Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
29.01.2021
Исторический экскурс
Автор: Ксения Александровна Смирнова
Чудов монастырь. Открытка начала ХХ века
Православное Черкизово №2 (362) Февраль 2021 Подписаться

Окраины Москвы. Село Черкизово. Открытка начала ХХ века

Современное Черкизово административно входит в состав района Преображенское, являясь его самым старым микрорайоном.

Изначально Черкизово было окраинным селом на востоке Москвы. Впервые оно упоминается в 1378 году в духовной митрополита Московского Алексия (Бяконта) (?–1378), завещавшего свою загородную резиденцию Чудову монастырю. В то время Черкизово представляло собой небольшое поселение из нескольких дворов, расположенное на возвышенном берегу речки Сосенки, правого притока Яузы, недалеко от древней Стромынской дороги (ныне в пределах Черкизова — улица Большая Черкизовская), которая вела через большое село Стромынь во Владимиро-Суздальское княжество. О том, что Черкизово было вотчиной Чудова монастыря, свидетельствует также жалованная грамота, данная обители великим князем Василием Темным на Черкизово и другие села1 (сама грамота XV века не сохранилась, но она значится в описи документов Чудова монастыря 1755 года).

Свое название, согласно наиболее распространенной версии, Черкизово получило по раннему владельцу, которым, вероятно, был выходец из Золотой Орды царевич Серкиз (Черкиз), в крещении Иван. Его сын Андрей Серкизов служил воеводой у Дмитрия Донского и погиб в Куликовской битве. Историк Преображенского П. В. Синицын еще в конце XIX века полагал, что первым владельцем Черкизова в XIV столетии являлся Илья Азаков (Озаков)2, при котором в селе появилась деревянная Ильинская церковь, освященная в честь его небесного покровителя. Скорее всего, к нему село перешло уже после Серкизовых. О принадлежности Черкизова Азакову говорит упомянутая выше духовная митрополита Алексия, где перечислены села, купленные им у Азакова, включая Черкизово. При этом другой историк Преображенского, А. В. Бугров, ставит под сомнение прочтение текста духовной и считает, что имя Азакова связано не со всеми перечисленными селами, а лишь с одним, и это не Черкизово. Таким образом, по его мнению, называть владельцем села Илью Азакова нет весомых оснований3.

В любом случае Черкизово стало центром крупной вотчины, принадлежавшей Чудову монастырю. По сведениям переписных книг второй половины XVI века, ее границы простирались на севере до современных Мытищ, на юге — до Измайлова. С запада Черкизово примыкало к селу Преображенскому, с востока соседствовало с деревней Колошино (Калошино), также входившей в чудовскую вотчину, с юга ограничивалось рекой Хапиловкой, образованной слиянием речек Серебрянки и Сосенки. На Сосенке и Хапиловке были устроены пруды — существующий и сегодня Черкизовский (Архиерейский) и не сохранившийся Хапиловский соответственно. С северо-запада к Черкизову примыкали земли нынешнего Богородского (также принадлежавшие Чудову монастырю).

Черкизово, расположенное близко к государевым селам, в первую очередь к Преображенскому, нередко посещали цари. Здесь любил поохотиться Иван Грозный, в 1567 году жалованной грамотой закрепивший за Чудовым монастырем его владения4. С конца XVI столетия в богатом селе Черкизове, располагавшемся уже по обоим берегам Сосенки, возвышалась на холме Ильинская церковь, а рядом находился монастырский двор. В 1585 году он был заново построен и напоминал загородную усадьбу5.

В Смутное время Черкизово подверглось разорению, церковь сгорела. На протяжении XVII века село сокращалось в размерах. По переписи 1715 года заметна убыль его населения по сравнению со второй половиной предыдущего столетия6.

Московские митрополиты, постоянно жившие в Москве на Троицком подворье (современный 2-й Троицкий переулок в районе Олимпийского проспекта), в летнее время любили бывать в Черкизове на архиерейском подворье. В литературе упоминается, что традиция эта берет начало еще со времен митрополита Алексия, хотя обустройство в Черкизове именно загородной митрополичьей дачи относится к гораздо более поздним временам.

После секуляризации церковных земель в 1764 году Черкизово перешло в ведение Коллегии экономии. За монастырем сохранилось лишь подворье со всеми существующими постройками, часть земель с восточной и северной сторон, а также мельница на пруду. Тогда же на холме у храма появилась Штатная слободка (Штатная горка) для обслуживания подворья. Еще во второй половине ХХ века название местности сохранялось в наименовании улицы и переулка. В 1960-х годах деревянная застройка Штатной горки была утрачена.

В XIX столетии заметный прирост населения Черкизова происходил главным образом за счет старообрядцев. Рядом находилось Преображенское кладбище, где в 1770-х годах сложился крупный старообрядческий центр. Старообрядцы покупали в Черкизове землю и строили на ней различные предприятия. Таким образом, уже к середине 1840-х годов западная часть Черкизова стала органичным продолжением старообрядческой среды Преображенского кладбища.

Постепенно село трансформировалось в промышленный пригород, где преобладали небольшие текстильные и красильные фабрики, расположенные по берегам Хапиловского пруда, вырытого в 1710 году7.

По сохранившимся в архивах описаниям, в начале 1880-х годов Черкизово напоминало пригородную слободу. Везде стояли нарядные деревянные дома, как правило, с тремя окнами по фасаду, украшенными резными наличниками. Люди продолжали сохранять связь с сельским хозяйством, а задворки и вовсе оставались деревенскими. Здесь даже имелся лесник, следивший за состоянием березовой рощи8.

Перепись 1897 года отмечает Черкизово как пригород Москвы с населением 8993 человека, а в 1902 году в нем проживало уже 11 879 человек9. Это способствовало появлению здесь впоследствии помимо Ильинского еще одного храма — Введенского (см. ниже).

На рубеже XIXXX веков Черкизово разделили на кварталы. Хотя, по существу, с Москвой село было тесно связано уже с середины XIX столетия, московской территорией оно сделалось в 1917 году после строительства Окружной железной дороги, обозначившей новую границу города. При этом вплоть до конца 1940-х годов местность больше напоминала село.

Население Черкизова было неоднородным в конфессиональном отношении. Преобладали православные (значительную долю составляли старообрядцы), но жили здесь и сектанты-хлысты, и иудеи — последние в начале 1920-х годов в районе улицы Прогонной, ныне Халтуринской, даже построили молельню10 (не сохранилась).

История православного Черкизова — это и святыни, и традиции, и, конечно, люди, неразрывно с ними связанные. В 1930-х годах гонения на церковь не обошли стороной эту восточную окраину Москвы и затронули судьбы священства черкизовских храмов. Так, священномученик Димитрий (Добросердов) (1864–1937), архиепископ Можайский, совершавший богослужения в Ильинском храме и живший в храмовой сторожке, был расстрелян на Бутовском полигоне. Аналогичная участь постигла служившего в храме в 1930–1934 годах священномученика Александра Соколова (1881–1938). Нельзя не упомянуть также окончившего свой земной путь на Бутовском полигоне священномученика протоиерея Павла Ансимова (1891–1937). С 1925 года он проживал с семьей в доме № 42 по Лаченкову переулку (ныне — Малая Черкизовская улица). Служил в черкизовском Введенском храме и в нескольких окрестных церквах — в Семеновском, Рубцове, Измайлове.

О повседневной жизни в Черкизове 1930‑х годов документальных свидетельств не так много. Тем ценней для нас зарисовки быта того времени, оставленные сыном священника — Георгием Павловичем Ансимовым. Вот одна из них: «Это обиталище рабочих, мастеровых, ремесленников, кустарей. Одноэтажные, сильно вросшие в землю дома — в три, много в шесть окон; громоздкие бревенчатые сараи; высокие глухие заборы; запирающиеся, да еще с засовами, тяжелые ворота и такие же глухие калитки с замками, секретами и многоголосым скрипом»11.

Большие изменения произошли в 1960-х годах, когда в районе началось массовое жилищное строительство. Низенькие деревянные домики постепенно сменились многоэтажками. Сегодня здесь на берегу пруда раскинулся большой парк «Черкизовский». Любителям футбола прекрасно знаком стадион «Локомотив» (с 2017 года — «РЖД Арена»), расположенный по соседству с парком. Черкизово живет современной жизнью. О селе и его православных традициях ныне зримо напоминает лишь храм Пророка Божия Илии. Расскажем об этих традициях подробнее...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (362) Февраль 2021 В этом выпуске :
Статистик, литератор, публицист О Василии Петровиче Андросове (1803–1841)
Все начиналось с Горючки… Из истории пресненских стадионов
Православное Черкизово Страницы прошлого и настоящего этого московского района
Александровские казармы в Москве Февраль – сентябрь 1917 года
«Гулянье всем кому угодно...» Усадьба графов Шереметевых Кусково и ее достопримечательности в XVIII–XIX веках (по страницам дореволюционных путеводителей)
Летописец Смутного времени Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник»
Все это совсем рядом… Краеведческие прогулки по берегам Яузы и ее притоков
Москва 1835 года глазами американца По страницам записок американского путешественника Джона Ллойда Стефенса (1805–1852)