Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
29.11.2023
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Смоленский метромост. 1938 год
Город на реке — река в городе №12 (396) Декабрь 2023 Подписаться

Главное здание МГУ имени М.В. Ломоносова. 1954 год

Москва‑река продолжала жить в своем природном, несовместимом с жизнью современного города, ритме — летом мелела, весной, а порой и дождливой осенью заливала прибрежные районы. Загрязненность иссякающих москворецких вод промышленными и коммунальными стоками достигла предела. Короче говоря, естественный ресурс Москвы‑реки оказался полностью исчерпан. Ее преобразование стало для столицы жизненно важной проблемой. Рассматривались различные варианты. Предлагалось, к примеру, перебросить в Москву‑реку часть воды из Оки через Протву и новый канал, создать здесь систему водохранилищ. Но возобладала иная идея. 1 июня 1931 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного канала Волга — Москва». Его положения нашли отражение в резолюции Пленума ЦК КПСС «О мос­ковском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР» от 15 июня 1931 года, в Генеральном плане реконструкции города Москвы (1935) и других директивных документах.

В 1932–1937 годах развернулось беспримерное по размаху в отечественной и мировой практике строительство канала Москва — Волга. Чтобы проложить 128‑километровую судоходную магистраль, поднять волжскую воду на 38 м, заполнить ею цепь водораздельных водохранилищ, вновь опустить на 35 м, возвести более 240 крупных сооружений, в том числе 14 земляных и 3 бетонные плотины, 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций, 19 шоссейных и железнодорожных мостов, потребовался поистине титанический труд. Объем работ впечатляет и сегодня: на трассе канала было перемещено 151,4 млн. кубометров грунта, уложено 3,1 млн кубометров бетона, использовано 2,35 млн кубометров лесоматериалов. Никогда прежде в нашей стране, да и во всем мире, на подобной стройке не применялось столько техники. Одних экскаваторов — около 200. Парк автомашин достигал 1600 единиц, тракторов — 275, паровозов — 150... Пришлось мобилизовать весь интеллектуальный и технический ресурс страны, привлечь зарубежные технологии, задействовать лучшие кадры. И пригнать сотни тысяч «каналоармейцев» — заключенных исправительно‑трудовых лагерей. Производство работ поручили могущественному ведомству — Наркомату внутренних дел. Окруженные колючей проволокой бараки лагерных пунктов — отделений центрального Дмитровского лагеря (Дмитлага) — появились по всей трассе работ, в том числе в Тушине, Строгине, Щукине, Карамышеве, Перерве.

В 1934–1935 годах, еще до открытия канала, на Москве‑реке выше города, в Рублеве, соорудили плотину, а на Истре заполнили большое водохранилище. Это увеличило москворецкий сток с 9 до 14 кубометров в секунду, позволило повысить мощность Рублевской водопроводной станции. Тогда же был реконструирован Перервинский гидроузел — возведена новая бетонная плотина с семью пролетами по 20 метров каждый, проложены судоходные каналы с двумя шлюзами — для судов большого водоизмещения и для маломерных плавсредств. Перервинская плотина подняла уровень реки на 3 метра, образовав в районе Нагатина и Кожухова водохранилище шириной до километра; ее подпор обеспечил судоходные глубины в центре Москвы и выше по течению вплоть до Карамышева, в связи с чем старинную Бабьегородскую плотину и шлюз на Водоотводном канале разобрали за ненадобностью.

В апреле 1937 года канал Москва — Волга вступил в строй. Волжская вода пришла в город. С тех пор она составляет свыше 60% общего стока Москвы‑реки, в котором собственно москворецкой воды не более 15–20%, и столько же дают притоки и ливнестоки. Москва‑река, по существу, стала волжской протокой. Глубины фарватера (свыше 3 м) сделали москворецкое судоходство возможным на протяжении 210 км — от Рублева до впадения в Оку.

В столице появились три крупных речных порта — Северный на Химкинском водохранилище, Западный у Филей и Южный у Печатников — на Москве‑реке. Помимо Рублевской водопроводной станции, увеличившей мощность, вступили в строй новые — Восточная, к которой подвели 30‑километровый канал от Учинского водохранилища, а позже Северная.

Строительство канала существенно отразилось на градостроительном развитии столицы и ее облике. В русле москворецкого притока Химки, перегороженном плотиной, разлилось обширное водохранилище. На нем построили крупнейший тогда в стране Северный речной вокзал, увенчанный 70‑метровым шпилем со звездой, выполненной в 1935 году, одновременно с первым «комплектом» кремлевских звезд (1937, архитекторы A. M. Рухлядев, В.Ф. Кринский).

От Химкинского водохранилища тоже прокладывались каналы. Один из них — Деривационный — идет на запад. По нему через Сходненскую ГЭС волжская вода сбрасывается в Сходню, а затем в Москву‑реку. Подземный канал соединяет водохранилище с Головинскими прудами и речкой Лихоборкой — притоком Яузы; таким путем волжская вода тоже попадает в Москву‑реку. На основном 3‑километровом судоходном канале, идущем на юг, построены два самых больших на всей водной магистрали шлюза — №7 и №8. Оба имеют по две шлюзовые камеры, каждая длиной 300 и шириной 30 м. Это своеобразная водная лестница, позволяющая судам преодолевать 36‑метровый перепад высот между Химкинским водохранилищем и Москвой‑рекой. Шлюзы — выдающиеся произведения архитектуры советского монументализма (автор проекта — В.Ф. Кринский). Их башни управления облицованы по основанию гранитом и лабрадоритом, выше — белым камнем. Колонны и пилястры отделаны зеленоватым диаритом. Декоративные якоря и якорные цепи, скульптуры и барельефы усиливают символизм этих сооружений как «речных ворот» столицы.

С Москвы‑реки от устья канала хорошо просматривается силуэт легкого, словно парящего в воздухе, моста Рижской железной дороги, построенного над шлюзом №8 по проекту и под руководством инженера А.С. Бачелиса. 120‑метровая арка из монолитного железобетона, возносящаяся
на высоту 30 м, долгое время оставалась самой длинной в СССР.

При реконструкции водного пути извилистое природное русло Москвы‑реки в некоторых местах спрямлялось для улучшения условий судоходства. Так, Хорошевское спрямление сократило путь на 4,5 км, превратив Серебряный бор в остров. На новом русле соорудили заградительные ворота, позволяющие при необходимости прекратить течение реки. Через спрямление перебросили железобетонный мост (1937, автор проекта — инженер А.А. Белоголовый).

Еще один спрямительный канал был прорыт в 1932–1937 годах в горловине Мневниковской излучины у деревни Карамышево, сделав здесь судоходный путь короче сразу на 8 км. В этом месте построили Карамышевский гидроузел. Природное русло у начала излучины перекрыла бетонная плотина длиной 116 и высотой 18,5 м с пятью пролетами. Она поднимает уровень реки выше по течению, обеспечивая судоходные глубины не менее 3,5 м на участке до соединения с каналом Москва — Волга у Щукина. В Карамышевский гидроузел входит также шлюз №9 с перепадом высот 9 м. Мост над ним соединил ставшую островом Мневниковскую пойму с городом. Архитектурное оформление комплекса Карамышевского гидроузла решено зодчим А.М. Рухляевым в сдержанно‑монументальном стиле советской классики, общем для всей трассы канала Москва — Волга. Создание гидроузлов и плотин позволило уверенно регулировать сток Москвы‑реки, тем самым избавив город от наводнений.

Реконструкция водной системы неизбежно потребовала и сооружения новых мостов, способных пропускать крупнотоннажные суда. В 1937 году по проекту инженеров П.Н. Пономаревой и П.И. Антоновой, архитекторов К.Н. и Ю.Н. Яковлевых был построен первый в столице метромост, пересекший Москву‑реку одной 150‑метровой стальной аркой на перегоне Арбатского радиу­са (ныне Филевской линии). В 1937–1938 годах старый Крымский мост на Садовом кольце заменил новый, вантовый, тоже первый в Москве. Его проектировали инженер Б.П. Константинов и архитектор А.В. Власов. Стальные элементы уникального сооружения изготовили в Донбассе на Новокраматорском машиностроительном заводе. Рабочие и специалисты предприятия собрали конструкцию весом 10 тысяч тонн на бетонных опорах всего за 56 дней. Длина моста с подходами — 671 м, речного пролета — 168 м. Высота пилонов, на которых подвешено пролетное строение, — 29,7 м. Крымский мост стал крупнейшим на тот момент вантовым мостом в Европе. Он и поныне признается одним из красивейших в столице. Его архитектурный образ исполнен романтики, а воздушный силуэт неизменно притягивает взгляд к москворецкой панораме.

Новый Большой Каменный мост появился в 1937–1938 годах не на месте знаменитых предшественников, а чуть ближе к Кремлю. Авторы проекта — инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх и М.А. Минкус. Общая длина — 497 м, ширина — 40 м. Мост перешагнул Москву‑реку одной 105‑метровой стальной аркой. Ее стремительный абрис выразительно контрастирует с монументальностью береговых устоев, облицованных грубоколотыми блоками серого гранита. Достопримечательность Большого Каменного моста — уникальные чугунные перила. На них есть изображение довоенного герба Москвы — с Монументом советской конституции, стоявшим на Тверской (тогда Советской) площади, снесенным в 1941 году и впоследствии замененным памятником Юрию Долгорукому.

Первый на Москве‑реке мост из монолитного железобетона — Большой Москворецкий — строился в 1936–1938 годах по проекту инженера В.С. Кириллова и архитекторов А.В. Щусева и П.М. Сардарьяна. Его общая длина — 554 м, ширина — 40 м. Над Москвой‑рекой он нависает эффектной 95‑метровой аркой. Розовый гранит облицовки, лаконичный и изысканный архитектурный декор органично перекликаются с ансамблем Кремля и Красной площади.

1 мая 1938 года был открыт новый Большой Устьинский мост, сооруженный по проекту инженера В.М. Вахуркина, архитекторов Г.П. Гольца и Д.М. Соболева. Речной пролет длиной 135 м составлен из шести стальных двухшарнирных арок. Общая же длина моста — 478 м, ширина — 40 м. Первоначальный проект предусматривал возведение башни‑маяка, отмечающей устье Яузы, но осуществить данный замысел не удалось.

Новый Большой Краснохолмский мост сменил старый в 1936–1938 годах. Проект разработали инженер В.М. Вахуркин и архитектор В.Д. Кокорин. Речной пролет моста — 168 м, ширина — 40 м, динамичная стальная арка — главная деталь москворецкой панорамы этих мест.

В 1937 году по проекту инженера Ю.Ф. Вернера, архитекторов Н.Б. Соколова, К.Н. и Ю.Н. Яковлевых капитально реконструировали Новоспасский мост. Пролеты были подняты на 2,7 м для пропуска больших судов, длина увеличилась до 502 м, ширина же осталась прежней — 21,2 м.

Обновление 1930‑х годов не затронуло лишь один автодорожный мост на Москве‑реке — Бородинский, реконструированный уже после войны по проекту Ю.Ф. Вернера.

С 1932 года в городе развернулось строительство новых и реконструкция существующих набережных. К 1938 году их общая протяжненность на Москве‑реке достигла 37 км, увеличившись в восемь раз по сравнению с дореволюционным временем. Еще 11 км набережных появилось на Водоотводном канале и Яузе. Подпорные стенки делались из монолитного железобетона и облицовывались гранитом. Они имеют ломаный профиль с наклоном нижней части 45 градусов к горизонту, что несколько улучшает пропуск полой воды и открывает более широкий вид на прибрежную застройку. Старые набережные — Кремлевская, часть Пречистенской и у бывшей Голицынской больницы в Парке культуры — сохранили прежний почти отвесный профиль и фрагменты облицовки татаровским песчаником. На одетых в бетон и камень берегах Москвы‑реки, Водоотводного канала и Яузы были сооружены 40 сходов‑лестниц к воде.

Из набережных первого советского поколения, пожалуй, самая привлекательная и романтичная — Пушкинская, протянувшаяся вдоль ЦПКиО и Нескучного сада почти на 3 км. Свое название она получила в 1937 году, когда в СССР широко отмечалось 100‑летие со дня гибели поэта. Набережная сооружена по проекту А.В. Власова, но включает и старинный участок начала XIX века с классическими беседками — творением великого М.Ф. Казакова. У подножия Нескучного сада Пушкинская набережная получила необычную двухуровневую конструкцию. Гранитные лестницы и живописный водный каскад с гротом и скульптурой девушки‑пловчихи спускаются с верхнего яруса к нижнему, расположенному у самой воды и полностью отданному пешеходам.

В 1935 году гранитным амфитеатром трибун Водноспортивного клуба была оформлена стрелка Москвы‑реки и Водоотводного канала (архитектор И.А. Француз).

Грандиозное гидротехническое строительство советской эпохи сделало сухопутную столицу портом пяти морей — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Постоянные глубины не менее 3 м, отсутствие мелей и перекатов, спокойное течение (скорость 0,1–0,2 м/с) создали на Москве‑реке благоприятные условия для судоходства. В 1931 году создается Мос­ковско-Окское управление речного пароходства. В 1937‑м организуется пароходство «Москва-Волга канал», для которого на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижнем Новгороде) и на других предприятиях построили целый флот речных судов — пассажирских, грузовых, буксирных и прочих.

На Москве‑реке становилось все больше прогулочных трамвайчиков. С 1933 года ими заведовало Мос­ковское пригородное пароходство. Флотилия состояла из 70 катеров, бравших на борт по 40–100 человек. Курсировали они по двум линиям: Бородинский мост — Автозавод, Большой Каменный мост — подмос­ковное Заозерье. Прогулочные суда являлись заметной деталью москворецкого пейзажа и даже вошли в большую литературу. Вспоминается эпизод из булгаковского романа «Мастер и Маргарита»: лихой свист Бегемота с высоты Воробьевых гор срывает у пассажиров речного трамвайчика кепки, а богатырский посвист Коровьева и вовсе выплескивает суденышко из реки на «противоположный зеленый» берег, то есть на лужниковский, тогда еще ничем не застроенный.

Согласно «сталинскому» Генеральному плану реконструкции столицы (1935), Москва‑река должна была стать не только мощной транспортной артерией, но и осью градостроительной композиции, главной парадной магистралью города‑сада, прообраза «светлого будущего всего человечества». Озелененные набережные шириной 40–50 м предполагалось застраивать только жилыми и особо значимыми общественными зданиями. Вовсю шли работы по возведению Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя. Над Ростовской набережной на Мухиной горе поднялся необычный подковообразный дом жилкооператива «Советский архитектор» (1934–1938, архитектор А.В. Щусев). Парадная монументальная застройка Фрунзенской набережной началась в 1939 году с жилых зданий №26, 32, 34 (архитектор А.Г. Мордвинов) и №4, 8 (архитектор К.И. Джус). В 1940‑м заложили величественный комплекс Наркомата обороны (архитекторы Л.В. Руднев, О.В. Мунц). Новые здания в стиле «советского монументализма» вырастали на Смоленской, Саввинской, Бережковской, Котельнической, Краснохолмской, Дербеневской набережных. Одновременно, вопреки требованиям Генплана, но в соответствии с общегосударственным приоритетом индустриализации страны, на прибрежных территориях разрастались промзоны. Так, значительную часть Бережковской набережной заняла теплоэлектростанция (ТЭЦ–12).

Великая Отечественная война заставила отложить на время осуществление многих планов, а от некоторых отказаться навсегда. Москва‑река вновь, как в 1812 году, сделалась военной коммуникацией. По ней в прифронтовую столицу доставлялись топливо, продовольствие, боеприпасы, материалы для строительства оборонительных сооружений, эвакуировались в тыл население и оборудование предприятий. Для немецкой авиации река являлась главным ориентиром при налетах на город, поэтому ее русло в некоторых местах, например, у Кремля, а также Водоотводный канал маскировали плотами и макетами зданий. С целью ввести вражеских летчиков в заблуждение в районах Филевской и Татаровской пойм, Мневниковской излучины сооружались масштабные декорации, имитировавшие примечательные объекты — кремлевские башни и соборы, крупные заводы. На прибрежных территориях сносились высотные ориентиры — тогда, к примеру, срезали четыре 63‑метровые трубы ТЭЦ-2 на Болотной набережной, разобрали колокольню церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. По берегам Москвы‑реки были сосредоточены мощные силы противовоздушной обороны — зенитные орудия, пулеметные установки, аэростаты. Особенно плотно прикрывались западные подступы к столице — Рублево, Крылатское, Строгино, Пенягино, Митино.

На Москве‑реке у деревни Строгино в начале войны испытывались плавающие танки Т-40. Там же в декабре 1941 года формировалась первая автоколонна для снабжения осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера. Сегодня главная аллея прибрежного парка района Строгино носит название Дорога жизни.

Когда гитлеровцы подошли к городу, все мосты и гидроузлы на Москве‑реке и канале были подготовлены к взрыву. По этим естественным рубежам оборудовали одну из линий Московской зоны обороны. До наших дней сохранились бетонная пулеметная точка у подножия железнодорожного моста над шлюзом №8 и массивный дот на москворецком склоне в Щукине. Врага до этих мест не допустили, но в верховьях Москвы‑реки и у канала кипели бои, в которых решалась судьба России и всего мира. Москворецкие суда участвовали в Сталинградской битве в качестве минных тральщиков и военных транспортов. Многие московские речники сражались на фронтах войны Великой Отечественной; девятнадцать человек удостоились звания Героя Советского Союза.

22 июня 1943 года на Пушкинской набережной Москвы‑реки в ЦПКиО открылась выставка трофеев Красной Армии. Экспозиция постоянно пополнялась; в итоге количество экспонатов достигло 7 тысяч — самолеты, танки, артиллерийские орудия, другая военная техника… Специальный раздел рассказывал о зверствах фашистов — демонстрировались орудия пыток из концлагерей, приспособления для «душегубок» и тому подобное. Выставку посетили миллионы людей. Сюда приезжали Г.К. Жуков, будущий президент США Д. Эйзенхауэр, Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. В 1946 году экспонаты передали в музеи, военные учебные и научно‑исследовательские учреждения.

В послевоенное время столица СССР продолжала быстро расти и развиваться. Если в 1939 году ее население составляло 4 млн 542 тыс. человек, то в 1979‑м — уже 8 млн. 11 тыс. Мегаполису требовалось все больше воды. И вновь развернулись масштабные гидротехнические работы — уже на западе Московской области. В верховьях Москвы‑реки в 1960–1962 годах создается Можайское водохранилище. В 1965–1966‑м на Рузе и в 1967 году на ее притоке Озерне появились искусственные озера. Все это значительно улучшило водоснабжение столицы.

Москворецкая водная система с Каналом имени Москвы (такое название он получил в 1947 году в ознаменование 800‑летия города) постоянно совершенствовалась. В 1960–1970‑х годах были перестроены пять плотин от Москвы до Коломны. Они теперь обеспечивали проход судов грузоподъемностью до 2 тыс. тонн. В Северном и Западном портах города швартовались самоходные баржи грузоподъемностью 5 и более тыс. тонн. Общий грузооборот москворецкой водной системы в 1977 году достигал 35 млн. тонн — почти в 40 раз больше, чем в «эталонном» 1913‑м.

В 1948 году на Москву‑реку впервые вышел прогулочный теплоход «Москвич». Эти теплоходы строил Московский судостроительный и судоремонтный завод в Нагатине. Речной трамвайчик стал очень популярен, перевезя за свою «долгую и беспорочную» службу миллионы пассажиров. Выпуск «Москвичей» прекратился еще в 1959 году, но и сейчас, когда больше нет на берегах Нагатинского затона и самого завода, их можно иной раз заметить среди более совершенных и элегантных собратьев. Каждое появление такого ветерана вызывает у старожилов города ностальгические воспоминания о детстве и юности на Москве‑реке.

В 1969 году на МССЗ началось производство прогулочных теплоходов следующего поколения — «Москва». Эти всем знакомые суда и сейчас преобладают на москворецкой и многих других акваториях.

Москвичи со стажем еще помнят стремительные пролеты по речной глади напротив Кремля или Воробьевых гор теплоходов «Ракета» на подводных крыльях. Они строились в Горьком (Нижнем Новгороде) на заводе «Красное Сормово» и могли достигать скорости 72 км/ч. Появление «Ракеты» из‑за поворота реки вызывало панику среди купающихся, тут же устремлявшихся к берегу. Ходили страшные легенды о попавших под острые «плавники» судна. Но прокатиться на «Ракете» — это было классно!

После войны в панораме Москвы‑реки появились новые выразительные акценты. В 1947 году страна широко отмечала 800‑летие столицы. В ознаменование этой даты было решено построить восемь (в реальности их оказалось семь) высотных зданий — своеобразных «спутников» еще не возведенного Дворца Советов. Москва советская утверждала себя грандиозными сооружениями в качестве столицы мировой державы, только что победившей в великой войне, уверенно смотрящей в коммунистическое будущее, но помнящей вековые традиции и деяния предков. Для строительства «высоток» подбирались самые престижные точки города. Неудивительно, что большинство зданий заложили либо на берегах Москвы‑реки, либо в визуальной близости от нее.

Первым в 1947–1952 годах вознес свой шпиль на высоту 176 м 32‑этажный жилой дом на Котельнической набережной (архитекторы Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инженер Л.М. Гохман). Это — единственная «сталинская высотка», завершенная при жизни вождя.

Изначальный проект нового здания Мос­ковского государственного университета, созданный самым именитым зодчим страны Б.М. Иофаном и его коллегами — Я.Б. Белопольским, В.В. Пелевиным и А.И. Поповым-Шаманом — предусматривал возведение высотной башни на бровке Воробьевых гор. Но оползневые склоны москворецкого берега, как в случаях с храмом Христа Спасителя и Красным стадионом, представлялись слишком слабыми для подобной нагрузки. Проект переработали другие авторы — Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков и В.Н. Насонов. Колоссальное 36‑этажное здание высотой со шпилем 239,7 м возвели в 1948–1953 годах в километре от Москвы‑реки, но в ее пространстве оно является одним из наиболее приметных ориентиров.

Прибрежная возвышенность на Смоленской площади была отмечена 27‑этажным 173‑метровым зданием Министерства иностранных дел. Оно построено в 1948–1953 годах по проекту В.Г. Гельфрейха и А.А. Минкуса. Соавтором маститых зодчих можно назвать и самого Сталина. Именно он, говорят, потребовал, чтобы «высотку» увенчала шатровая башенка наподобие кремлевской.

С Москвы‑реки хорошо просматривается и 22‑этажный жилой дом на Кудринской площади, шатер которого поднимается на 160 м (1950–1954, архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц).

Крутую излучину Москвы‑реки эффектно акцентирует 30‑этажное здание гостиницы «Украина» со шпилем, возвышающемся на 200 м (1950–1955, архитекторы А.Л. Мордвинов, В.К. Олтаржевский).

«Сталинские высотки» создали новый силуэт столицы, подчеркнув центральное значение в пространственной композиции города не Дворца Советов, так и не построенного, а древнего Кремля, с которым они перекликались своей архитектурой. Однако облик Москвы, ее речной фасад сегодня выглядел бы совсем иначе, если бы возвели восьмую «высотку» — самую грандиозную. Многоэтажную 275‑метровую башню начали строить по проекту архитектора Д.Н. Чечулина и инженера И.М. Тигранова в Зарядье рядом с Кремлем. Ради этого снесли немало исторических памятников, в том числе церковь Николы Мокрого близ места древней москворецкой пристани. Но завершить работы так и не удалось...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (396) Декабрь 2023 «Что в имени твоем, Благуша…»
«Без Благуши какая уж там Москва!» Две прогулки по столице
Базарджикский полк между двух революций Протоколы комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского Базарджикского полка (март — октябрь 1917 года)
«Чтобы и не дышали дыханьем русским…» Как русская Восточная Галичина стала русофобской Западной Украиной
«Особый изобразительный мир» Рассказы о московских художниках-анималистах
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*