Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.01.2022
Карандашом, резцом и кистью
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
В цеху. 1975 год
Бесконечный монолог №2 (374) Февраль 2022 Подписаться

С женой

Анатолий Иванович Ведерников (1920–1993), отец Юлия, был потомом «русских харбинцев», в 1937 году репрессированных. О нем вспоминают как о «выдающемся пианисте, профессоре Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженном артисте России, <…> ярчайшем и уникальном интерпретаторе мировой фортепианной литературы (включая шедевры XX столетия), <…> соученике и близком друге Святослава Рихтера» (список цитируемых источников см. в конце). Мать, Ольга Юльевна Геккер (1918–?), была дочерью философа Юлия Федоровича Геккера (1881–1938). Репрессии, которым подверглись родители, сына не коснулись. Он учился в Московской консерватории в классе профессора Г. Г. Нейгауза. Вскоре молодой пианист уже давал сольные концерты, начал сотрудничать с Сергеем Прокофьевым и Святославом Рихтером. Последний вспоминал: «Моим самым большим другом в классе Генриха Густавовича Нейгауза был любопытный мальчик Анатолий Ведерников. <…> Ведерников и я сразу подружились. <…> Это был удивительный пианист, с которым я с удовольствием играл, и очень часто». С. Т. Рихтер «высочайше ценил искусство Ведерникова и ставил его в ряд великих пианистов нашего времени». Их дружба продолжалась до самой кончины Святослава Теофиловича. Именно Рихтер познакомил друга с О. Ю. Геккер, отец которой, эмигрант, сочувствовавший советской власти, в 1922 году вернулся в СССР и в 1938-м был расстрелян за «шпионаж». Чуть ранее он начал строить дом в подмосковном поселке Клязьма, где прошла большая часть жизни нашего героя.

С самого появления на свет Юлий оказался необыкновенным ребенком. «Юлю», «Юльку», «Юлика» любили все. Наблюдали за ним, записывали, что он сделал, сказал. Атмосфера всеобщего обожания, частое присутствие в доме именитых гостей — С. Т. Рихтера, Р. Р. Фалька, Г. Г. Нейгауза и других — способствовали раннему творческому развитию мальчика. Его тетка, Марселла Юльевна Геккер, писала: «Зимой, когда мы все жили в одной комнате, Юля очень любил смотреть и слушать, как его папа играет. В раннем детстве он, сидя в своей корзине, размахивал руками под папину музыку, а когда научился ходить, иногда останавливался у рояля и подолгу смотрел, как бегали по клавишам папины руки. В четыре года, когда однажды папа готовился к концерту, Юлька сказал, оторвавшись на минуту от кубиков: “Как здорово, это все потому, что папа знаменитый пианист”. Жизнерадостный он был в отца, а спокойный и добродушный в мать».

«Юлька очень любил животных и не боялся их, — продолжает М. Ю. Геккер. — Соседская коза Марта, овчарка Ильта и все бездомные кошки ближайших дворов всегда привлекали его, и он тянулся к ним и мог без конца ласкаться с ними. Он был болтлив, но не так, как старший (двоюродный) брат. Тот болтал из любознательности и из желания выразить свои мысли. У Юли это скорее был выход для его горячего темперамента, поэтому он выдумывал ничего не значащие слова, как: “каучики — пати — каучики”, “чьовз — лен”, “кукуруз — Маруся”, без конца приговаривал их в такт во время игры».

Кроме людей и зверей, на мальчика влияли дом и место, где дом стоял. «Клязьма до революции была дачным поселком крупной русской буржуазии. Дачи строили с резными наличниками на окнах и просторными террасами, и всюду были деревянные украшения как, например, петушок на крыше; некоторые напоминали иллюстрации Билибина. <…> Дома назывались не по номерам, а по фамилиям прежних хозяев. На вопрос: “Где вы живете?” — можно было услышать: “Мы живем в протопоповской даче, или у Абрикосовых, или в морозовских дачах”».

В 4 года Юлий начал учиться музыке. Сидя у мамы на коленях, он подбирал на рояле детские песенки. С осени его стали возить в Москву к учительнице. В августе 1950 года Юлия приняли в Центральную музыкальную школу. И тут случилось несчастье. Шестилетний мальчик заболел менингитом. Несколько дней чудовищной боли, родители сходят с ума… Наконец боли прекратились. Однако что-то было не так: Юлий перестал реагировать на голоса домочадцев. Вскоре взрослые поняли: ребенок полностью оглох.

На музыкальной карьере пришлось поставить крест. Но мальчик не сдался: быстро научился читать чужую речь по губам, продолжил учиться в обычной, а не в «инвалидной» школе. Мать и тетки занимались с ним, помогая не отставать по предметам. В 1958 году, будучи восьмиклассником, Юлий увлекся… боксом. «Никакие уговоры родителей, что это грубая игра, не могли остановить его. Он сначала договорился с тренером, а затем оформился в общество “Спартак” и сам бегал доставать все справки. Его считали очень способным, и он успешно занимался. Через два года на состязаниях Юля выиграл бой и получил звание чемпиона Мытищинского района». В том же году появилось еще одно увлечение — фотография.

Жизнь в доме между тем текла своим чередом. «Зимой Юлий вставал раньше всех, гулял с собакой и чистил снег на дорожках. А если папа иногда (чтоб подразнить его) разваливался в кресле с папиросой между пальцами и, <…> слегка жестикулируя, говорил: “Я — интеллигентный человек”, Юля с непритворным возмущением заявлял: “А я — простой, да”». Одно время он трудился на фабрике елочных игрушек, о чем впоследствии писал: «Есть на Клязьме такая маленькая фабрика, снабжавшая нашу огромную страну елочными украшениями и Дедами Морозами. Среди работников фабрики я изобразил себя (безбородый молодой человек), сбивающего каркасы для Дедов Морозов. На шкафу стоят готовые изделия в виде членов тогдашнего политбюро». Сохранилась фотография с этой картины...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (374) Февраль 2022 В этом выпуске:
Метро и время Краевед, историк, писатель Борис Вячеславович Арсеньев отвечает на вопросы школьников о Московском метрополитене\ \
«Удобства жизни» Очерки повседневного быта москвичей первой половины XIX века
Хотим вам рассказать... По страницам эссе школьников о Москве
Московский дневник (1808–1810)* Допожарная Москва глазами современника
Бесконечный монолог Труды и дни художника Юлия Анатольевича Ведерникова (1943–2015)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы* Исторические заметки