Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.01.2022
Карандашом, резцом и кистью
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
В цеху. 1975 год
Бесконечный монолог №2 (374) Февраль 2022 Подписаться

С женой

Анатолий Иванович Ведерников (1920–1993), отец Юлия, был потомом «русских харбинцев», в 1937 году репрессированных. О нем вспоминают как о «выдающемся пианисте, профессоре Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженном артисте России, <…> ярчайшем и уникальном интерпретаторе мировой фортепианной литературы (включая шедевры XX столетия), <…> соученике и близком друге Святослава Рихтера» (список цитируемых источников см. в конце). Мать, Ольга Юльевна Геккер (1918–?), была дочерью философа Юлия Федоровича Геккера (1881–1938). Репрессии, которым подверглись родители, сына не коснулись. Он учился в Московской консерватории в классе профессора Г. Г. Нейгауза. Вскоре молодой пианист уже давал сольные концерты, начал сотрудничать с Сергеем Прокофьевым и Святославом Рихтером. Последний вспоминал: «Моим самым большим другом в классе Генриха Густавовича Нейгауза был любопытный мальчик Анатолий Ведерников. <…> Ведерников и я сразу подружились. <…> Это был удивительный пианист, с которым я с удовольствием играл, и очень часто». С. Т. Рихтер «высочайше ценил искусство Ведерникова и ставил его в ряд великих пианистов нашего времени». Их дружба продолжалась до самой кончины Святослава Теофиловича. Именно Рихтер познакомил друга с О. Ю. Геккер, отец которой, эмигрант, сочувствовавший советской власти, в 1922 году вернулся в СССР и в 1938-м был расстрелян за «шпионаж». Чуть ранее он начал строить дом в подмосковном поселке Клязьма, где прошла большая часть жизни нашего героя.

С самого появления на свет Юлий оказался необыкновенным ребенком. «Юлю», «Юльку», «Юлика» любили все. Наблюдали за ним, записывали, что он сделал, сказал. Атмосфера всеобщего обожания, частое присутствие в доме именитых гостей — С. Т. Рихтера, Р. Р. Фалька, Г. Г. Нейгауза и других — способствовали раннему творческому развитию мальчика. Его тетка, Марселла Юльевна Геккер, писала: «Зимой, когда мы все жили в одной комнате, Юля очень любил смотреть и слушать, как его папа играет. В раннем детстве он, сидя в своей корзине, размахивал руками под папину музыку, а когда научился ходить, иногда останавливался у рояля и подолгу смотрел, как бегали по клавишам папины руки. В четыре года, когда однажды папа готовился к концерту, Юлька сказал, оторвавшись на минуту от кубиков: “Как здорово, это все потому, что папа знаменитый пианист”. Жизнерадостный он был в отца, а спокойный и добродушный в мать».

«Юлька очень любил животных и не боялся их, — продолжает М. Ю. Геккер. — Соседская коза Марта, овчарка Ильта и все бездомные кошки ближайших дворов всегда привлекали его, и он тянулся к ним и мог без конца ласкаться с ними. Он был болтлив, но не так, как старший (двоюродный) брат. Тот болтал из любознательности и из желания выразить свои мысли. У Юли это скорее был выход для его горячего темперамента, поэтому он выдумывал ничего не значащие слова, как: “каучики — пати — каучики”, “чьовз — лен”, “кукуруз — Маруся”, без конца приговаривал их в такт во время игры».

Кроме людей и зверей, на мальчика влияли дом и место, где дом стоял. «Клязьма до революции была дачным поселком крупной русской буржуазии. Дачи строили с резными наличниками на окнах и просторными террасами, и всюду были деревянные украшения как, например, петушок на крыше; некоторые напоминали иллюстрации Билибина. <…> Дома назывались не по номерам, а по фамилиям прежних хозяев. На вопрос: “Где вы живете?” — можно было услышать: “Мы живем в протопоповской даче, или у Абрикосовых, или в морозовских дачах”».

В 4 года Юлий начал учиться музыке. Сидя у мамы на коленях, он подбирал на рояле детские песенки. С осени его стали возить в Москву к учительнице. В августе 1950 года Юлия приняли в Центральную музыкальную школу. И тут случилось несчастье. Шестилетний мальчик заболел менингитом. Несколько дней чудовищной боли, родители сходят с ума… Наконец боли прекратились. Однако что-то было не так: Юлий перестал реагировать на голоса домочадцев. Вскоре взрослые поняли: ребенок полностью оглох.

На музыкальной карьере пришлось поставить крест. Но мальчик не сдался: быстро научился читать чужую речь по губам, продолжил учиться в обычной, а не в «инвалидной» школе. Мать и тетки занимались с ним, помогая не отставать по предметам. В 1958 году, будучи восьмиклассником, Юлий увлекся… боксом. «Никакие уговоры родителей, что это грубая игра, не могли остановить его. Он сначала договорился с тренером, а затем оформился в общество “Спартак” и сам бегал доставать все справки. Его считали очень способным, и он успешно занимался. Через два года на состязаниях Юля выиграл бой и получил звание чемпиона Мытищинского района». В том же году появилось еще одно увлечение — фотография.

Жизнь в доме между тем текла своим чередом. «Зимой Юлий вставал раньше всех, гулял с собакой и чистил снег на дорожках. А если папа иногда (чтоб подразнить его) разваливался в кресле с папиросой между пальцами и, <…> слегка жестикулируя, говорил: “Я — интеллигентный человек”, Юля с непритворным возмущением заявлял: “А я — простой, да”». Одно время он трудился на фабрике елочных игрушек, о чем впоследствии писал: «Есть на Клязьме такая маленькая фабрика, снабжавшая нашу огромную страну елочными украшениями и Дедами Морозами. Среди работников фабрики я изобразил себя (безбородый молодой человек), сбивающего каркасы для Дедов Морозов. На шкафу стоят готовые изделия в виде членов тогдашнего политбюро». Сохранилась фотография с этой картины...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (374) Февраль 2022 В этом выпуске:
Метро и время Краевед, историк, писатель Борис Вячеславович Арсеньев отвечает на вопросы школьников о Московском метрополитене\ \
«Удобства жизни» Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
Хотим вам рассказать... По страницам эссе школьников о Москве
Московский дневник (1808–1810)* Допожарная Москва глазами современника
Бесконечный монолог Труды и дни художника Юлия Анатольевича Ведерникова (1943–2015)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы* Исторические заметки