Александро-Невская часовня на Моисеевской площади. 1914 год. Собрание Э.В. Готье-Дюфайе
Фигура Александра Ярославича Невского — знаковая в русской истории. Он один из самых прославленных ее героев и один из самых почитаемых на Руси святых, покровитель русского воинства, образец государственного деятеля. С. М. Соловьев в XIX веке писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского»1.
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читаем: «Александр сделался любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он “Богом рожден”. Побеждая везде, он никем не был побежден. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра, рассказывал, что он прошел много стран и народов, но нигде не видал такого “ни в царях царя, ни в князьях князя”. Такой же отзыв будто бы дал о нем и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей»2.
Особенные почести воздавали Александру Невскому в Великом Новгороде, где он княжил и в землях которого совершал свои военные подвиги, во Владимире, где также княжил и был похоронен, и, конечно же, в Санкт-Петербурге, куда в 1724 году по велению Петра I перенесли святые мощи князя.
На фоне в целом негативного отношения в советскую эпоху к отечественной истории, церкви и ее святым образ Александра Невского с 1930-х годов вновь начал обретать свое подлинное содержание. В 1942 году в честь князя учредили военный орден, а в 1961-м историк С. О. Шмидт писал о нем в официальной Советской исторической энциклопедии: «Возглавлял русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами, <…> показал себя осторожным и дальновидным политиком. Он решительно отверг попытки папской курии вызвать войну Руси с Золотой Ордой, т. к. понимал безуспешность войны с татарами в то время. Умелой политикой <…> способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь»3. Памятники ему появились в Переславле-Залесском (место рождения, 1958), Владимире (1963), Новгороде (1985).
В Москве, в XIII веке представлявшей собой маленький укрепленный городок на окраине Владимиро-Суздальского княжества, Александр Невский не бывал, но его наследие, семья и потомки сыграли значительную роль в возвышении будущей столицы. Как полагают, кремлевский Архангельский собор сооружен в начале XVI века на месте деревянной церкви XIII столетия, построенной братом Александра Невского Михаилом Ярославичем Храбрым (1229–1248) в честь своего небесного покровителя архангела Михаила.
В летописях князь Михаил именуется Московским, что дает некоторым историкам повод считать его первым самостоятельным московским князем. Михаил Ярославич погиб в 1248 году в битве с литовцами и получил прозвище Хоробрит. А кремлевский Архангельский собор стал главной усыпальницей московских князей и позднее вплоть до начала XVIII века — российских государей.
У Александра Невского было пятеро детей, четвертый из которых, Даниил (1261–1303), родился в стольном граде Владимире-на-Клязьме. После смерти отца в возрасте около трех лет Даниил Александрович получил в удел маленькую Москву и был взят под опеку дядей — великим князем владимирским Ярославом Ярославичем. Даниил являлся активным участником междоусобной княжеской борьбы, играя важную политическую роль в Северо-Восточной Руси. Некоторые историки считают, что при нем в состав Московского княжества вошел рязанский город Коломна с прилегающими землями.
В последний год своего княжения он занял Переславль. Благодаря энергичным действиям Даниила Александровича Московское княжество сделалось одним из самых сильных в Северо-Восточной Руси. Скончался князь 5 марта 1303 года и упокоился в основанном им Свято-Даниловом монастыре, где была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. С XVI века Даниил Александрович являлся местночтимым святым, а в 1652 году его мощи перенесли в собор Данилова монастыря.
Сын Даниила Александровича великий князь Иван Калита (1288–1340) еще более расширил Московское княжество. При нем Москва начала обстраиваться каменными храмами. По приглашению Ивана Даниловича сюда из Владимира переехал митрополит Петр, подавший князю мысль о сооружении в Кремле нового Успенского собора — будущей усыпальницы предстоятелей Русской православной церкви. Так благодаря внуку Александра Невского, а затем его наследникам династия укрепилась и постепенно возвысила Москву до статуса столицы всея Руси.
Именно в Москве в правление Ивана Грозного на Соборе 1547 года состоялась канонизация Александра Невского. К соборному прославлению по благословению митрополита Московского Макария была составлена служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».
Не известно, появился ли в XVI веке в каком-либо московском храме престол в честь нового святого. Зато в XVII столетии в Кремле имелся уже хорошо известный историкам Москвы храм Святого благоверного князя Александра Невского. Впервые упоминаемый под 1625 годом, он находился близ церкви Черниговских чудотворцев. Во время пожара 1626 года храм, видимо, пострадал и был построен на новом месте. 15 июня 1634-го его освятили в статусе собора, который в храмовый праздник 23 ноября (день кончины князя) не раз посещали цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович.
Дальнейшая судьба собора связана с сооруженным в последней четверти XVII века зданием Приказов на Ивановской площади. Над его проезжими воротами в начале 1680-х годов под одной крышей возвели два храма, куда перенесли престолы Александровский и Черниговских чудотворцев. Архитектура храмового комплекса была весьма необычна: на общей четырехскатной кровле возвышались десять глав. К сожалению, весь этот исторический ансамбль уничтожили в 1770-х годах при подготовке к строительству Большого Кремлевского дворца. Иконостас Александро-Невского храма переместили во Входоиерусалимский придел собора Василия Блаженного на Красной площади4.
В 1723–1724 годах по распоряжению Петра I происходило торжественное перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря в Санкт-Петербург. В Москве специально для этого действа изготовили громадный (шириной 7, длиной 11 и высотой 5 аршин) ковчег, который несли не менее 150 человек. Москвичи встречали процессию 18 августа у Красного Села. Ковчег в сопровождении множества народа проследовал по улицам Мещанской и Сретенке, мимо Кремля; в начале Тверской у мощей было совершено молебствие. К вечеру процессия вышла из Москвы, у села Всехсвятского святыню поставили под шатром, и здесь всю ночь шли богослужения.
В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского.
Весьма странно, но долгое время в Москве существовал лишь один посвященный Александру Невскому храм — упомянутый выше собор над зданием Приказов в Кремле, а после разборки здания престолов во имя этого святого в Первопрестольной вообще не осталось. Однако в XIX веке положение начало меняться.
Издавна существовала традиция освящать церковные престолы в честь святых, являвшихся небесными покровителями царей и цариц. Так, например, при Петре Великом появились Петропавловские храмы, при Елизавете Петровне — Елисаветинские, при Екатерине II престолы часто освящались во имя великомученицы Екатерины.
В 1801 году на русский трон впервые взошел император с именем Александр, открыв александровскую череду династии. Все три царственных Александра оказались личностями незаурядными, сыгравшими выдающуюся роль в отечественной истории: при Александре I Благословенном в 1812 году была одержана победа над Наполеоном, при Александре II Освободителе крестьяне получили волю, а народы Румынии, Сербии, Черногории, Болгарии избавились от османского владычества, при Александре III Миротворце, обеспечившем России передышку от войн, страна совершила мощный всесторонний прорыв в своем развитии.
Всего в XIX веке и вплоть до 1917 года в Москве появилось 16 храмов, 2 часовни и 10 приделов, то есть около 30 престолов, освященных во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обращает на себя внимание тот факт, что Александро-Невские храмы устраивались главным образом в государственных и общественных учреждениях — училищах, богадельнях, приютах, больницах, при тюрьмах и так далее, то есть являлись, по сути, домовыми, в большинстве своем не имевшими собственных зданий, а нередко и причта. Характерно также следующее: за последние 20 дореволюционных лет, то есть в период царствования Николая II, в Москве в честь князя не было освящено ни одного престола5.
Дать достойное описание всех Александро-Невских храмов Москвы в журнальной статье невозможно6, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.
Первая церковь, освященная в XIX веке во имя святого благоверного князя Александра Невского, находилась в генерал-губернаторском доме на Тверской улице. Церковь устроили в 1806 году в помещении верхнего этажа. В 1823-м она сгорела, однако вскоре была восстановлена.
Первоначально ее приписали к ближайшему приходскому Космодамианскому храму. Лишь в 1840-х годах при ней появился собственный причт. Позже (1892–1893), с назначением на должность генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, церковь коренным образом перестроили в духе XVII века по проекту архитектора Н. В. Султанова и освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского7.
Другой Александро-Невский храм был освящен в июле 1812 года на Новой Божедомке в здании, возведенном несколькими годами ранее архитектором И. Д. Жилярди для Мещанского института. Позже этот институт назвали в честь императора Александра I, чем и было обусловлено посвящение храма.
Мемориальный характер носил устроенный в 1822 году вместо прежнего древнего Георгиевского Александро-Невский придел в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Во время 30-летнего царствования брата Александра I — императора Николая Павловича (1825–1855) Москва обогатилась двумя Александро-Невскими училищными храмами. Один из них — в здании Мещанских училищ (архитектор М. Д. Быковский) на Большой Калужской улице — освятили в сентябре 1839 года. Он располагался в центре главного корпуса во втором и третьем этажах; в нем установили величественный сплошь вызолоченный иконостас. В ноябре 1851 года состоялось освящение Александро-Невской церкви при Императорской Практической академии коммерческих наук на Покровском бульваре...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru