Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
01.09.2025
Труды и дни
Автор: Маслова Юлия Валерьевна

Рогожское начальное городское училище имени Н.В. Гоголя

«Не служить “мамоне”» №9 (417) Сентябрь 2025 Подписаться

Шахтеры, едущие в вагонетках. Начало 1930-х годов. ЕМИИ. КП-3104

Имя Василия Вениаминовича Хвостенко сегодня известно только специалистам. И это удивительно, учитывая многогранность его таланта: живопись, графика, плакат, декоративно‑прикладное искусство, работа в технике энкаустики, над возрождением которой он трудился около тридцати лет, разгадав секрет «живописи посредством огня». Знакомство автора статьи с произведениями мастера состоялось во Всероссийском музее декоративно‑прикладного и народного искусства. Выполненные им росписи подносов и шкатулок обворожили красотой и оригинальностью, заставив углубиться в биографию их создателя1.

Историю семьи Хвостенко можно проследить с конца XVIII века, когда Шереметевы отправили своего крепостного Архипа в Императорскую академию художеств. Окончив ее, родоначальник творческой династии получил вольную. Сын Архипа Степан был иконописцем и работал в имении Шереметевых Борисовке. Сын Степана Вениамин Хвостенко (1869–1935), иконописец‑самоучка, переехав в Москву из‑за материальных трудностей, начал преподавать рисование в гимназии, еще не имея аттестата на звание учителя. Он водил своих детей в Румянцевский музей и Третьяковскую галерею, брал с собой на этюды в Кузьминки или Кусково. Будучи старообрядцем, ходил с семьей на Рогожское кладбище, а вскоре открыл иконописную мастерскую у Рогожской заставы.

После революции уже в зрелом возрасте (пятидесяти четырех лет) В. С. Хвостенко поступил в Высшие художественно‑технические мастерские, которые окончил в 1929 году, получив диплом учителя рисования. Его преподавателем во ВХУТЕМАСе был В. А. Фаворский. Вениамин Степанович обучал ремеслу художника своих детей, дружно помогавших ему в мастерской изготавливать иконы: «Володя тер краску, Саша чеканил, а Вася заливал чеканку эмалью — эту тонкую работу отец доверял только ему. Лица, руки, ноги апостолов рисовал всегда с натуры: моделями служили жена, дети, соседи и их ребятишки»2. Выросшие в творческой атмосфере дети В. С. Хвостенко Александр, Василий и Михаил получили профессиональное художественное образование, а Владимир стал видным теоретиком музыки. Каждый из них достоин отдельной книги, но здесь мы остановимся на судьбе Василия.

Друзья прозвали его «Василий блаженный» за доброту и бытовую неприспособленность к жизни, а еще за мечтательность и детскую веру в людей. Да и на свет он появился за три дня до празднования памяти блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого (2/15 августа). Согласно выписи из метрической книги Успенской церкви, Василий Вениаминович родился 12 августа (30 июля по старому стилю) 1896 года в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской области. Родители — «крестьянин Вениамин Стефанович Хвостенко и законная жена его Пелагея Ивановна, оба православные», восприемники — «дворянин Иван Филимонов Чефранов и мещанка Александра Лукьяновна Грайворонская»3. В метрической книге, как видим, родители Василия записаны православными. Можно предположить, что они были единоверцами, то есть принадлежали к православию, но придерживались старого обряда, что не противоречит сведениям, полученным от потомков, что семья Хвостенко посещала Рогожское кладбище4.

В 1908 году Василий окончил 2‑е Рогожское в память Н. В. Гоголя городское начальное училище5, построенное на средства, пожертвованные Варварой Алексеевной Морозовой. 7 августа 1909 года он подал прошение директору Московского училища живописи, ваяния и зодчества: «Имею честь покорнейше просить Вас о допущении меня к конкурсному экзамену для поступления учеником в Первый класс общеобразовательного отделения училища. При этом представляю Метрическое свидетельство, свидетельство об окончании Рогожского начального гор[одского] Училища и три фотографические карточки. Жительство имею в Москве, Рогожской части 2‑го уч[астка] Нижегородская у[лица], д[ом] Днепровского, квар. № 4»6. В 1918 году В. В. Хвостенко окончил МУЖВЗ. В его неопубликованных дневниках, хранящихся у потомков, читаем: «Я и два мои брата — Александр и Михаил — поступили в школу Живописи Ваяния и Зодчества. Я пробыл в школе с 1909 по 1918 год. Я прошел общеобразовательные классы и специальные. Первыми моими учителями были Сергей Васильевич Иванов, потом Клодт, Малютин, Бакшеев, а в специальном отделении живописи я занимался
у Горского, Корина, Милорадовича, Касаткина, Архипова и Коровина».

Октябрьскую революцию Василий принял с энтузиазмом, что отразилось на его творчестве. В краткой автобиографии, хранящейся в фонде Ассоциации художников революционной России (АХРР)7, сказано, что с 1918 года он служил в 1‑й армии Туркестанского фронта в качестве декоратора, с 1920‑го — в Политическом управлении Реввоенсовета (ПУР), потом в Главполитпросвете «в качестве инструктора в живописных работах в АХРе»8. Действительно, в 1919–1921 годах В. В. Хвостенко был театральным декоратором, одним из создателей агитационного театра на Туркестанском фронте. Театр ездил по Ташкентской железной дороге на агитпоезде «Красный Восток», устраивая для красноармейцев и местных жителей кукольные агитационные представления. Совместно с руководителем театра скульптором Николаем Шалимовым Василий Хвостенко мастерил куклы: формы из дерева и папье‑маше делал Шалимов, а Хвостенко и его жена Евгения Шпилько их расписывали. Театру предоставили «богатую материальную базу» — часть складов эмира бухарского. Куклы изображали персонажей злободневных пьес «Корона и Звезда» и «Гидра контрреволюции», посвященных победам «красного» Петрушки над Царем, Царицей, Буржуем, Министром‑казнокрадом. Представления впечатляли публику не только сатирическими образами, но и техническими новшествами. Так, кукольники делали глаза Петрушке, вставляя в глазницы лампочки, зажигающиеся во время спектакля. Об этой оригинальной идее узнали во время реставрации в 2008 году: «Реставратор музея обнаружил у куклы небольшое углубление для батарейки, а вместо зрачков — маленькие красные лампочки. Представьте себе: сам страшный, зловещие глаза светятся»9. Сейчас некоторые из этих марионеток можно увидеть в музее Театра кукол имени С. В. Образцова.

В 1921 году в Москве В. В. Хвостенко вместе с В. В. Маяковским и товарищем по училищу М. М. Черемных работал по договорам над выпусками знаменитых «Окон сатиры РОСТА». Руководитель Российского телеграфного агентства П. М. Керженцев вспоминал: «“Окна сатиры РОСТА” родились в 1919 г., когда из‑за типографской разрухи у нас не было литографий, красок, бумаги, специалистов литографского дела и т. д. <…> Эта нужда толкнула нас на мысль использовать окна магазинов на людных улицах для периодических выставок сатирических плакатов. <…> Я вызвал Черемных, которого знал по некоторым удачным сатирическим рисункам‑плакатам, изданным еще в 1918 г., и он стал постоянным работником “РОСТА”. С ним и было создано первое окно сатиры. Затем были привлечены Маяковский и И. Малютин»10. Керженцев пишет, что агентство сумело привлечь к этому десятки лучших рисовальщиков и карикатуристов. Увы, он не называет одного из активных сотрудников — В. В. Хвостенко, чьи плакаты хранятся в РГАЛИ. Например, серия № 397 призывает отложить демонстрации до окончания войны: «1) В грозном гуле борьбы третья годовщина. 2) Нам не из чего гирляндами украшаться. 3) Нам некогда в демонстрациях расхаживать чинно. 4) Чем зря заниматься материи потерей, 5) мы фронту на рубахи отошлем материю. 6) Чем мостовые в демонстрациях бить ногами, 7) фронту на помощь быстрыми шагами. 8) Оденется фронт, 9) укрепится фронт, 10) и тогда, победив, 11) празднуй, сколько хочешь: 12) мирными демонстрациями к коммуне иди!»11 

В 1923 году В. В. Хвостенко вступает в АХРР, провозгласившую: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно‑документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда»12. Василий Вениаминович старался быть образцово‑показательным «ахровцем». В анкете он перечисляет свои произведения, представленные на выставках Ассоциации: «Миниатюрный портрет Ленина, два портрета военных командиров, Паровозное депо, Портрет героя труда, Жатва, Машинист, Мальчик за книгой, Портрет Троцкого, Автопортрет, Делегатка»13. Хвостенко указывает, что участвовал во всех выставках АХРР, а также во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве (1923) и Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (1925). В столице Франции художник удостоился золотой медали за миниатюры на русские национальные темы, выполненные на кости и фарфоре. В июне 1933 года в Москве открылась грандиозная выставка «15 лет РККА». Здесь Хвостенко выступил с работами «Ленин на броневике» (1927) и «В. И. Ленин среди красногвардейцев» (1928).

В 1930‑х годах закрепилась практика массовых командировок художников в индустриальные центры. Так, в 1931 году на Урал отправилась бригада под руководством Е. Львова, куда входили Ф. Модоров, Я. Титов, В. Хвостенко, Д. Топорков и В. Желоховцев14. Бригаду законтрактовало издательство ИЗОГИЗ для создания серии агитационных плакатов, отвечающих лозунгу дня — «За социалистическую индустриализацию». В течение полутора месяцев было подготовлено для печати пятнадцать плакатов: «”Метод Карташова” (непрерывный поток в добыче угля), врубовая машина, отбойный молоток, механическая и ручная добыча угля, глубокое бурение, правильное использование экскаватора, зимние работы экскаватором на рудниках, бурильный молоток, заправочный станок для буров и т. д.»15. На плакате «Машинная и ручная добыча угля», посвященном организации труда в шахте, фигуры шахтеров, фланкирующих лист, легко узнаются по работам В. В. Хвостенко, в частности, по рисунку «Комсомолец Ф. Юлдашев, забойщик»16.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (417) Сентябрь 2025

К 878-летию Москвы

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Дело наше свято

О недавней выставке в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации

«Не служить “мамоне”»

О художнике Василии Вениаминовиче Хвостенко (1896–1960)

Дом-музей на 1-й Останкинской улице

К 50-летию со дня открытия в Москве Мемориального дома-музея академика С.П. Королёва

Памяти отца и деда

Очерк об ученом-биохимике, заслуженном деятеле науки России  Андрее Федоровиче Миронове (1935–2021)

«Надежная опора достоверного исторического знания»

Заметки о становлении и развитии архивного дела в России

Магия черного и белого

Московские граверы ХХ века: часть вторая