Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
29.07.2022
Сословия и уклады старой Москвы
Автор: Татьяна Владимировна Руденко
В.Е. Маковский. У сапожника. Бумага, тушь, перо, карандаш. 1869 год. Иллюстрация из издания: Виртуозы графики XIX первой четверти XX века. Рисунок и акварель из собрания Нижегородского художественного музея (М., 2014)
Обер-Шальме и другие* №8 (380) Август 2022 Подписаться

Модистка. Лист из серии Costumes d’ouvrières parisiennes

Изъятые товары были оценены в 17 668 рублей 42 копейки. Купчиха утверждала, что среди прочих арестованы вещи, принадлежавшие генерал-майору Дашкову, действительному статскому советнику А. А. Соловову, девице Катерине Яковлевой, госпоже Ю. П. Яковлевой, княгине Анне Мещерской, художнице Декан, девице Солововой, советнику де Бомонт37. На это чиновники управы благочиния возражали: указанные вещи находились «в кладовой, наверху на балконе и в прочих местах, к хранению неудобных»38. Так или иначе, за усердие «в открытии ныне в Москве у разных иностранных купцов запрещенных товаров» полицмейстеру Ивашкину и надворному советнику фон Фоку в знак высочайшего благоволения было пожаловано по бриллиантовому перстню39. Дело между тем поступило в палату уголовного суда, и Мария Шальме вновь обратилась с прошением к губернатору: «Я объявляю, что конфискованное у меня шитье работано было в Москве. <…> Прошу приказать о том спросить у моих золотошвеин. Я могу уверить, что несколько уже лет живут у меня более 80-ти таковых, из коих шесть получали от меня большую плату. Я объясняла, что брат мой приготовляет креп, и объясняла и то, что у меня три мастерицы, из Франции мною выписанные, и 30 работниц, которые под смотрением их беспрестанно занимались шитьем платья, шалей, косынок и прочего, что принадлежит к дамской и детской одежде»40. Однако в итоге власти решили продать изъятые товары с аукциона41.

1 января 1807 года появился императорский указ, лишавший иностранных купцов возможности вступать в купеческие гильдии и вести торг на территории Российской империи. Иностранцам, уже записанным в гильдии к моменту издания указа, предоставлялось полгода для оформления российского подданства, в таком случае они сохраняли членство в гильдии, при отказе же от подданства подлежали депортации. Отдельно оговаривались статусы «гостя» и «заезжего купца». Последний — это иностранец, занимавшийся оптовой торговлей «при одной бирже или в черте таможенной, а не внутри города». Гость имел право на оптовый торг, обязывался объявить о капитале свыше 50 000 рублей и получал «неполное гражданство приморского или пограничного места»42. Генеральный комиссар Франции по торговым отношениям в Санкт-Петербурге Ж.-Б. Бартелеми де Лессепс докладывал о своих беседах по сему поводу с тогдашним министром коммерции Н. П. Румянцевым: «Он сказал мне, что принятая в январе текущего года и утвержденная затем в мае мера относительно всех иностранных купцов, проживающих в России, или таких, которые бы вновь поселились в ней, направлена была преимущественно против англичан. <…> Он сказал мне, что цель этого закона — упростить торговые правила, подвести под один разряд всех торгующих в Российской империи иностранцев, договорам и условиям которых истек срок; что только те купцы, которые будут именоваться гостями, имеют право, не лишаясь своего звания и не отрекаясь от своего отечества, оставаться в стране и продолжать там торговлю под непременным условием продавать только оптом и русским купцам 1-й гильдии; и что, наконец, все те, которые не будут сообразовываться с этими правилами и не подчинятся требованиям, <…> будут принуждены прекратить торговлю или, в противном случае, сделаться навсегда русскими подданными и принять в том присягу»43.

Летом того же года повестка о необходимости вступления в русское подданство настигла Франца Шальме: реагируя на отношение казанского гражданского губернатора, Московская управа благочиния приказала приставу Тверской части: «Когда казанский гость француз Шальме с Макарьевской ярмонки возвратится в Москву, то объявить ему, чтоб присягнул на подданство России или явился в губернское правление для получения паспорта на выезд за границу, как прежде <…> было предписано»44. Француз не торопился со сменой гражданства и обратился за содействием к вышеупомянутому Лессепсу45, а тот, в свою очередь, — к русским сановникам. В результате «по отношению <…> от 20-го сего августа [1807 года] господина министра внутренних дел позволено упоминаемому французу Шальме остаться в Москве для окончания его дел два месяца от означенного числа»46. Но Франц принял русское подданство только через несколько лет — в материалах предвоенной переписи о нем, 50-летнем купце 3-й гильдии, сообщается: «Прибыл в 1811 году генваря 23 дня из иностранцев французской нации; жительство Тверской части в доме купчихи Обер-Шальме»47. Согласно же послевоенным документам, он «с 1813 года капитала не объявил и к подаче ревизской сказки не явился»48...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (380) Август 2022 В этом выпуске:
Наследие основоположника «земледельческой механики» О Музее агроинженерии и техники имени Василия Прохоровича Горячкина
Дом в переулочках Арбата Разбирая семейный архив
Недосказанная повесть Несколько писем из прошлого
Обер-Шальме и другие* Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
Восхождение К 170-летию со дня кончины Н.В. Гоголя
«Сын белокаменной Москвы» О поэте, герое Отечественной войны 1812 года Денисе Васильевиче Давыдове (1784–1839)