Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.02.2022
Память места
Автор: Инга Бруновна Томан
1928–1935 годы
Удивительное «Зазамоскворечье» №3 (375) Март 2022 Подписаться

Павловская больница. 1900–1910 годы

26 августа 1882 года в Буживале, недалеко от Парижа, И. С. Тургенев начал свою последнюю повесть «После смерти» (известна также под названием «Клара Милич»). В основе сюжета — реальное событие, о котором писатель узнал в декабре 1881 года и обмолвился, что «из этого можно бы сделать полуфантастический рассказ в роде Эдгара По». Вскоре Иван Сергеевич тяжело заболел, оказался прикованным к постели и понял, что надежды на выздоровление нет. Потеряв физические силы, он обрел духовные и уже 2 сентября завершил одно из лучших своих произведений.

Главный герой повести Аратов проживал на Шаболовке. Именно она стала последним художественным образом Москвы, созданным умирающим на чужбине писателем. Возможно, Иван Сергеевич вспомнил о тех местах, потому что Шаболовка ведет к Донскому монастырю, где похоронены его родные и близкие, в том числе мать Варвара Петровна. Завершая жизненный путь, И. С. Тургенев обратился мыслями именно к этому уголку Первопрестольной. Нынешняя Шаболовка давным-давно не похожа на Шаболовку времен И. С. Тургенева, однако во время прогулок нам будут встречаться здания, которые могли видеть и писатель, и герой повести.

Шаболовка не только улица, ведущая некогда в деревню Шаболово (на месте деревни сейчас — Новочеремушкинский пруд). Таково неофициальное название района между Житной улицей, Ленинским проспектом (Большой Калужской улицей), улицей Орджоникидзе (Пятым Донским проездом), Серпуховским Валом и Люсиновской (Малой Серпуховской) улицей. В XVIIXVIII веках здесь находились Донская и Шаболовская слободы; ныне это — территория Донского и Даниловского районов Южного административного округа.

В последнее время Шаболовку называют «заповедником авангарда». Во второй половине XIX столетия в округе были основаны промышленные предприятия, и тихая, почти сельская местность превратилась в рабочую окраину Москвы. В 1920-х — начале 1930-х годов тут построили множество жилых домов в стиле конструктивизма, которые должны были не только решить жилищную проблему, но и приучить людей к новому быту. Другие же памятники архитектуры свидетельствуют, что Шаболовка издавна являлась оплотом старины. Недаром она примыкает к Замоскворечью — когда-то самому «московскому», самому патриархальному району древней столицы, представляя собой как бы «Зазамоскворечье». Возможно, и по этой причине И. С. Тургенев поселил своего отрешенного от жизни героя на Шаболовке, в тихом уголке Москвы, словно выпавшем из потока времени...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (375) Март 2022 В этом выпуске:
«Пока с пером дружна моя рука…» О поэтессе Людмиле Михайловне Поповой (1898–1972)
Удивительное «Зазамоскворечье» Три прогулки по Шаболовке и ее окрестностям
«Удобства жизни»* Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
«14 октября, в исходе второго часа пополудни…» О московском землетрясении 1802 года
У истоков отечественной аэродинамики К 175-летию со дня рождения «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847–1921)
Москва 1896 года Из записок необычного путешественника
Судьба московского театрального дома К выходу монографии М. В. Нащокиной «Москва. Театральная площадь, 2. История здания и его героев» (М., 2021)
«Цыганская нота» О московских цыганах и цыганском романсе