Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.02.2022
Былое
Автор: Татьяна Владимировна Руденко
Дом Благородного собрания. 1840-е годы
«Удобства жизни»* №3 (375) Март 2022 Подписаться

П.А. Федотов. Магазин

Расположенное в центре Москвы здание Благородного собрания стали использовать для проведения мануфактурных выставок (1831, 1835, 1843, 1853), куда допускались представители непривилегированных групп городского населения. «Впервые они могли войти в здание РБС с парадного входа в качестве публики, чтобы осмотреть не только изделия промышленного производства, но и великолепные залы»67. В купеческом дневнике читаем о выставке 1853 года: «Первые две недели вход был за деньги, по 30 коп. сер[ебром] с человека, а последняя — бесплатно. Отчего в первые недели было весьма удобно обозревать выставленные предметы, ибо народу было не так много, но на последней неделе не было никакой возможности по многолюдству. Были дни, в которые бывало более 20 тыс. чел.»68.

Попутно заметим, что проведение промышленных выставок стало возможным благодаря развитию отечественных фабрик. Качественно менялся текстиль, становясь более дешевым и доступным городским низам. Мемуарист свидетельствовал: «Около 1820 г. вышли из употребления парчи и разноцветные материи, а стали носить одного цвета; в это время начали употреблять шерстяные материи. До того же времени опричь сукон и камлота ничего шерстяного не было. Самый колер в материале с того времени сделался прочнее, а до того был линючий по неопытности русских фабрикантов, по случаю закрытия русских портов принявшихся за обработку своих товаров. С 1819 г. бумажные материи сделались дешевле, а до того за аршин миткаля платили 2 р. 50 к., что ныне стоит не дороже 25 к.»69

В самом деле, с 1804 по 1830 год количество хлопчатобумажных фабрик увеличилось в 2,7 раза, численность занятых на них рабочих — более чем в 9 раз, выпуск продукции — почти в 14 раз70.

* * *

Метаморфозы городской жизни не могли не затронуть и мастеровых людей. Современник писал: «Усовершенствование нашего театра нечувствительно переменило образ мыслей наших ремесленников: тот из них, который за несколько лет назад перед сим, имея излишние деньги, пошел бы в буйстве убивать и время, и здоровье, идет теперь в театр»71. Люди этой категории принимались даже за издательские проекты. Так, «московского живописного цеха временно цеховой Иван Милюков вошел в <…> цензурный комитет с ходатайством о дозволении издавать ему журнал узоров <…> “Трудолюбивая игла”»72. В прошении Милюков сообщал: «Многим особам, занимающимся рукодельем, уже известно, что я рисую и, по давнему занятию, сам составляю для женских рукоделий шитые, вязаные и т. д. узоры <…> гораздо удовлетворительные, нежели заграничные. Но так как мои узоры по очень медленной работе довольно ценны, то по вызову многих особ я решился издавать с 1847 г. 1 мая печатный журнал узоров, который будет выходить каждомесячно по нумеру из 5 особых листов. В первые же 4 месяца выйдет по 2 нумера, 1 и 15 числа, за прошлые месяцы: генварь, февраль, март и апрель». Планировалось печатать канвовые узоры для ковров, подушек, вязаных одеял, узоры для золотошвейных, бисерных работ, вышивания гладью и так далее, а кроме того, помещать разъяснения «малолетним воспитанницам, как узоры увеличивать, уменьшать и нарисовывать на различные материи»73. По рассмотрении ходатайства министр народного просвещения граф С. С. Уваров вынес вердикт: «Ввиду высоч[айшего] повеления о неумножении числа повременных сочинений, признаю невозможным дозволение предполагаемого Милюковым журнала, предоставляя ему, впрочем, издавать листки узоров отдельными выпусками, не в определенное время, без объявления годовой подписки и не в форме журнала»74.

Ремесленник становился интересен живописцу. Самые известные полотна на эту тему принадлежат кисти В. А. Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «За прошивками», «Прачка»… Некто «ученик Коревин за картину, писанную им с натуры и изображавшую швею, получил от Академии звание свободного художника»75. В 1851 году на выставке в Училище живописи и ваяния выставлялась работа А. П. Лялина «Модистка», «о которой без преувеличения можно сказать, что она есть одно из лучших его произведений. Какая счастливая мысль создать такое общее, простое лицо, какая мастерская отделка этого, по-видимому, слишком обыкновенного лица. Здесь художник, видимо, не заботился об эффекте, и зато как удачно вышло живое лицо модистки. <…> Все говорит за нее, что она счастлива, довольна своею участью, что никакие грустные думы не тревожат ее живого воображения, что ее жизнь с ее радостями заключается в ее занятии, в окружающем ее и, наконец, в ней самой; словом — эта небольшая картина заключает в себе совершенно отдельно замкнутый мир жизни модистки, который г. Лялин так мастерски подметил и художественно передал на полотно»76. Н. А. Рамазанов также не обошел вниманием лялинское полотно: «Это одна из лучших ученических работ. <…> В ней нет ни претензии на эффектность, ни того слияния красок на теле, как на персике, на что усиленно налегают менее опытные, добиваясь колорита. Поза естественна, грациозна; обстановка характеристична»77...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (375) Март 2022 В этом выпуске:
«Пока с пером дружна моя рука…» О поэтессе Людмиле Михайловне Поповой (1898–1972)
Удивительное «Зазамоскворечье» Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям
«Удобства жизни»* Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
«14 октября, в исходе второго часа пополудни…» О московском землетрясении 1802 года
У истоков отечественной аэродинамики К 175-летию со дня рождения «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847–1921)
Москва 1896 года Из записок необычного путешественника
Судьба московского театрального дома К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021)
«Цыганская нота» О московских цыганах и цыганском романсе