и настоящее

«Эти чудесные отношения…»

П. И. Чайковский и семья фон Мекк

Район Волхонка-ЗИЛ

Путеводитель

1812 год: не только битвы

О том, как московский Богородице-Рождественский монастырь
пережил нашествие Наполеона

Магия преображения

История маникюра от древности до наших дней