Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.10.2023
Наши поздравления
Автор: Валерий Анатольевич Любартович
Высокий авторитет и заслуженное признание №11 (395) Ноябрь 2023 Подписаться

Имя Марии Владимировны Нащокиной — неутомимого исследователя истории отечественного зодчества, декоративно‑прикладного искусства, усадебного и ландшафтного строительства — хорошо известно в среде профессиональных архитекторов и градостроителей, краеведов, музейщиков. Поэтому юбилей Марии Владимировны, отмечавшийся общественностью Москвы 7 сентября 2023 года в Центральном доме архитектора, привлек многочисленных гостей. Труды юбиляра — фотографии проектов и реставрационных работ, рисунки, живопись, книги — отразила выставка, развернутая в клубной Белой гостиной.

Формирование Марии Владимировны как ученого началось в аспирантуре МАРХИ. Ее первая большая работа была посвящена эпохе эклектики. Позднее это кандидатское исследование она существенно переработала, расширила и выпустила в виде отдельной книги «Античное наследие в русской архитектуре Николаевского времени» (М., 2011); через несколько лет появился английский перевод (М., 2018).

Дальнейшая научная деятельность М.В. Нащокиной проходила в Институте теории и истории архитектуры (ЦНИИТИА — НИИТАГ), где ей представилась возможность сразу включиться в масштабный коллективный труд — создание многотомной истории градостроительного искусства России, написав (частично в соавторстве) ряд разделов. За эту работу Марию Владимировну наградили премией имени архитектора Алексея Гутнова, присуждаемой специалистам в области градостроительства.

С 1986 по 1994 год М.В. Нащокина была координатором международной программы ЮНЕСКО по изучению, сохранению и реставрации всемирного архитектурного наследия модерна. Она — автор ставшего уже классическим исследования «Московский модерн», не раз переизданного и удостоенного Макариевской премии I степени, а также не менее содержательной монографии «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» (1‑е издание — М., 1998). Весомым вкладом в изучение стилевых особенностей этого художественного направления явились работы Марии Владимировны, посвященные керамическому убранству особняков и доходных домов, интерь­ерной майолике. Ее книга «Московская архитектурная керамика. Конец XIX — начало XX века» (М., 2014) дала толчок развитию нового направления в архитектуроведении. Даже открытки — созданные художниками рубежа XIX–XX веков образцы прикладной графики — были впервые подробно рассмотрены Нащокиной в отдельной монографии (М., 2004) как произведения искусства эпохи модерна.

В фокусе ее научных интересов давно оказалось и садово‑парковое искусство. Результаты изысканий сведены в двухтомник «Русские сады XVIII — начала XX века» (М., 2007). Заметим, что особенно вторая часть двухтомника базируется на собственном натурном изучении автором усадебных парков. Это стало возможным благодаря активной экспедиционной деятельности Общества изучения русской усадьбы. Многодневные поездки по Центральной России, Украине, Белоруссии в значительной степени инициировала Мария Владимировна как заместитель председателя ОИРУ. «Насмотренный» визуальный материал она обобщила в статьях и книгах. В последние годы усадебная тема нашла развернутое выражение в капитальных монографиях — «Русская усадьба Серебряного века» (М., 2007) и «Русская усадьба конца XIX — начала XX века. Образ и стиль» (М., 2022). Нельзя не упомянуть здесь и ежегодные сборники ОИРУ «Русская усадьба» (№1–29): в них М.В. Нащокина неизменно выступала автором, а с №6 — составителем и научным редактором.

Более полусотни солидных томов, перечислить и охарактеризовать которые в кратком очерке, разумеется, невозможно, служат наглядным свидетельством весомого вклада академика Марии Владимировны Нащокиной в изучение и осмысление отечественного архитектурного наследия, русского прикладного искусства разных эпох, усадебной культуры России. Это — фундаментальные богато иллюстрированные научные издания. Обширнейший массив фотографий — архивных и натурных — дополняет тексты уникальной визуальной информацией.

На чествовании в ЦДА в адрес юбиляра прозвучало много теплых слов. Собравшиеся отмечали, что разнообразная научно‑исследовательская деятельность и активная гражданская позиция М.В. Нащокиной по защите памятников истории и культуры снискали ей высокий авторитет и заслуженное признание как в профессиональном сообществе, так и далеко за его пределами.

Редакция «Московского журнала» сердечно поздравляет Марию Владимировну Нащокину — члена редколлегии и нашего постоянного автора —
с замечательным юбилеем, желает ей здоровья
и дальнейших творческих успехов.

Многая лета!

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (395) Ноябрь 2023 «Приют трудов и вдохновения»
«Соломка» ЖСК «Соломенная Сторожка» в Москве: лики минувшего
«Соломенка» Есть в Москве уголок с необычным названием — Соломенная Сторожка.
«Страдание очистило меня…» Моя бабушка Елена Сергеевна Надеждина была удивительным человеком
Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки и его последние настоятели Во время Первой мировой войны за северной окраиной Москвы
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» Архитектурная керамика художника Александра Яковлевича Головина (1863–1930) в развитии национального варианта стиля модерн
Высокий авторитет и заслуженное признание К юбилею академика РААСН Марии Владимировны Нащокиной
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель