Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.02.2022
Книжная полка
Автор: Валерий Анатольевич Любартович
Центральный детский театр. 1961–1969 годы
Судьба московского театрального дома №3 (375) Март 2022 Подписаться

2-й Художественный театр (МХТ 2-й). 1930–1935 годы

У каждого коренного москвича есть своя Москва — историческая, событийная, бытовая. Столь же близка мне Москва архитектурная, Москва в многообразных перипетиях планировки и застройки, в эволюции городского пространства. Поэтому появление новой книги известного знатока архитектурного наследия Москвы, доктора искусствоведения Марии Владимировны Нащокиной сразу привлекло меня — прежде всего несомненной актуальностью данного труда для взыскательных читателей краеведческой литературы, изучающих историю столицы.

С детских лет помню здание неподалеку от Большого театра на Театральной площади, в котором тогда, в 1950-х годах, располагался Центральный Детский театр. От частых посещений театра с родителями и школьными друзьями остались в памяти нарядный фасад, сдержанных тонов отделка зрительного зала, представительная лестница к фойе с растениями в кадках и балюстрадой, буфет с накрытыми крахмальными белыми скатертями столами, лимонад и кондитерские угощения… Но, бывая здесь позднее на спектаклях Российского академического Молодежного театра, мне не удавалось увлечься строительной историей и анализом архитектурного облика и интерьеров этого здания, внешне контрастирующего со строгим классицистическим обликом соседа — Большого театра. Да как-то и не приходилось ранее встречать сколько-нибудь основательно выполненные изыскания, посвященные истории планировки и застройки участка городской территории между Театральной площадью и Большой Дмитровкой, ставшего со временем средоточием известных театральных учреждений.

Академик РААСН, заслуженный архитектор России М. В. Нащокина блестяще справилась с этой задачей. Корпус привлеченных ею источников академически обширен. Он включает редко попадающие в поле зрения исследователей документы из московских архивохранилищ, многочисленные издания классиков москвоведения и публикации современников, сравнительно недавно введенные в научный оборот. Приятно удивляет объемный иллюстративный материал, дополняющий текст подчас совершенно новой визуальной информацией.

Изложение истории современного домовладения № 2 на Театральной площади в книге начинается с описания документов по землепользованию и межеванию XVII века. Показано, что слобода торговых людей из Дмитрова вдоль русла реки Неглинной с того времени активно заселялась и московской знатью. Низкое пространство в правобережье Неглинной постепенно заняла будущая Театральная площадь с выстроенным на ней в 1776 году Петровским театром. Театральный дом на западе граничил с домами причта храма Спаса Преображения, что в Копье, сгоревшими в 1812 году. Еще раньше, в 1805-м, сильно пострадал от огня и Петровский театр...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (375) Март 2022 В этом выпуске:
«Пока с пером дружна моя рука…» О поэтессе Людмиле Михайловне Поповой (1898–1972)
Удивительное «Зазамоскворечье» Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям
«Удобства жизни»* Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
«14 октября, в исходе второго часа пополудни…» О московском землетрясении 1802 года
У истоков отечественной аэродинамики К 175-летию со дня рождения «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847–1921)
Москва 1896 года Из записок необычного путешественника
Судьба московского театрального дома К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021)
«Цыганская нота» О московских цыганах и цыганском романсе