Министр Вооруженных Сил СССР. 1949 год
А.М. Василевский на наблюдательном пункте. Сталинградский фронт. Осень 1942 года
ХХ век, отмеченный двумя мировыми войнами, главную роль определил, конечно же, России и выдвинул на авансцену славную когорту ее полководцев — тех, кто привел страну к победе в Великой Отечественной войне, а затем в войне с Японией. Об одном из них — крупнейшем военном стратеге, Маршале Советского Союза А. М. Василевском, чей 130‑летний юбилей широко отмечался в прошлом году, — наш сегодняшний рассказ.
Родился будущий маршал 30 (17) сентября 1895 года в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне — город Вичуга Кинешемского района Ивановской области). Отец его — регент и псаломщик местного Никольского храма — был женат на дочери псаломщика Надежде Ивановне Соколовой из села Углец. В семье родилось восемь детей, Александр — четвертый. В 1909 году он окончил Кинешемское духовное училище и поступил в Костромскую духовную семинарию, однако с началом Первой мировой войны написал прошение о сдаче экзаменов экстерном и направлении в армию. Так в феврале 1915 года, уже в Москве, Александр стал юнкером, поступив в Алексеевское военное училище. В мае А. М. Василевский — уже прапорщик, а с сентября — на фронте: воюет против австро‑венгерских войск в составе 103‑й пехотной дивизии Юго-Западного фронта. Весной 1916‑го его назначают командиром роты; в этой должности он участвует в знаменитом Брусиловском прорыве.
Февральская революция 1917 года положила начало процессу разложения царской армии и стихийной демобилизации. И штабс‑капитан Василевский, несмотря на заочное избрание его командиром 409‑го полка на общем собрании личного состава, принимает решение вернуться домой. Так завершилась служба А. М. Василевского в царской армии.
«На гражданке» он поначалу становится сотенным инструктором всевобуча в Углецкой волости Кинешемского уезда Костромской губернии, а с сентября 1918 года учительствует в селе Подъяковлево Новосильского уезда Тульской губернии. Но продолжить этот путь ему не пришлось: в мае 1919‑го, когда уже шла Гражданская война, А. М. Василевского призвали в Рабоче‑крестьянскую Красную армию.
Службу в Красной армии Александр Михайлович начал со скромной должности помощника командира взвода 4‑го запасного батальона РККА в городе Ефремове, однако уже через полгода стал командиром полка. И вот что примечательно: получив такое назначение, он просил оставить его помощником командира полка или командира батальона, однако эту просьбу, продиктованную высокой ответственностью за порученное дело, не удовлетворили. С октября 1919 по 1922 год А. М. Василевский служит в 48‑й Тверской стрелковой дивизии, сражавшейся с польскими войсками и белолатышами, участвует в разгроме бандформирований на территории современных России и Белоруссии.
По завершении Гражданской войны служба А. М. Василевского в той же дивизии продолжилась. На различных командных должностях он занимается организацией боевой учебы, участвует в окружных маневрах. «Каждый из нас работал, насколько хватало сил и знаний», — вспоминал впоследствии маршал. Много дали ему как командиру стрелково‑тактические курсы «Выстрел», расположенные в Московской области, — там Василевский обучался с октября 1925 по август 1926 года.
До войны в 48‑й дивизии шли боевые занятия, освоение нового оружия. Дивизию часто посещал командующий войсками округа К. Е. Ворошилов, а затем новый командующий округом — И. П. Уборевич. А. М. Василевский упоминает об этом в мемуарах: «Мы тогда по‑новому взглянули на себя, обнаружили серьезные недостатки в боевой и политической подготовке. Командующий показал нам, как и над чем надо работать, чтобы в ближайшее время поднять боеспособность подчиненных нам войск».
Об отношении к военнослужащим, о реальной заботе о них командармов той эпохи красноречиво свидетельствуют документы. Читаем выписку из приказа по дивизии «Об итогах боевой подготовки, соцсоревнования и ударничества новобранческого сбора» (август 1930 года): «Командиру 144 стрелкового полка т. Василевскому и военкому т. Шкуратенко за более успешную подготовку полка объявляю благодарность и награждаю каждого месячным окладом и местом в доме отдыха в Крыму или на Кавказе».
В те годы командование неизменно отмечает высокие профессиональные и человеческие качества А. М. Василевского и рекомендует выдвигать его на вышестоящие должности. Так, например, в аттестации за 1923 год говорится: «Вдумчивый. Осторожный в решениях командир. Выдержанный, с подчиненными тактичен. Политически благонадежен. Заботлив о хозяйственной стороне в части. Должности командира полка вполне соответствует». Аттестация за 1930 год: «Прежняя аттестация остается в силе. Достоин продвижения вне очереди на должность пом. командира стрелковой дивизии или начальника штаба дивизии».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, воспоминая о ранних годах совместной службы с Маршалом Советского Союза А. М. Василевским, пишет: «Александр Михайлович превосходно знал свое дело, так как долгое время командовал полком и досконально изучил специфику боевой подготовки, к нему относились с большим уважением».
В 1931 году из штаба РККА выделилось Управление боевой подготовки, и А. М. Василевский получил туда назначение. Эта деятельность оказалась для него крайне интересной: в Управлении сосредотачивалась информация обо всем передовом в области военной науки. Здесь разрабатывали новые подходы к ведению общевойскового боя, создавали новые методики занятий боевой подготовкой и ее нормативные документы, а затем сотрудники Управления отрабатывали положения этих документов на практике — в ходе маневров. А. М. Василевскому было дано важное поручение: фиксировать все это в «Бюллетене боевой подготовки» — теоретическом и методическом пособии для командного состава РККА.
Предметом особого внимания сотрудников Управления в те годы стала теория глубокого наступательного боя и глубокой наступательной операции, а также техническое обновление армии: в войска поступали самолеты и танки, что требовало подготовки принципиально новой нормативной базы, регламентирующей их использование при ведении боевых действий. Сотрудники первыми знакомились с новейшей военной техникой, начиная с ее проектирования в научно‑исследовательских институтах и заканчивая испытаниями на полигонах.
В феврале 1933 года войска получили указания по организации глубокого наступательного боя, разработанные в Управлении и утвержденные начальником штаба РККА А. И. Егоровым. А летом того же года положения теории глубокого наступательного боя и глубокой наступательной операции уже отрабатывались на учениях в Приволжском военном округе. Штаб этих учений возглавлял А. М. Василевский, после чего был назначен на должность начальника отдела боевой подготовки округа.
Важнейшим событием 1930‑х годов для А. М. Василевского стало участие в стратегической полевой поездке командования и штаба Приволжского военного округа по территории Белоруссии под руководством И. П. Уборевича. Александр Михайлович вспоминал: «Тогда фактически впервые я сумел серьезно проверить свою оперативную подготовку».
Осенью 1936 года А. М. Василевский как наиболее перспективный командир был направлен в только что организованную Академию Генерального штаба РККА. За 18 месяцев слушателям предстояло получить максимум знаний, необходимых высшему командному составу. Слушатель первого набора академии М. В. Захаров свидетельствовал: «Из пяти учебных дней (при шестидневной рабочей неделе) три дня на первом курсе и два дня на втором отводились на лекции и практические занятия, а остальное время соответственно — на самостоятельную работу в библиотеках, дома или в лабораториях академии». Крайне полезны были выезды в войска на маневры и командно‑штабные учения. Зимой 1936/1937 года изучались армейская и фронтовая операции в рамках новой теории военного искусства, а весной начались оперативные игры на картах, в ходе которых слушатели сдавали экзамены по этой теории, демонстрируя практическое освоение разных ролей: командующего фронтом (армией), начальника штаба или его заместителя. Отрабатывали и другие роли: разведчика, оператора, начальника рода войск, командира или начальника штаба соединения.
Занятия в академии, несомненно, способствовали профессиональному росту А. М. Василевского, расширили его военный кругозор, систематизировали знания, развили командирские навыки.
По окончании академии в октябре 1937 года А. М. Василевского назначают заместителем начальника Оперативного управления Генерального штаба РККА. В этой должности он пробыл до июня 1939‑го. Тогда его основной обязанностью являлась разработка приказов и директив наркома обороны СССР, касающихся оперативно‑стратегической подготовки руководящего состава РККА. По сути дела, служба в Оперативном управлении стала для А. М. Василевского еще одной академией — ведь он тогда работал под руководством начальника Генерального штаба РККА Б. М. Шапошникова — несомненного авторитета для всей Красной армии, чьи знания и профессионализм высоко ценил И. В. Сталин. Впоследствии при решении важнейших вопросов, давая слово А. М. Василевскому, Сталин говорил: «Что ж, послушаем, что скажет нам шапошниковская школа!»
В июне 1939 года А. М. Василевского назначают заместителем начальника Оперативного отдела Генерального штаба, оставив при этом руководителем отделения оперативной подготовки. Начавшаяся Советско‑финляндская война потребовала от Генштаба, и в том числе от А. М. Василевского, решения важных вопросов, касающихся стратегических планов операции, а также проведения переговоров о новых границах с Финляндией. За успешное выполнение этих задач в декабре 1939 года Александр Михайлович удостоился ордена Красной Звезды. В апреле 1940‑го ему присвоили воинское звание «комдив», а в ноябре он в качестве военного эксперта нашей правительственной делегации во главе с В. М. Молотовым выехал в Германию. Эта поездка расставила точки над i, заставила понять: Советский Союз должен готовиться к отражению фашистской агрессии, которой не миновать. И А. М. Василевский разрабатывает проект плана стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией. 15 мая 1941 года с поправками Н. Ф. Ватутина этот проект доложили И. В. Сталину.
В первой половине 1941 года в РККА разворачивается стратегическое планирование — идет подготовка к войне с фашистской Германией. Рабочий день в подразделениях Генерального штаба РККА продолжается 15–16 часов. А. М. Василевский, обладавший к тому времени весьма высоким профессиональным уровнем, становится одним из ведущих специалистов Генерального штаба. В его аттестации от 20 января 1941 года сказано: «Занимаемой должности вполне соответствует. Может быть начальником штаба особого округа. А в военное время — начальником штаба фронта». В июне ему присваивается звание генерал‑майора.
Великую Отечественную войну Александр Михайлович встретил в должности заместителя начальника, а 1 августа 1941 года стал начальником Оперативного управления Генерального штаба. Через год он — начальник Генерального штаба РККА и одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР. Надо заметить, что А. М. Василевский принял должность начальника Генштаба в тяжелейший период Великой Отечественной войны, взяв на себя ответственность за стратегическое планирование боевых действий РККА. Вспоминая июнь 1941 года, он пишет: «В те дни, когда советские войска начали отходить вглубь страны, все наши помыслы обратились к одной цели: выдержать, выстоять, как бы ни было трудно». Осенью 1941‑го, когда Генштаб эвакуировали, А. М. Василевский, оставаясь в Москве, возглавлял оперативную группу — так называемый первый эшелон Генштаба.
Вклад А. М. Василевского в разгром немецко‑фашистских войск под Москвой и срыв гитлеровского замысла молниеносной войны весьма весом. Контрнаступательные операции 1941 года позволили выиграть время, подготовить резервы и разработать новые вооружения для отпора врагу. К апрелю 1942‑го фашистские войска по ряду направлений удалось отбросить от Москвы на расстояние до 250 километров.
В ходе битвы за Москву авторитет Александра Михайловича в РККА существенно вырос, о чем свидетельствует хотя бы такой факт: основные документы Ставки того времени подписаны совместно Сталиным и Василевским, а некоторые — только Василевским. Среди немногочисленных генералов, получивших награды после битвы за Москву, есть и А. М. Василевский (орден Ленина). Его работа была настолько изматывающей, что Верховный главнокомандующий, видя запредельную усталость Александра Михайловича, велел ему для отдыха на ночь отправляться в санаторий «Архангельское», хотя в начале войны местом ночного размещения Ставки и Генерального штаба являлась станция метро «Белорусская», а затем «Кировская».
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
Краткие биографии, подвиги, память
О Маршале Советского Союза Александре Михайловиче Василевском (1895–1977)