Окраины Москвы. Село Черкизово. Открытка начала ХХ века
Современное Черкизово административно входит в состав района Преображенское, являясь его самым старым микрорайоном.
Изначально Черкизово было окраинным селом на востоке Москвы. Впервые оно упоминается в 1378 году в духовной митрополита Московского Алексия (Бяконта) (?–1378), завещавшего свою загородную резиденцию Чудову монастырю. В то время Черкизово представляло собой небольшое поселение из нескольких дворов, расположенное на возвышенном берегу речки Сосенки, правого притока Яузы, недалеко от древней Стромынской дороги (ныне в пределах Черкизова — улица Большая Черкизовская), которая вела через большое село Стромынь во Владимиро-Суздальское княжество. О том, что Черкизово было вотчиной Чудова монастыря, свидетельствует также жалованная грамота, данная обители великим князем Василием Темным на Черкизово и другие села1 (сама грамота XV века не сохранилась, но она значится в описи документов Чудова монастыря 1755 года).
Свое название, согласно наиболее распространенной версии, Черкизово получило по раннему владельцу, которым, вероятно, был выходец из Золотой Орды царевич Серкиз (Черкиз), в крещении Иван. Его сын Андрей Серкизов служил воеводой у Дмитрия Донского и погиб в Куликовской битве. Историк Преображенского П. В. Синицын еще в конце XIX века полагал, что первым владельцем Черкизова в XIV столетии являлся Илья Азаков (Озаков)2, при котором в селе появилась деревянная Ильинская церковь, освященная в честь его небесного покровителя. Скорее всего, к нему село перешло уже после Серкизовых. О принадлежности Черкизова Азакову говорит упомянутая выше духовная митрополита Алексия, где перечислены села, купленные им у Азакова, включая Черкизово. При этом другой историк Преображенского, А. В. Бугров, ставит под сомнение прочтение текста духовной и считает, что имя Азакова связано не со всеми перечисленными селами, а лишь с одним, и это не Черкизово. Таким образом, по его мнению, называть владельцем села Илью Азакова нет весомых оснований3.
В любом случае Черкизово стало центром крупной вотчины, принадлежавшей Чудову монастырю. По сведениям переписных книг второй половины XVI века, ее границы простирались на севере до современных Мытищ, на юге — до Измайлова. С запада Черкизово примыкало к селу Преображенскому, с востока соседствовало с деревней Колошино (Калошино), также входившей в чудовскую вотчину, с юга ограничивалось рекой Хапиловкой, образованной слиянием речек Серебрянки и Сосенки. На Сосенке и Хапиловке были устроены пруды — существующий и сегодня Черкизовский (Архиерейский) и не сохранившийся Хапиловский соответственно. С северо-запада к Черкизову примыкали земли нынешнего Богородского (также принадлежавшие Чудову монастырю).
Черкизово, расположенное близко к государевым селам, в первую очередь к Преображенскому, нередко посещали цари. Здесь любил поохотиться Иван Грозный, в 1567 году жалованной грамотой закрепивший за Чудовым монастырем его владения4. С конца XVI столетия в богатом селе Черкизове, располагавшемся уже по обоим берегам Сосенки, возвышалась на холме Ильинская церковь, а рядом находился монастырский двор. В 1585 году он был заново построен и напоминал загородную усадьбу5.
В Смутное время Черкизово подверглось разорению, церковь сгорела. На протяжении XVII века село сокращалось в размерах. По переписи 1715 года заметна убыль его населения по сравнению со второй половиной предыдущего столетия6.
Московские митрополиты, постоянно жившие в Москве на Троицком подворье (современный 2-й Троицкий переулок в районе Олимпийского проспекта), в летнее время любили бывать в Черкизове на архиерейском подворье. В литературе упоминается, что традиция эта берет начало еще со времен митрополита Алексия, хотя обустройство в Черкизове именно загородной митрополичьей дачи относится к гораздо более поздним временам.
После секуляризации церковных земель в 1764 году Черкизово перешло в ведение Коллегии экономии. За монастырем сохранилось лишь подворье со всеми существующими постройками, часть земель с восточной и северной сторон, а также мельница на пруду. Тогда же на холме у храма появилась Штатная слободка (Штатная горка) для обслуживания подворья. Еще во второй половине ХХ века название местности сохранялось в наименовании улицы и переулка. В 1960-х годах деревянная застройка Штатной горки была утрачена.
В XIX столетии заметный прирост населения Черкизова происходил главным образом за счет старообрядцев. Рядом находилось Преображенское кладбище, где в 1770-х годах сложился крупный старообрядческий центр. Старообрядцы покупали в Черкизове землю и строили на ней различные предприятия. Таким образом, уже к середине 1840-х годов западная часть Черкизова стала органичным продолжением старообрядческой среды Преображенского кладбища.
Постепенно село трансформировалось в промышленный пригород, где преобладали небольшие текстильные и красильные фабрики, расположенные по берегам Хапиловского пруда, вырытого в 1710 году7.
По сохранившимся в архивах описаниям, в начале 1880-х годов Черкизово напоминало пригородную слободу. Везде стояли нарядные деревянные дома, как правило, с тремя окнами по фасаду, украшенными резными наличниками. Люди продолжали сохранять связь с сельским хозяйством, а задворки и вовсе оставались деревенскими. Здесь даже имелся лесник, следивший за состоянием березовой рощи8.
Перепись 1897 года отмечает Черкизово как пригород Москвы с населением 8993 человека, а в 1902 году в нем проживало уже 11 879 человек9. Это способствовало появлению здесь впоследствии помимо Ильинского еще одного храма — Введенского (см. ниже).
На рубеже XIX–XX веков Черкизово разделили на кварталы. Хотя, по существу, с Москвой село было тесно связано уже с середины XIX столетия, московской территорией оно сделалось в 1917 году после строительства Окружной железной дороги, обозначившей новую границу города. При этом вплоть до конца 1940-х годов местность больше напоминала село.
Население Черкизова было неоднородным в конфессиональном отношении. Преобладали православные (значительную долю составляли старообрядцы), но жили здесь и сектанты-хлысты, и иудеи — последние в начале 1920-х годов в районе улицы Прогонной, ныне Халтуринской, даже построили молельню10 (не сохранилась).
История православного Черкизова — это и святыни, и традиции, и, конечно, люди, неразрывно с ними связанные. В 1930-х годах гонения на церковь не обошли стороной эту восточную окраину Москвы и затронули судьбы священства черкизовских храмов. Так, священномученик Димитрий (Добросердов) (1864–1937), архиепископ Можайский, совершавший богослужения в Ильинском храме и живший в храмовой сторожке, был расстрелян на Бутовском полигоне. Аналогичная участь постигла служившего в храме в 1930–1934 годах священномученика Александра Соколова (1881–1938). Нельзя не упомянуть также окончившего свой земной путь на Бутовском полигоне священномученика протоиерея Павла Ансимова (1891–1937). С 1925 года он проживал с семьей в доме № 42 по Лаченкову переулку (ныне — Малая Черкизовская улица). Служил в черкизовском Введенском храме и в нескольких окрестных церквах — в Семеновском, Рубцове, Измайлове.
О повседневной жизни в Черкизове 1930‑х годов документальных свидетельств не так много. Тем ценней для нас зарисовки быта того времени, оставленные сыном священника — Георгием Павловичем Ансимовым. Вот одна из них: «Это обиталище рабочих, мастеровых, ремесленников, кустарей. Одноэтажные, сильно вросшие в землю дома — в три, много в шесть окон; громоздкие бревенчатые сараи; высокие глухие заборы; запирающиеся, да еще с засовами, тяжелые ворота и такие же глухие калитки с замками, секретами и многоголосым скрипом»11.
Большие изменения произошли в 1960-х годах, когда в районе началось массовое жилищное строительство. Низенькие деревянные домики постепенно сменились многоэтажками. Сегодня здесь на берегу пруда раскинулся большой парк «Черкизовский». Любителям футбола прекрасно знаком стадион «Локомотив» (с 2017 года — «РЖД Арена»), расположенный по соседству с парком. Черкизово живет современной жизнью. О селе и его православных традициях ныне зримо напоминает лишь храм Пророка Божия Илии. Расскажем об этих традициях подробнее...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru