Руководители строительства электростанции на торфе «Электропередача». Первый слева — Р.Э. Классон. Третий слева — Г.М. Кржижановский
Труды и дни Глеба Максимилиановича Кржижановского (1872–1959)
Имя Глеба Максимилиановича Кржижановского достаточно широко известно, звучная польская фамилия на слуху у москвичей: в его честь названы улицы, научные учреждения, даже теплоход. Но немногие помнят, чем знаменит этот выдающийся человек, проживший долгую насыщенную жизнь, которая вместила, по сути, несколько жизней — пламенного революционера, видного государственного деятеля, ученого…
Родился он в Самаре. Внук сосланного декабриста, сын обрусевшего поляка Максимилиана Николаевича Кржижановского и немки Эльвиры Эрнестовны Розенберг, мальчик рано изведал нужду: когда ему не исполнилось еще и пяти лет, скоропостижно умер от чахотки отец, матери приходилось сдавать угол, чтобы прокормить двоих детей. Однако, несмотря на бытовые тяготы, она делала все для того, чтобы дать детям хорошее образование. Восьмилетний Глеб поступил в начальное городское училище, где, по его позднейшим воспоминаниям, «в первый же день был бит как новичок», но держался мужественно, чем заслужил уважение одноклассников. Природные способности мальчика и раннее осознание ответственности за семью помогали ему в постижении наук — он прекрасно окончил училище и получил право бесплатно продолжить обучение в Самарском реальном училище имени Александра I, которое окончил также с блеском. Уже в старших классах 13‑летний Глеб зарабатывал уроками и на первые же полученные деньги купил родным подарки: любимой матери — лайковые перчатки, сестре — торт. Трогательную глубокую привязанность к матери, к семье Глеб Максимилианович сохранил до конца жизни. Мать для него была идеалом женщины и человека, ей он посвящал стихи, к ней никогда не переставал мысленно обращаться за советом. Сестра и мать, в свою очередь, во всем беззаветно поддерживали своего Глеба.
В 1889 году Глеб Кржижановский с легкостью проходит вступительные испытания в лучший технический вуз Российской империи — Санкт-Петербургский технологический институт, набрав 25 баллов из 25‑ти возможных. «Техноложка» в конце XIX века — это гнездо молодых вольнодумцев: студенты исповедуют марксизм и организовывают тайные собрания, ведут агитацию в рабочей среде. На втором курсе «сам для себя незаметно» Глеб увлекается идеями марксизма, вступает в революционную «группу Бруснева», а чуть позже, в 1895 году, становится, наряду с молодым Владимиром Ульяновым, одним из активных участников руководящего центра подпольного «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», печатает и распространяет листовки. Именно тогда возникает и крепнет дружба между Глебом Кржижановским и Владимиром Ульяновым. Эту дружбу не нарушили даже арест и ссылка, последовавшие за раскрытием «Союза».
В 1919 году, придя к власти, В. И. Ленин поручает Г. М. Кржижановскому как «архисвоему товарищу», проверенному и закаленному революцией, продумать и возглавить реализацию плана электрификации России. Расчет оказался точен: Крижановский имел за плечами ценнейший практический и теоретический опыт в данной области. После трехлетней ссылки в холодном Минусинском уезде и дальнейшего почти десятилетнего периода вынужденной жизни в провинции он при помощи своего товарища по институту, впоследствии видного советского политического деятеля Л. Б. Красина смог устроиться рядовым электриком в московское отделение «Общества электрического освещения 1886 года». Можно сделать вывод о его незаурядных способностях уже хотя бы по тому факту, что всего через два года простой электромонтер Кржижановский возглавил отделение. Руководил кабельными сетями Москвы, а в 1912–1914 годах совместно с известным инженером‑технологом Р. Э. Классоном организовал и курировал строительство первой подмосковной электростанции на торфе «Электропередача». Именно тогда возникла идея объединения московских электростанций в единую сеть — смысловое ядро будущего плана ГОЭЛРО. В 1914 году в эксплуатацию ввели первую в России торфяную электростанцию — ту самую «Электропередачу», соединив ее опять же первой в стране высоковольтной ЛЭП протяженностью 71 километр с Раушской электростанцией, расположенной в центре Москвы. Оба генерирующие предприятия стали работать синхронно. Доказанная эффективность использования торфа в качестве топлива для электростанций сыграла важную роль при воплощении ленинского плана ГОЭЛРО.
Задача создания проекта электрификации страны была беспрецедентно сложной и масштабной. Г. М. Кржижановский со всем энтузиазмом взялся за ее выполнение и проявил себя как выдающийся организатор, сумев собрать и вовлечь в дело лучших специалистов, остававшихся на тот момент в молодой советской республике. Под его председательством образуется Государственная комиссия по электрификации России — ГОЭЛРО (так же впоследствии назывался выработанный ею план), в состав которой вошли около 90 крупных ученых‑энергетиков, инженеров, статистиков, представителей других профильных специальностей. Комиссия заседала в доме на Садовнической улице, 30, где располагалась квартира Кржижановского, а теперь открыт мемориальный музей. Бюллетени заседаний ГОЭЛРО печатались в газете «Правда». Кржижановский каждые три дня по телефону и раз в неделю лично на встречах в Кремле докладывал В. И. Ленину о ходе работы…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru