Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
28.02.2022
Труды и дни
Автор: Иван Анатольевич Ганичев
Дом Пашкова, где с 1852 по 1861 год размещалась 4-я московская гимназия. Со второго года обучения Николай Жуковский стал жить в пансионе при этом учебном заведении. Литография с акварели. Первая половина XIX века
У истоков отечественной аэродинамики №3 (375) Март 2022 Подписаться

Покровка, 22 (дворец Апраксиных — Трубецких). Сюда в 1861 году была переведена 4-я московская гимназия. Акварель А.Ф. Кондырева. 1866 год

Большая часть жизни Николая Егоровича Жуковского, названного современниками «отцом русской авиации», прошла в Москве. Биография ученого не раз описана1; здесь дается лишь краткий ее обзор, дополненный малоизвестными московскими реалиями.

* * *

Он родился в усадьбе Орехово под Владимиром. В семилетнем возрасте мальчик начал заниматься с приходящим учителем, затем окончил 4-ю московскую гимназию (1864) и курс отдела математических наук физико-математического факультета Московского университета (1868). Проучившись полтора года в Санкт-Петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения, он вернулся в Москву. В 1870-х годах Н. Е. Жуковский посещал занятия физического кружка профессора А. Г. Столетова, проходившие в так называемом «ректорском домике» Московского университета2. Дружбу со своим учителем Николай Егорович сохранил на долгие десятилетия.

В 1870–1886 годах Жуковский преподавал физику во 2-й Московской женской гимназии3, в 1872–1889-м с перерывами — на Публичных женских курсах4, в 1873–1918-м — в Практичес­кой академии коммерческих наук5. С 1872 года он стал преподавать математику — в Императорском московском техническом училище (ИМТУ), где работал практически до конца жизни.

К началу 1890-х годов Н. Е. Жуковский последовательно защитил магистерскую и докторскую диссертации, стал штатным профессором, руководителем кафедры аналитической (теоретической) механики ИМТУ и ординарным профессором, руководителем кафедры механики Императорского московского университета (ИМУ). На тот момент он уже являлся активным членом созданных при ИМУ Московского математического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, а также образованного при ИМТУ Политехнического общества. Собрания этих обществ часто проводились в Музее прикладных знаний (впоследствии — Политехнический)6, где с начала 1880-х годов Николай Егорович не раз выступал с докладами и лекциями.

Еще в молодости он интересовался успехами воздухоплавания, знакомился с появлявшейся научной литературой в данной области, принимал участие в профильных международных конгрессах. Вышедшая в 1889 году статья немецкого инженера-планериста О. Лилиенталя «Полет птиц как основа авиации» привлекла особенное внимание Н. Е. Жуковского, который после ее изучения основательно занялся исследованиями вопроса и в 1891 году выступил с докладом «О парении птиц» в Московском математическом обществе, заложив тогда теоретические основы динамики скользящего полета.

В 1897 году Н. Е. Жуковского привлекли к решению проблемы участившихся разрывов магистральных труб московского водопровода. Ученый провел исследования на Алексеевской водоподъемной станции, установив, что трубы лопались вследствие так называемого «гидравлического удара» из-за резкого перекрытия задвижек. Полученные Николаем Егоровичем формулы позволили в дальнейшем определять максимальное ударное давление и примерное место разрыва углубленной в грунт трубы. В 1897–1899 годах Жуковский сделал ряд докладов о результатах этой работы, а окончательные итоги подвел в статье «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах». Впервые опубликованная в 1899 году статья принесла автору международную известность.

Заняв должность заведующего кабинетом прикладной механики Московского университета (1892), Н. Е. Жуковский к 1902 году создал при кабинете первую в России аэродинамическую лабораторию, где, помимо прочего, в дальнейшем демонстрировались экспонаты воздухоплавательных выставок.

Весной 1904 года предприниматель, меценат, исследователь в сфере гидро- и аэродинамики Д. П. Рябушинский, учившийся у Николая Егоровича в Практической академии коммерческих наук и Московском университете, пригласил своего учителя возглавить работы по организации частной воздухоплавательной лаборатории в подмосковном имении Кучино. Впоследствии Н. Е. Жуковский осуществлял научное руководство лабораторией, на основе которой вскоре возник финансировавшийся Дмитрием Павловичем Кучинский аэродинамический институт, однако через два года покинул его из-за разногласий с Рябушинским.

В 1904–1906 годах Н. Е. Жуковский сформулировал основные положения теории «присоединенных вихрей», что позволило понять принцип образования подъемной силы, действующей на крыло в воздушном потоке. В работах «О присоединенных вихрях» и «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси» — ученый привел найденные им доказательства теоремы о подъемной силе (изыскания в этой области вел также немецкий математик М. Кутта).

После того, как осенью 1909 года Николай Егорович начал читать в ИМТУ факультативный курс «Теоретические основы воздухоплавания», заинтересованные студенты организовали при училище воздухоплавательный кружок7. Основными его задачами являлись сбор соответствующей научной информации, проведение аэродинамических исследований и опытных конструкторских работ, связанных с воздухоплаванием. Почетным председателем кружка избрали Н. Е. Жуковского. В 1910 году на средства Леденцовского общества8 в ИМТУ открыли прекрасно оборудованную аэродинамическую лабораторию, что позволило значительно разнообразить характер экспериментов подобного профиля, проводившихся тогда в России.

На рубеже 1909–1910 годов в Музее прикладных знаний и в Московском университете проходил XII Съезд русских естествоиспытателей и врачей9. В ходе съезда состоялась дискуссия между Н. Е. Жуковским и его учеником по Московскому университету — еще одним выдающимся механиком и аэродинамиком С. А. Чаплыгиным. Дискуссия показала, что оба ученых готовы сформулировать постулат, позволявший обосновать способ определения циркуляции скорости — одной из составляющих формулы подъемной силы крыла. Связанные с этим теоретические положения были впоследствии изложены в статьях Жуковского «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов» (1910), «Геометрические исследования о течении Кутта» (1911–1912) и других, а также в ряде работ Чаплыгина.

При участии Николая Егоровича в марте 1910 года создается Императорское московское общество воздухоплавания (ИМОВ). Примечательными событиями биографии ученого стали устроенные в Москве II Всероссийский воздухоплавательный съезд и II Международная выставка воздухоплавания (1912), подготовленные в основном силами ИМОВ10. Председателем вышеназванного съезда являлся сам Н. Е. Жуковский, ученики которого получили тогда несколько наград за сконструированные ими летательные аппараты. Одной из двух золотых медалей выставки удостоились аэродинамическая лаборатория и студенческий воздухоплавательный кружок ИМТУ «за деятельность по разработке проектов летательных аппаратов, научных вопросов по воздухоплаванию и лабораторных работ»11...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (375) Март 2022 В этом выпуске:
«Пока с пером дружна моя рука…» О поэтессе Людмиле Михайловне Поповой (1898–1972)
Удивительное «Зазамоскворечье» Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям
«Удобства жизни»* Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
«14 октября, в исходе второго часа пополудни…» О московском землетрясении 1802 года
У истоков отечественной аэродинамики К 175-летию со дня рождения «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847–1921)
Москва 1896 года Из записок необычного путешественника
Судьба московского театрального дома К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021)
«Цыганская нота» О московских цыганах и цыганском романсе