Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
27.12.2019
У истоков
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Визит французских офицеров на завод Лебедева в 1916 году. В.А. Лебедев — в центре. Крайний слева — Л.П. Гончаров, крайний справа — С.П. Гуревич. На заднем плане — самолет «Лебедь-16»
По следам необычного автографа №1 (349) Январь 2020 Подписаться

Авиатор В.В. Каменский. Варшава. 1911 год

Как-то в 1990-х годах у одного букиниста я увидела книгу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф» — первое издание (1918). На книге — дарственная надпись: «Лебедеву, знаменитому изобретателю аэропланов. Маяковский». И ниже: «Альтику в день рождения». Заинтригованная, я начала поиски адресатов этих инскриптов.

Как известно, тема авиации занимала значительное место в творчестве Маяковского. Один из своих сборников он хотел назвать «Сам пройдись по небесам». Но из людей ближайшего окружения Владимира Владимировича с авиацией был связан только В. В. Каменский, выступавший в двух ипостасях — поэта-футуриста и летчика. И первым делом я обратилась к воспоминаниям Каменского «Путь энтузиаста», где обнаружила такие строки: «Отныне петербургский аэродром стал местом моего “вдохновения”. И новые друзья, первые авиаторы: Ефимов, Васильев, Россинский, Уточкин, Лебедев1. После полетов на “Фармане” с В. А. Лебедевым я так окрылился, что земным больше не считал себя — весь ушел на воздух, всем существом слился с аэропланом»2.

В начале XX века авиация будоражила умы многих поэтов и писателей. За полетами «покорителей неба» увлеченно наблюдали Валерий Брюсов (во Франции), Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус (в Германии), Александр Блок, Леонид Андреев, Михаил Арцыбашев (в России). В мае 1910 года на первой Всероссийской авиационной неделе в Санкт-Петербурге присутствовали практически все участники проходившего в то время съезда литераторов. Александр Куприн, проживавший в Гатчине неподалеку от аэродрома, дружил с летчиками. Маяковский также — вероятно, под влиянием Каменского — познакомился с некоторыми из них, в том числе с В. А. Лебедевым.

* * *

Когда в конце 1990-х годов я начала работать над статьей, сведений о Лебедеве в энциклопедических справочниках и специальной литературе о самолетостроении оказалось крайне мало. Сегодня появились дополнительные источники, позволившие существенно статью дополнить.

Из архива Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже были получены материалы, связанные с В. А. Лебедевым, в 1926 году эмигрировавшим во Францию: копия летного удостоверения, журнал «Авиационное и автомобильное обозрение», выходивший в Париже на французском языке под редакцией Владимира Александровича, брошюра «100 первых авиаторов мира», где он упоминается. Согласно этим материалам, родился В. А. Лебедев 6 января 1881 года (а не в 1879 году, как указывали наши издания) в Санкт-Петербурге в семье небогатых дворян. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и несколько лет служил по гражданскому ведомству, а затем уволился в чине коллежского секретаря. Обладая прекрасным здоровьем и хорошими физическими данными, он еще в студенческие годы увлекался авто- и велогонками, стал чемпионом России по велоспорту и установил рекорд, проехав на велосипеде 375 верст за 19 часов, кроме того, много публиковался в петербургском журнале «Автомобиль», который в 1908 году возглавил. Известно также, что в том же году Владимир Александрович вместе с двумя известными гонщиками А. П. Нагелем и А. И. Ефроном совершил пробег по Европе на французском автомобиле Brasier. Они преодолели около 10 тысяч километров: Германия, Бельгия, Франция, Италия, Австро-Венгрия… Во Франции В. А. Лебедев впервые увидел полет на аэроплане и заболел авиацией. Он начал усиленно заниматься вопросами пилотирования летательных аппаратов тяжелее воздуха. В этом ему помогал брат — профессор Алексей Александрович Лебедев, читавший курс авиационных двигателей на кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института, где готовили также инженеров по воздухоплаванию, активный деятель Императорского всероссийского аэроклуба, член редколлегии журнала «Вестник воздухоплавания»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (349) Январь 2020 В этом выпуске :
«“Московский журнал” — это моя судьба» К юбилею главного редактора Анны Филипповны Грушиной
По следам необычного автографа Страницы биографии пилота-авиатора и авиапромышленника Владимира Александровича Лебедева (1881–1947)
Здесь жил и работал… О московской усадьбе художника Федора Степановича Рокотова (1735–1808)
Один из Полежаевых О художнике-иллюстраторе Александре Георгиевиче Полежаеве (1894–1963)*
Фабриканты Семейство Рабенек в России (1829–1917)
Иван Иванович Рерберг (1869–1932)* К 150-летию со дня рождения
«На «стеночку» да наотмашь!» Из истории кулачных боев в Москве