Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.10.2023
Наши поздравления Автор: Валерий Анатольевич Любартович
Высокий авторитет и заслуженное признание №11 (395) Ноябрь 2023 Подписаться

Имя Марии Владимировны Нащокиной — неутомимого исследователя истории отечественного зодчества, декоративно‑прикладного искусства, усадебного и ландшафтного строительства — хорошо известно в среде профессиональных архитекторов и градостроителей, краеведов, музейщиков. Поэтому юбилей Марии Владимировны, отмечавшийся общественностью Москвы 7 сентября 2023 года в Центральном доме архитектора, привлек многочисленных гостей. Труды юбиляра — фотографии проектов и реставрационных работ, рисунки, живопись, книги — отразила выставка, развернутая в клубной Белой гостиной.

Формирование Марии Владимировны как ученого началось в аспирантуре МАРХИ. Ее первая большая работа была посвящена эпохе эклектики. Позднее это кандидатское исследование она существенно переработала, расширила и выпустила в виде отдельной книги «Античное наследие в русской архитектуре Николаевского времени» (М., 2011); через несколько лет появился английский перевод (М., 2018).

Дальнейшая научная деятельность М.В. Нащокиной проходила в Институте теории и истории архитектуры (ЦНИИТИА — НИИТАГ), где ей представилась возможность сразу включиться в масштабный коллективный труд — создание многотомной истории градостроительного искусства России, написав (частично в соавторстве) ряд разделов. За эту работу Марию Владимировну наградили премией имени архитектора Алексея Гутнова, присуждаемой специалистам в области градостроительства.

С 1986 по 1994 год М.В. Нащокина была координатором международной программы ЮНЕСКО по изучению, сохранению и реставрации всемирного архитектурного наследия модерна. Она — автор ставшего уже классическим исследования «Московский модерн», не раз переизданного и удостоенного Макариевской премии I степени, а также не менее содержательной монографии «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» (1‑е издание — М., 1998). Весомым вкладом в изучение стилевых особенностей этого художественного направления явились работы Марии Владимировны, посвященные керамическому убранству особняков и доходных домов, интерь­ерной майолике. Ее книга «Московская архитектурная керамика. Конец XIX — начало XX века» (М., 2014) дала толчок развитию нового направления в архитектуроведении. Даже открытки — созданные художниками рубежа XIX–XX веков образцы прикладной графики — были впервые подробно рассмотрены Нащокиной в отдельной монографии (М., 2004) как произведения искусства эпохи модерна.

В фокусе ее научных интересов давно оказалось и садово‑парковое искусство. Результаты изысканий сведены в двухтомник «Русские сады XVIII — начала XX века» (М., 2007). Заметим, что особенно вторая часть двухтомника базируется на собственном натурном изучении автором усадебных парков. Это стало возможным благодаря активной экспедиционной деятельности Общества изучения русской усадьбы. Многодневные поездки по Центральной России, Украине, Белоруссии в значительной степени инициировала Мария Владимировна как заместитель председателя ОИРУ. «Насмотренный» визуальный материал она обобщила в статьях и книгах. В последние годы усадебная тема нашла развернутое выражение в капитальных монографиях — «Русская усадьба Серебряного века» (М., 2007) и «Русская усадьба конца XIX — начала XX века. Образ и стиль» (М., 2022). Нельзя не упомянуть здесь и ежегодные сборники ОИРУ «Русская усадьба» (№1–29): в них М.В. Нащокина неизменно выступала автором, а с №6 — составителем и научным редактором.

Более полусотни солидных томов, перечислить и охарактеризовать которые в кратком очерке, разумеется, невозможно, служат наглядным свидетельством весомого вклада академика Марии Владимировны Нащокиной в изучение и осмысление отечественного архитектурного наследия, русского прикладного искусства разных эпох, усадебной культуры России. Это — фундаментальные богато иллюстрированные научные издания. Обширнейший массив фотографий — архивных и натурных — дополняет тексты уникальной визуальной информацией.

На чествовании в ЦДА в адрес юбиляра прозвучало много теплых слов. Собравшиеся отмечали, что разнообразная научно‑исследовательская деятельность и активная гражданская позиция М.В. Нащокиной по защите памятников истории и культуры снискали ей высокий авторитет и заслуженное признание как в профессиональном сообществе, так и далеко за его пределами.

Редакция «Московского журнала» сердечно поздравляет Марию Владимировну Нащокину — члена редколлегии и нашего постоянного автора —
с замечательным юбилеем, желает ей здоровья
и дальнейших творческих успехов.

Многая лета!

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (395) Ноябрь 2023 «Приют трудов и вдохновения»
«Соломка» ЖСК «Соломенная Сторожка» в Москве: лики минувшего
«Соломенка» Есть в Москве уголок с необычным названием — Соломенная Сторожка.
«Страдание очистило меня…» Моя бабушка Елена Сергеевна Надеждина была удивительным человеком
Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки и его последние настоятели Во время Первой мировой войны за северной окраиной Москвы
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» Архитектурная керамика художника Александра Яковлевича Головина (1863–1930) в развитии национального варианта стиля модерн
Высокий авторитет и заслуженное признание К юбилею академика РААСН Марии Владимировны Нащокиной
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель