Предисловие к публикации
Каждому москвичу дорог свой образ столицы. И зачастую формируется этот образ в детстве — в пору первых жизненных впечатлений, сохраняясь затем в памяти навсегда. Но время не стоит на месте — Москва строится, растет, стремительно меняется. Замечая перемены, человек с годами начинает невольно накладывать дорогой ему изначальный «отпечаток» Москвы на ее новую «картинку», и ему представляется, что современная столица — ухоженная, чистая и удобная — стала лучше или, наоборот, теперь в чем‑то уступает прежней, теряет привычное, знакомое нескольким поколениям родное лицо. Правда, по обыкновению, лежит посередине, и в определенной мере справедливы оба впечатления. С одной стороны, когда видишь, как в непосредственной близости от заповедных исторических зон один за другим вырастают непомерно громадные, стилистически чуждые старинной архитектуре жесткие объемы элитной недвижимости, кажется, что Москва уже утратила черты задумчивой древности, покой тихих переулков, вообще присущую ей сокровенную мягкость и теплоту характера. С другой стороны, на глазах у всех осуществляется масштабная реставрация архитектурного ансамбля ВДНХ, создается замечательный Бахрушинский музейно‑театральный квартал, второе рождение переживает шедевр конструктивизма — построенный К. С. Мельниковым гаражный комплекс на Новорязанской улице: в нем откроется Музей транспорта. Проводятся огромные работы по благоустройству не только центра, но и спальных районов, ликвидируются неуютные промзоны, в городе формируется единая среда, комфортная и для работы, и для досуга. Столица трансформируется, омолаживается — однако опять‑таки не без потерь. Некоторые исторические здания и даже памятники архитектуры приносятся в жертву интересам бизнеса. Уже значительно реже, но все еще практикуется их снос с возведением на освободившихся местах новоделов под вывеской «реставрации и приспособления для современного использования». Иной раз в результате неумелого ремонта или под натиском кардинального благоустройства и модернизации исчезает подлинная атмосфера исторических мест, живой облик древней Москвы. Ведь, например, даже такая «мелочь», как замена деревянных оконных рам старинного особняка пластиковыми или металлическими, наносит удар по цельному восприятию архитектурного объекта, существенно обесценивая в глазах людей не только конкретно его, но и образ города в целом. Сохранение уникального исторического облика Москвы всегда актуально, но, к счастью, наш город так просто не испортить, и люди всех поколений по‑прежнему открывают для себя в облике Первопрестольной созвучные им мотивы, формы, краски…
В течение последних десяти лет посещая каждый день по работе (не связанной с фотосъемкой) разные уголки Москвы, я регулярно имею возможность любоваться родным городом. Вспоминаю, как выглядело то или иное место раньше, порой огорчаюсь при виде утрат и, конечно же, мечтаю о том, чтобы сделать столицу еще интереснее и краше. Постепенно пришло решение творчески наполнить свои поездки и начать фотографировать красоты Москвы, но не просто снимать «на память», а «включиться в работу», представлять и осуществлять возможные варианты наиболее выигрышных видов, отвечая этим на щедрость, с которой Москва дарит хорошее настроение, например, ранним утром на ВДНХ, в вечерних сумерках на Арбате, весной в яблоневых садах усадьбы Коломенское… Москва вдохновляет на творчество, и его цель — ответить благодарностью и добром на счастливые минуты и часы, проведенные в Кремле, Третьяковке, цирке, зоопарке как в наши дни, так и в далеком теперь уже детстве.
Москва меняется, и сегодня это уже во многом другой город, чем, скажем, в 1980‑х годах. Плохо это или хорошо, но приметы, атмосферу, дух тех лет встретить в столице сегодня все труднее. Несомненно одно: Москва представляет собой исторически сложившийся ансамбль архитектурных шедевров разных эпох и стилей и одновременно многовековую коллективную живую личность — город‑творец, город‑изобретатель, город‑
ученый, город‑художник: величайшие достижения различных эпох, составляющие лицо русской культуры, полифонично явлены на московских улицах. Любое вмешательство в этот уникальный живой организм, всякая перекройка старинной архитектурной ткани сродни хирургической операции, могущей оказаться не только удачной, но и вредной. Грубая подделка под старину или осовременивание застройки центра посредством внедрения в нее ультрановых зданий уродует нашу столицу. Невольное ежедневное созерцание спорных градостроительных решений также явилось для меня побудительным мотивом к фотосъемке с целью создания своего образа Москвы путем выбора определенных объектов для фотографирования. В противовес чужеродным и неуклюжим зданиям торговых и бизнес‑центров, отелей, жилых комплексов захотелось показать последние капли и островки бесподобной архитектурной красоты, их «работу», взаимодействие и перекличку на «живописном полотне» столицы. Принцип такой избирательной фотофиксации — подчеркивать и утверждать только то, что не сможет измениться в худшую сторону, что уникально, значимо и свято десятки и сотни лет. Цель — придать восприятию Москвы настроение спокойной и торжественной радости.
Столица не во всем такова, какой ее можно показать. И, конечно, каждый фотохудожник сам выбирает тему, интонацию своего «рассказа» или «песни» о Москве. Ее веками строила высокая культура великих мастеров искусств, мудрость деятелей Церкви и руководителей государства. В результате сформировался неповторимый облик, знакомый всему миру. И потому в «фотопортретах» Москвы всегда стараешься подчеркнуть, что это — град культуры, молитвы, творчества и радости. Принципиально считаю, что, показывая любой город, тем более столичный, нельзя смаковать и тиражировать тяжелое, мрачное, несуразное. Подобные изображения, художественно сильные или слабые — все равно, отравляют сознание зрителя, а кого‑то даже могут подтолкнуть к каким‑либо деструктивным действиям. Негатив не тема искусства, а материал для ревизии, проверки с целью улучшения ситуации. Задача создания положительного, светлого образа столицы не только на картинке, но и в реальности, всегда должна стоять на повестке дня и неукоснительно выполняться. В связи с этим думается, что в мощном позитивном показе Москвы, в подчеркивании ее красоты и величия заложен созидательный потенциал, залог бережного отношения будущих поколений к памятникам архитектуры и сохранению тех дорогих всем черт Первопрестольной, которые позволили однажды поэту И. Романовскому назвать ее «доброй столицей» (см. текст одноименной песни 1978 года). Дай Бог, чтобы доброта — и душевная, и архитектурная — всегда оставалась главным качеством Москвы!..
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru