Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
28.02.2025
Собиратели Автор: Маслова Юлия Валерьевна
Румянцевский музей. \r\nМосква. Начало ХХ века\r\n
«Букинисты старого времени» №3 (411) Март 2025 Подписаться

Неизвестный художник. Вид старообрядческого Рогожского кладбища. Москва. XIX век

Родоначальник семейного дела Тихон Федорович Большаков (1794–1863) в конце жизни мог бы применить к себе слова летописца: «Ярослав же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание».

Родился Тихон в городе Боровске Калужской губернии, где традиционно селились сторонники старой веры. Выходец из крестьянской семьи старообрядцев‑поповцев, он 12‑летним отроком приехал в Москву к дяде, занимавшемуся торговлей кожевенным товаром. Сначала помогал купцу, а через шесть лет у него уже была своя кожевенная лавка на Варварке в Малом Юхотном (юхть, или юфть, — мягкая кожа) ряду. Старопечатные и рукописные книги тогда имели кожаные переплеты, поэтому продавались вместе с другими товарами из кожи.

 

К моменту появления лавки Большакова грянула Отечественная война 1812 года, и Тихону Федоровичу, как и многим москвичам, пришлось покинуть город. После пожара Москва представляла собой страшное зрелище: выгорели Рогожская застава, Таганская, Серпуховская, Пречистенская и Яузская части, Солянка, Замоскворечье. Пострадало и сердце города — мос­ковский Кремль. 13 декабря 1812 года 18‑летний юноша пишет письмо семье, оставшейся в Боровске, — «милостивой государыне матушке» Пелагее Ивановне, «любезной сестрице» Настасье Федоровне и «братцу моему любезному» Ивану Федоровичу. Он спешит сообщить, что жив и здоров, а далее сообщает о своих приключениях на обратном пути из Михайлова через Коломну и Бронницы в Москву. «И пошел я от кладбища к Москве, и такой смрад, что итить нельзя. И я шел, закрывши рот и нос, и то такой смрад, такая вонь, что Боже упаси. И случилось мне итить очень рано по той причине, что мы думали — и ночевать в Москве негде, и ночевали мы верст за 14 и встали очень рано. И пошел я в Москву часа за два до рассвета и пришел я прямо к Лобному месту и дождался свету и стал смотреть, что Москва такая стала, что слезам подобно. Боже создатель всея твари, до чего допустил такого злодея, что сделал над святынею и надо всей окрестностью Москвы»1. И далее: «Наш ряд завалился весь, и я рад, что мой погреб цел, не разломан. И не смотрел с неделю в погребе, потому что очень много навалили кирпичу. Город весь выжжен, Замоскворечье все выжжено, также Калужские вороты и Серпуховские, Таганские, и Рогожская вся выжжена. А [нрзб.] только осталася Микольская улица, а то все развалилися. Я пришел в Москву, везде строятся деревянные лавки. Дядюшка Назар выстроил себе лавку на площади, как итить от Лобного места к Воскресенским воротам на левой руке. Я через неделю, как стали наши ряцкие разбирать кирпичи и стали лавки строить, то я отрыл свой погреб, где был[о] закладен[о] все цело, взошел в погреб, то такое мене последовало несчастие, что увидел я только одни лавки и полки, и те все порожние. Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора кож рублей будет на 80, и стал я понемногу привыкать к делу»2.

 

В 1820‑х годах Тихон Федорович увлекся собиранием русской старины. Он начал приобретать рукописи и старопечатные книги, иконы и предметы церковного обихода, монеты и изделия из серебра. Но больше всего интересовался старинными духовными книгами. Будучи старообрядцем, Большаков имел торговые связи по всей России с такими же старообрядцами — собирателями и читателями книг, как и он сам, что помогало в приобретении редких рукописей. У него были также специальные агенты, которые занимались поиском нужных книг, да и сам он ездил в экспедиции по монастырям и селам. Лавка Большакова получила широкую известность среди коллекционеров. Антиквар и библиофил П.П. Шибанов так характеризовал основателя династии: «Благодаря начитанности, хотя и без малейшего образования, и любви к старине Тихон Федорович скоро привлек к себе внимание всех жаждавших просвещения. В его лавке можно было встретить, наряду с сапожником и крестьянином, пришедшими за подошвами и голенищами, и юношу‑студента, и ученого, и коллекционера. Первым он отпустит нужный им материал, со вторыми сразу заговорит о русской науке, преимущественно о старине, об отдаленной истории и ее памятниках, об этих древних рукописях и книгах, обильно украшавших полки его лавки»3.

 

В Москве, казалось, не было ни одного собирателя русской старины, который не пользовался бы услугами Т.Ф. Большакова: Ф.И. Буслаев, И.Е. Забелин, К.Ф. Калайдович, Д.А. Ровинский, П.М. Строев, В.М. Ундольский, А.Д. Чертков, А.С. Уваров и многие другие коллекционеры являлись завсегдатаями антикварной лавки Тихона Федоровича. Около 200 рукописей приобрел у него историк и коллекционер, создатель знаменитого «Древлехранилища» М.П. Погодин, чей портрет висел на стене в большаковской лавке. Одно из открытий ученого оказалось напрямую связанным с приобретением, сделанным с помощью книготорговца. Рукопись крестьянина Ивана Посошкова «О скудости и богатстве» досталась Погодину в числе прочих, купленных Т.Ф. Большаковым на аукционе в Петербурге в 1840 году. По свидетельству Михаила Петровича, столь важное открытие его «встречено было сомнениями, отрицаниями и насмешками. Самое существование Посошкова было заподозрено»4. Когда в 1852 году М.П. Погодин решил расстаться с «Древ­лехранилищем», именно Т.Ф. Большаков выступил посредником при продаже коллекции Императорской публичной библиотеке.

 

Большаков и сам коллекционировал — более 40 лет собирал старопечатные книги, рукописи, агиографические сочинения. Делом всей его жизни стала коллекция сочинений Максима Грека (свыше 200 единиц), а также собрание духовных стихов и певческих рукописей знаменной нотации дониконовского происхождения. Благодаря своей увлеченности Тихон Федорович сделался не просто книготорговцем, а Книговедом с большой буквы. С 1848 года он — член‑соревнователь Московского общества истории и древностей российских, с 1853‑го — член‑корреспондент Императорской публичной библиотеки.

 

Т.Ф. Большаков разрешал всем исследователям пользоваться своим собранием, предоставляя рукописи для публикации древнерусских текстов. Его уникальное знаточество было широко известно, поэтому за консультацией к нему обращались музеи, библиотеки и различные научные общества, не говоря уже о частных коллекционерах. Ф.И. Буслаев вспоминал: «Лет сорок или тридцать назад любители древнерусской письменности вовсе не обращали внимания на миниатюры, и лицевые рукописи были ни по чем. Я покупал их за бесценок на Толкучем рынке у Пискарева и на Варварке в Кожевенном ряду у старика Большакова, который в своей лавке при опойковом (опоек — шкура теленка. — Ю. М.) и подошвенном товаре торговал и древними рукописями, а также и старопечатными книгами. Им обоим я много обязан своими сведениями в русской палеографии, особенно в техническом отношении»5. Незадолго до кончины Т.Ф. Большаков подарил духовные стихи и певческие рукописи из своей коллекции издателю П.А. Бессонову, а часть гравюр продал юристу, историку искусства, меценату Д.А. Ровинскому.

 

О частной жизни купца известно не так уж и много. Когда в июле 1847 года умерла его жена Пелагея Ивановна, Тихон Федорович оформил опеку над малолетними детьми Сергеем и Верой, о чем в следующем году вышел указ Московского сиротского суда. Супругу Большаков пережил на 16 лет. После его смерти дело перешло к сыну — Сергею Тихоновичу (1842–1906), ставшему владельцем фирмы «Книжная и киотная торговля С.Т. Большакова». П.П. Шибанов считал Большакова‑младшего «необыкновенно энергичным человеком»: «Не было на всей необъятной Руси такого уголка, где бы интересовались древностями и куда бы ни проникала корреспонденция Большакова. Его знали и за границею. Своей популярностью в провинции он обязан был и приобретению им в 1877 году знаменитого “Архангельского Евангелия”, писанного на пергаменте в 1092 году и уступленного затем в Румянцевский музей. Впоследствии он перевел свою лавку на Старую площадь, сделавшуюся средоточием торговли древними книгами»6.

Сотрудник Исторического музея А.И. Станкевич, занимавшийся комплектованием музейной библиотеки, по долгу службы не раз встречался с Сергеем Тихоновичем. Описание последнего Станкевичем не бесстрастно, что может объясняться не только их столкновениями в профессиональной сфере, но и принадлежностью к разным религиозным конфессиям: «Большаков был типичным представителем букинистов старого времени и владел лавкой на Старой площади, где торговал старопечатными книгами, старинными иконами и разной церковной утварью. Он был старовер — по Рогожскому кладбищу — и пользовался большим авторитетом и популярностью среди своих единомышленников. Он был большой знаток всего относящегося до раскола, но был очень недалек, хотя и неглуп, а также и большой болтун и сплетник, любил сообщать разные анекдоты про богатых московских купцов‑раскольников, не прочь был польстить, а когда начинался торг, то запрашивал чуть не втрое или вчетверо и, устав сам и утомив до крайности покупателя, уступал нередко книгу за очень недорогую цену. Несмотря на хорошее состояние, он постоянно ходил в поношенном, истертом по швам сюртуке, руки у него были постоянно сомнительной чистоты, ногти особенно бросались в глаза, до того они были грязны. Здороваясь и прощаясь, и во время разговора, когда он просил прибавить к цене, назначенной мною или Забелиным, он кланялся как‑то особенно низко, буквально перегибаясь пополам, и глубоко вздыхал. Товар свой — книги, рукописи, иногда и вещи — он носил в простом холщовом мешке, закидывая его за спину. Беседовать с ним по разным вопросам по расколу было интересно, но торговаться приходилось с ним иной раз, как говорится, до седьмого пота»7.

В 1863 году после кончины Тихона Федоровича С.Т. Большаков предложил отделению рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев приобрести оставшееся от отца собрание богослужебных, богословских и житийных рукописей. Хранитель отделения А.Е. Викторов отобрал 435 единиц. Как сообщает сотрудник Румянцевского музея Г.П. Георгиевский, составивший описание собрания, 370 рукописей были переданы в музей «за очень недорогую цену, а около 50 пожертвованы в память о Т.Ф. Большакове»8.

Обладая коммерческой жилкой, Сергей Тихонович поставил книготорговое дело так, что многие антиквары переняли его нововведения — в частности, пересылку товара покупателям. Также он рекламировал свою букинистическую и антикварную фирму, рассылая визитные и почтовые карточки с адресом лавки. Это сделало фирму известной по всей России. Открылись отделения в Петербурге в Апраксином дворе и в Симбирске. Лавка Большаковых в Нижнем Новгороде стала своеобразным старообрядческим культурным и деловым центром...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (411) Март 2025 Мы живы, пока помним...
Москвичи — герои Великой Отечественной войны Краткие биографии, подвиги, память
Зодчий, дочь зодчего О московском архитекторе Любови Михайловне Врангель (1914–1994)
Достоевский в Москве Из выступления в Клубе ученых МГУ 22 марта 1982 года\\r\\n
Искусство слова живого О мастерстве устной речи лектора\r\n
«Букинисты старого времени» О московских антикварах и книготорговцах XIX — начала XX века Большаковых\r\n
По следам Нищенки Краеведческие прогулки по долине забытой реки
Имение в селе Трахонеево на Клязьме К истории дачи Е.Г. Шмелёвой при Свистухе-Трахонееве