Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
01.09.2025
Труды и дни
Автор: Маслова Юлия Валерьевна

Рогожское начальное городское училище имени Н.В. Гоголя

«Не служить “мамоне”» №9 (417) Сентябрь 2025 Подписаться

Шахтеры, едущие в вагонетках. Начало 1930-х годов. ЕМИИ. КП-3104

Имя Василия Вениаминовича Хвостенко сегодня известно только специалистам. И это удивительно, учитывая многогранность его таланта: живопись, графика, плакат, декоративно‑прикладное искусство, работа в технике энкаустики, над возрождением которой он трудился около тридцати лет, разгадав секрет «живописи посредством огня». Знакомство автора статьи с произведениями мастера состоялось во Всероссийском музее декоративно‑прикладного и народного искусства. Выполненные им росписи подносов и шкатулок обворожили красотой и оригинальностью, заставив углубиться в биографию их создателя1.

Историю семьи Хвостенко можно проследить с конца XVIII века, когда Шереметевы отправили своего крепостного Архипа в Императорскую академию художеств. Окончив ее, родоначальник творческой династии получил вольную. Сын Архипа Степан был иконописцем и работал в имении Шереметевых Борисовке. Сын Степана Вениамин Хвостенко (1869–1935), иконописец‑самоучка, переехав в Москву из‑за материальных трудностей, начал преподавать рисование в гимназии, еще не имея аттестата на звание учителя. Он водил своих детей в Румянцевский музей и Третьяковскую галерею, брал с собой на этюды в Кузьминки или Кусково. Будучи старообрядцем, ходил с семьей на Рогожское кладбище, а вскоре открыл иконописную мастерскую у Рогожской заставы.

После революции уже в зрелом возрасте (пятидесяти четырех лет) В. С. Хвостенко поступил в Высшие художественно‑технические мастерские, которые окончил в 1929 году, получив диплом учителя рисования. Его преподавателем во ВХУТЕМАСе был В. А. Фаворский. Вениамин Степанович обучал ремеслу художника своих детей, дружно помогавших ему в мастерской изготавливать иконы: «Володя тер краску, Саша чеканил, а Вася заливал чеканку эмалью — эту тонкую работу отец доверял только ему. Лица, руки, ноги апостолов рисовал всегда с натуры: моделями служили жена, дети, соседи и их ребятишки»2. Выросшие в творческой атмосфере дети В. С. Хвостенко Александр, Василий и Михаил получили профессиональное художественное образование, а Владимир стал видным теоретиком музыки. Каждый из них достоин отдельной книги, но здесь мы остановимся на судьбе Василия.

Друзья прозвали его «Василий блаженный» за доброту и бытовую неприспособленность к жизни, а еще за мечтательность и детскую веру в людей. Да и на свет он появился за три дня до празднования памяти блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого (2/15 августа). Согласно выписи из метрической книги Успенской церкви, Василий Вениаминович родился 12 августа (30 июля по старому стилю) 1896 года в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской области. Родители — «крестьянин Вениамин Стефанович Хвостенко и законная жена его Пелагея Ивановна, оба православные», восприемники — «дворянин Иван Филимонов Чефранов и мещанка Александра Лукьяновна Грайворонская»3. В метрической книге, как видим, родители Василия записаны православными. Можно предположить, что они были единоверцами, то есть принадлежали к православию, но придерживались старого обряда, что не противоречит сведениям, полученным от потомков, что семья Хвостенко посещала Рогожское кладбище4.

В 1908 году Василий окончил 2‑е Рогожское в память Н. В. Гоголя городское начальное училище5, построенное на средства, пожертвованные Варварой Алексеевной Морозовой. 7 августа 1909 года он подал прошение директору Московского училища живописи, ваяния и зодчества: «Имею честь покорнейше просить Вас о допущении меня к конкурсному экзамену для поступления учеником в Первый класс общеобразовательного отделения училища. При этом представляю Метрическое свидетельство, свидетельство об окончании Рогожского начального гор[одского] Училища и три фотографические карточки. Жительство имею в Москве, Рогожской части 2‑го уч[астка] Нижегородская у[лица], д[ом] Днепровского, квар. № 4»6. В 1918 году В. В. Хвостенко окончил МУЖВЗ. В его неопубликованных дневниках, хранящихся у потомков, читаем: «Я и два мои брата — Александр и Михаил — поступили в школу Живописи Ваяния и Зодчества. Я пробыл в школе с 1909 по 1918 год. Я прошел общеобразовательные классы и специальные. Первыми моими учителями были Сергей Васильевич Иванов, потом Клодт, Малютин, Бакшеев, а в специальном отделении живописи я занимался
у Горского, Корина, Милорадовича, Касаткина, Архипова и Коровина».

Октябрьскую революцию Василий принял с энтузиазмом, что отразилось на его творчестве. В краткой автобиографии, хранящейся в фонде Ассоциации художников революционной России (АХРР)7, сказано, что с 1918 года он служил в 1‑й армии Туркестанского фронта в качестве декоратора, с 1920‑го — в Политическом управлении Реввоенсовета (ПУР), потом в Главполитпросвете «в качестве инструктора в живописных работах в АХРе»8. Действительно, в 1919–1921 годах В. В. Хвостенко был театральным декоратором, одним из создателей агитационного театра на Туркестанском фронте. Театр ездил по Ташкентской железной дороге на агитпоезде «Красный Восток», устраивая для красноармейцев и местных жителей кукольные агитационные представления. Совместно с руководителем театра скульптором Николаем Шалимовым Василий Хвостенко мастерил куклы: формы из дерева и папье‑маше делал Шалимов, а Хвостенко и его жена Евгения Шпилько их расписывали. Театру предоставили «богатую материальную базу» — часть складов эмира бухарского. Куклы изображали персонажей злободневных пьес «Корона и Звезда» и «Гидра контрреволюции», посвященных победам «красного» Петрушки над Царем, Царицей, Буржуем, Министром‑казнокрадом. Представления впечатляли публику не только сатирическими образами, но и техническими новшествами. Так, кукольники делали глаза Петрушке, вставляя в глазницы лампочки, зажигающиеся во время спектакля. Об этой оригинальной идее узнали во время реставрации в 2008 году: «Реставратор музея обнаружил у куклы небольшое углубление для батарейки, а вместо зрачков — маленькие красные лампочки. Представьте себе: сам страшный, зловещие глаза светятся»9. Сейчас некоторые из этих марионеток можно увидеть в музее Театра кукол имени С. В. Образцова.

В 1921 году в Москве В. В. Хвостенко вместе с В. В. Маяковским и товарищем по училищу М. М. Черемных работал по договорам над выпусками знаменитых «Окон сатиры РОСТА». Руководитель Российского телеграфного агентства П. М. Керженцев вспоминал: «“Окна сатиры РОСТА” родились в 1919 г., когда из‑за типографской разрухи у нас не было литографий, красок, бумаги, специалистов литографского дела и т. д. <…> Эта нужда толкнула нас на мысль использовать окна магазинов на людных улицах для периодических выставок сатирических плакатов. <…> Я вызвал Черемных, которого знал по некоторым удачным сатирическим рисункам‑плакатам, изданным еще в 1918 г., и он стал постоянным работником “РОСТА”. С ним и было создано первое окно сатиры. Затем были привлечены Маяковский и И. Малютин»10. Керженцев пишет, что агентство сумело привлечь к этому десятки лучших рисовальщиков и карикатуристов. Увы, он не называет одного из активных сотрудников — В. В. Хвостенко, чьи плакаты хранятся в РГАЛИ. Например, серия № 397 призывает отложить демонстрации до окончания войны: «1) В грозном гуле борьбы третья годовщина. 2) Нам не из чего гирляндами украшаться. 3) Нам некогда в демонстрациях расхаживать чинно. 4) Чем зря заниматься материи потерей, 5) мы фронту на рубахи отошлем материю. 6) Чем мостовые в демонстрациях бить ногами, 7) фронту на помощь быстрыми шагами. 8) Оденется фронт, 9) укрепится фронт, 10) и тогда, победив, 11) празднуй, сколько хочешь: 12) мирными демонстрациями к коммуне иди!»11 

В 1923 году В. В. Хвостенко вступает в АХРР, провозгласившую: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно‑документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда»12. Василий Вениаминович старался быть образцово‑показательным «ахровцем». В анкете он перечисляет свои произведения, представленные на выставках Ассоциации: «Миниатюрный портрет Ленина, два портрета военных командиров, Паровозное депо, Портрет героя труда, Жатва, Машинист, Мальчик за книгой, Портрет Троцкого, Автопортрет, Делегатка»13. Хвостенко указывает, что участвовал во всех выставках АХРР, а также во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве (1923) и Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (1925). В столице Франции художник удостоился золотой медали за миниатюры на русские национальные темы, выполненные на кости и фарфоре. В июне 1933 года в Москве открылась грандиозная выставка «15 лет РККА». Здесь Хвостенко выступил с работами «Ленин на броневике» (1927) и «В. И. Ленин среди красногвардейцев» (1928).

В 1930‑х годах закрепилась практика массовых командировок художников в индустриальные центры. Так, в 1931 году на Урал отправилась бригада под руководством Е. Львова, куда входили Ф. Модоров, Я. Титов, В. Хвостенко, Д. Топорков и В. Желоховцев14. Бригаду законтрактовало издательство ИЗОГИЗ для создания серии агитационных плакатов, отвечающих лозунгу дня — «За социалистическую индустриализацию». В течение полутора месяцев было подготовлено для печати пятнадцать плакатов: «”Метод Карташова” (непрерывный поток в добыче угля), врубовая машина, отбойный молоток, механическая и ручная добыча угля, глубокое бурение, правильное использование экскаватора, зимние работы экскаватором на рудниках, бурильный молоток, заправочный станок для буров и т. д.»15. На плакате «Машинная и ручная добыча угля», посвященном организации труда в шахте, фигуры шахтеров, фланкирующих лист, легко узнаются по работам В. В. Хвостенко, в частности, по рисунку «Комсомолец Ф. Юлдашев, забойщик»16.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (417) Сентябрь 2025

К 878-летию Москвы

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Дело наше свято

О недавней выставке в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации

«Не служить “мамоне”»

О художнике Василии Вениаминовиче Хвостенко (1896–1960)

Дом-музей на 1-й Останкинской улице

К 50-летию со дня открытия в Москве Мемориального дома-музея академика С.П. Королёва

Памяти отца и деда

Очерк об ученом-биохимике, заслуженном деятеле науки России  Андрее Федоровиче Миронове (1935–2021)

«Надежная опора достоверного исторического знания»

Заметки о становлении и развитии архивного дела в России

Магия черного и белого

Московские граверы ХХ века: часть вторая