Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.09.2022
Былое Автор: Екатерина Леонидовна Соснина
Дом И.А. Заборовой — графа А.С. Уварова в Леонтьевском переулке. Фотография из собрания Э.В. Готье-Дюфайе
Московская легенда о волшебном соловье №10 (382) Октябрь 2022 Подписаться

Б.М. Кустодиев. Игра в вист. 1905 год

Судьба неизменно приводила А. А. Алябьева в Москву. Родился он в семье тобольского вице-губернатора. В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии, а Александр брал уроки музыки у известного композитора, скрипача, пианиста Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет (1804) он переехал в Москву, поступил в пансион при Московском университете и начал изучать основы композиции.

В 1812–1814 годах Алябьев участвовал в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Выйдя в отставку (1823), вновь поселился в Москве, арендовав квартиру в доме купцов Заборовых в Леонтьевском переулке (сейчас занимаемом посольством Украины). Вошел в театральную среду, посещал музыкальные вечера в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой (позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой Алябьева). Москва — поистине судьбоносный город для Александра Александровича. Здесь он дебютировал как театральный композитор. В июне 1823 года в Петербурге и Москве с разницей по времени в неделю прошли премьеры его оперы «Лунная ночь, или Домовые», имевшей большой успех. Литератор, музыковед В. Ф. Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер». В 1825 году музыка А. А. Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра поэт М. А. Дмитриев сочинил пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Ф. Е. Шольц, А. Н. Верстовский и А. А. Алябьев.

Однако в жизни Александра Александровича, помимо музыкальных вечеров и театральных премьер, большое место занимали и азартные игры. Не будем забывать: карточная игра — один из главных «лейтмотивов» той эпохи. Дядя А. С. Пушкина Василий Львович шутливо утверждал:

<…> Без карт не можно жить.

Кто ими в обществе себя не занимает,

Воспитан дурно тот и скучен всем бывает.

За карточным столом не только составлялись и рушились состояния, здесь игрок вызывал на поединок судьбу, и нередко схватка с ней влекла серьезнейшие последствия. Перенесемся мысленно в московскую зиму 1825 года. Вечером 24 февраля к дому в Леонтьевском переулке лихо подкатил небольшой возок: воронежский помещик Т. М. Времев приехал в гости к отставному полковнику А. А. Алябьеву. Тимофей Миронович уже вдовец, его жена, Наталья Алексеевна, в девичестве Мартынова (1779–1806), умерла задолго до описываемых событий. Волею судеб ее семейство сыграло роковую роль в истории русской культуры: в 1841 году двоюродный племянник Натальи Алексеевны Н. С. Мартынов убил на дуэли М. Ю. Лермонтова...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (382) Октябрь 2022 В этом выпуске:
«Порфироносная вдова» Столичные привилегии Москвы в XVIII веке
Московская легенда о волшебном соловье Из жизни композитора, пианиста, дирижера Александра Александровича Алябьева (1787–1851)
Влюбленный в авиацию Об инженере-аэродинамике Викторе Ивановиче Рулине (1936–2017)
Мой прадед О генерал-майоре Владимире Дмитриевиче Хвастунове (1862–1920)
Лики в калейдоскопе времени Из литературно-художественной жизни Москвы 1920–1940-х годов
«Душа не может обрести покоя, пока не познает истину» Московский период жизни и научной деятельности Дмитрия Константиновича Кантемира (1673–1723)
День Бородина К 210‑летию Бородинской битвы