Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.11.2023
Автор: Грушина Анна Филипповна
С.И. Маркин. Благуша. Фрагмент. Холст, масло. 1939 год
№ 12 (396) Декабрь 2023 №12 (396) Декабрь 2023 Подписаться

У каждого человека — живет он в селе или в городе — есть свой любимый уголок, свое место притяжения или, как принято сейчас говорить, место силы, где по‑другому думается, по‑другому дышится… В этой журнальной книжке наш постоянный автор И. Б. Томан приглашает читателей на прогулку по дорогой ее сердцу Благуше. Согласитесь: необычное название. До сих пор оно остается предметом споров исследователей, хотя от Благуши нынче осталась лишь крошечная одноименная улочка. Однако не всегда так было. Герой романа Л. М. Леонова «Вор» с полным правом мог утверждать: «Без Благуши какая уж там Москва!» На этой фабричной окраине родился и вырос прозаик, поэт, драматург, сценарист, художник, один из основателей жанра авторской песни М. Л. Анчаров (1923–1990), который воспел свою малую родину в романе «Теория невероятности». На Благуше жил художник С. И. Маркин (1903–1942), запечатлевший в своих картинах теперь уже ставшие историческими виды района… Давно уже нет на карте столицы топонима «Благуша», но в памяти коренных москвичей он все еще жив. «Что в имени твоем, Благуша, — спрашивает И. Б. Томан, завершая очерк, — благо или блажь, ласка или укор? Или нечто иное?» И цитирует М. Л. Анчарова: «Никто не ответит. Разве что “сердце, которое вместе с Благушей плывет в неизвестность”»…

Статья М.Ю. Федосюка «Базарджикский полк между двух революций» посвящена интереснейшей документальной находке — обнаруженной в семейном архиве тетради, содержащей рукописные протоколы заседаний Комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского Базарджикского полка за март — октябрь 1917 года. Командовал тогда полком двоюродный дед автора — полковник М.П. Федосюк (1879–1944). Исторический период между Февральской и Октябрьской революциями все еще остается недостаточно изученным и осмысленным. Время великого перелома, коренных перемен во всех сферах общественной и частной жизни в полной мере коснулось и русской армии. Названные Комитеты появились в войсках согласно постановлению Петросовета от 1 марта с целью привлечения их к управлению воинскими частями. Подобное новшество во многом сказалось на повседневной жизни военнослужащих, что ярко отразили рассматриваемые протоколы. «Знакомство с ними производит двойственное впечатление, — пишет автор. — С одной стороны, наличие в полку выборного органа смягчало охватившие армию протестные настроения. Однако, с другой стороны, протоколы показывают, сколь огромное количество времени тратилось на многословные обсуждения депутатами вопросов, которые могли быть оперативно решены командованием». Вот лишь некоторые из вопросов, которыми Комитет занимался: о контроле над имеющимся в полку оружием, о порядке пользования полковыми лошадьми, о разрешении конфликтов между военнослужащими, о недопустимости братания с противником и массового неповиновения командирам, об устройстве солдатской библиотеки… В итоге автор приходит к такому выводу: «Как показывают протоколы, далеко не во всех подразделениях российской армии двоевластие, установившееся между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, повлекло за собой массовое неповиновение солдат, их расправы над офицерами, дезертирство и другие беспорядки. Например, командованию Базарджикского полка удалось установить мирные деловые отношения с полковым комитетом и, сотрудничая с ним, поддерживать в полку относительный порядок».

К творчеству художников‑анималистов XX века наш журнал обращался не раз. В этом номере начинается публикация большой статьи А.В. Шульгина «Особый изобразительный мир», продолжающей эту интереснейшую тему, ибо «наследие художников‑анималистов Москвы столь же уникально, сколь и неисчерпаемо». Кроме знаменитых мастеров этого жанра, в статье рассказывается о художниках менее известных, но оттого не менее замечательных. Изображение животных — совершенно особая сфера искусства. Анималистом надо родиться, это чрезвычайно редкий дар. О людях, им обладающих, об их творческой «кухне» А.В. Шульгин рассказывает увлеченно и с эксклюзивными подробностями, поскольку многих из своих героев знал и знает лично.

«Без Благуши какая уж там Москва!» Две прогулки по столице
Базарджикский полк между двух революций Протоколы комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского rnБазарджикского полка (март — октябрь 1917 года)
«Чтобы и не дышали дыханьем русским…» Как русская Восточная Галичина стала русофобской Западной Украиной
«Особый изобразительный мир» Рассказы о московских художниках-анималистах
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн