Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.02.2020
Труды и дни
Автор: Елена Валерьевна Девятова
Вторая часть учебника
«Ради обучения мудролюбивых российских отроков» №3 (351) Март 2020 Подписаться

А.К. Саврасов. Сухарева башня. Холст, масло. 1872 год

Фамилию Магницкий Леонтий Филиппович Теляшин (Телятин), родившийся в семье крестьянина Осташковской патриаршей слободы Тверской губернии, получил уже в зрелом возрасте, но именно под ней он вошел в историю.

В библиотеке Нило-Столобенской пустыни, расположенной неподалеку от слободы, мальчик самостоятельно обучился грамоте, получил первые знания в науках. «В младых летах неславный и недостаточный человек, работою своих рук кормивший себя, он прославился здесь только тем, что, сам научившись чтению и письму, был страстный охотник читать в церкви и разбирать мудреное и трудное», — писал один из первых биографов Магницкого Н. А. Криницкий. Пятнадцати лет Леонтий был послан в Иосифо-Волоколамский монастырь с возом рыбы. Монахи, видя, что он грамотен, оставили его при обители для чтения духовных книг.

Дальше — московский Симонов монастырь и, вероятно, обучение в Славяно-греко-латинской академии. Обширные познания Леонтия Филипповича в  иностранных языках и арифметике позволяют предположить, что он освоил эти предметы именно там. В  академии преподавали древнегреческую историю и литературу, логику, психологию, физику. Молодые люди упражнялись в  красноречии, сочиняли стихи и диалоги, ставили пьесы. Жилось студентам нелегко, чтобы прокормить себя, Леонтий давал уроки математики — чем и заработал себе почет и уважение среди горожан.

* * *

Какой же была математическая наука в допетровской Руси? Азам математики учили в Артиллерийской (Пушкарской) школе: четыре арифметических действия, начальные сведения по геометрии. В предисловии к одному из рукописных задачников того времени читаем: «Сия мудрость остропаримого разума нарицается арифметика. Без сия мудрости ни один философ, ни доктор не может быти. По сей мудрости гости по государствам торгуют и во всяких товарах и в торгах силу знают, и во всяких весах и мерах, в земном верстании и морском течении». Учебников в XVII веке было всего два — «Считание удобное, которым всякий человек купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякие вещи» (1682) и «Краткое и полезное руковедение во аритметыку» И. Ф. Копиевского (1699).

В 1701 году Петр I «указал именным своим великого государя повелением <…> быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению <…> и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением, и учинить неимущим во прокормлении поденной корм». Поскольку для изучения астрономии требовалось высокое здание, Школу математических и навигацких наук разместили в Сухаревой башне. Обустройством обсерватории занимался сподвижник Петра Яков Вилимович Брюс (1669–1735). Принимали в школу «детей дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов, от 12 до 17 лет; но как в эти лета из домов боярских являлось малое число, то стали принимать и 20-летних. <...> На городских воротах и во всех больших селах выставили царские указы, строго подтверждавшие явиться на смотр всем дворянским детям указных лет; при этом приложены были списки не явившихся для того, чтобы знали, кто укрывается». Ученики, чьи родители владели более чем пятью крестьянскими дворами, содержались за собственный счет, а все остальные получали «кормовые» деньги. В школе обучали арифметике, геометрии, алгебре, плоской и сферической тригонометрии, навигации, мореходной астрономии и географии. Из Англии были приглашены ученые: Эндрю Фархварсон — университетский профессор, Стефан Гвин и Ричард Гриз. Однако они не говорили по-русски, а их ученики не только не знали английского, но и на своем родном языке порой не всегда могли читать и писать. Стали искать учителя из соотечественников. Дьяк Оружейной палаты А. А. Курбатов, заведовавший школой, посчитал, что из живущих в Москве на эту должность наиболее подходит Леонтий Филиппович. Cогласие императора было получено: «По возвращении своем из чужих краев <…> Петр I узнал русского математика. Сколько он ни был предубежден в пользу иностранцев; однако ж остроумие, ученость и благонравие Леонтия Филипповича <…> восхитили государя». Петр I поручил Магницкому подготовить для Навигацкой школы учебник математики — «чрез труд свой издать на словенском диалекте, избрав от арифметики и геометрии и навигации, поелику возможную к тиснению книгу».

* * *

Хотя все преподаватели имели комнаты в Сухаревой башне, условия проживания там, вероятно, были не из лучших, поэтому по приглашению А. А. Курбатова Магницкий писал учебник в его доме. Работа продолжалась с февраля по ноябрь 1701 года, после чего «Леонтий Магницкий книгу Арифметику издания своего явил <…> и та книга послана с ним же Леонтием в типографию со усмотрением исправления 2400 книг». Такой большой тираж (в школе обучалось не более 500 человек) обусловливался тем, что учебник предназначался и для других заведений, а также для продажи желавшим совершенствоваться в математике самостоятельно. Пока же обучение в школе велось по составленному Магницким рукописному курсу...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (363) Март 2020 В этом выпуске :
«Ради обучения мудролюбивых российских отроков» О математике, педагоге, создателе первого в России свода математических знаний своего времени Леонтии Филипповиче Магницком (1669–1739)
Архитектор Иван Кузьмич Запорожец (1884–1952) Краткий очерк жизни и творчества*
Дом РЖСКТ «Полярник» имени О.Ю. Шмидта на Садовом кольце У истоков большого сталинского стиля
«Картины, мраморы, бронзы, фарфор и прочее…» О московском торговце художественными редкостями Иосифе Карловиче Негри (1784–1865)
Красные ворота — от триумфальной арки до станции метро Исследования и открытия молодежной фотоэкспедиции «Садовое кольцо»
Александровские казармы в Москве 1914–1916 годы
«С учетом построения новой жизни…» О существовавшей в 1919–1932 годах на территории Спасо-Вифанского монастыря детской трудовой школе (колонии) имени В.И. Ленина
Пушкинское замоскворечье Адреса, люди, события