Болотная площадь. 1947 год
Восстановительные работы и разбивка сквера на Болотной площади.
1947 год
1948 году в ознаменование 800‑летия Москвы на Болотной площади по проекту В. И. Долганова был разбит большой сквер. В его создании участвовали многие жители окрестных кварталов и учащиеся местных школ, до сих пор хранящие воспоминания об этом. Парадный вход в сквер с гранитными колоннами, вазами, монументальными шарами и чугунной литой решеткой спроектировали И. Д. Мильчаков и В. Г. Крюков. За ним — красивый многоводный фонтан, ставший позднее, в 1976 году, первым в Москве светомузыкальным и ныне причисленный к объектам культурно‑исторического наследия. Ансамбль Болотного сквера — скромный собрат таких памятников Большого стиля, отразивших пафос Победы и символизировавших могущество советской державы, как «сталинские» высотки, комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станции Кольцевой линии метро... Все эти сооружения строились, казалось, на столетия. «Но уже сейчас они ветшают, требуют срочного ремонта. Вот и монументальные пропилеи Болотного сквера утратили часть своего чугунного убранства, из парапетов выпадают гранитные блоки. Будто рассыпается в прах эпоха, претендовавшая на вечность», — так писал автор этих строк каких‑нибудь полтора десятка лет назад. К счастью, разрушительный процесс, кажется, удается обратить вспять. Преодолевается утвердившаяся с 1950‑х годов недооценка архитектурных произведений предыдущего времени. Все реже услышишь пренебрежительные нотки в определении «сталинский ампир». Памятники эпохи изучаются и реставрируются. Примеры тому — восстановленные павильоны ВДНХ, станции Кольцевой линии Московского метрополитена... В том же ряду — парадный вход Болотного сквера. Сегодня он предстает перед нами в изначальном облике. Правда, вид на него с улицы Серафимовича закрыли деревья расширенного недавно сквера, и прекрасный ансамбль частично утратил свое значение едва ли не главного украшения Болотной площади.
Посреди паркового партера, выходящего на Водоотводный канал, с 1958 года возвышается памятник И. Е. Репину — произведение советских классиков: скульптора М. Г. Манизера и архитектора И. Б. Рожина. Фигура художника обращена к Лаврушинскому переулку и Третьяковской галерее. Илья Ефимович, приезжая в Москву, не раз останавливался в близлежащей гостинице Кокоревского подворья, а в Третьяковке хранится лучшая коллекция его работ. Памятник искусно выполнен и удачно поставлен, но официален, холоден и особенной любви и даже известности у москвичей не снискал. Здесь не назначают встреч и свиданий, как у бронзового Пушкина. Не прижилось и название «площадь Репина», которое Болотная носила с 1959 по 1993 год, — оно теперь почти забыто. Все вернулось на круги своя, разве что сквер иногда именуют Репинским.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память
О коллекционере и меценате, основательнице «Музея старины» в Москве Наталье Леонидовне Шабельской (1841–1904)
К вопросу о существовании подземных ходов под реками