Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
Рассказы из прошлого
Автор: Леонид Михайлович Видгоф
Осип Мандельштам. Фотографии из следственного дела ОГПУ СССР. 17 мая 1934 года
Москва Осипа Мандельштама* №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

Поводыри с медведями на бульваре

В конце августа 1929 года Мандельштамы вновь поселяются в Москве. На этот раз они снимают комнату у «ИТРовского работника» на Малой Бронной (д. 18/13). Мандельштам поступает на работу в газету «Московский комсомолец», где ведет «Литературную страницу» и консультирует начинающих литераторов. В январе 1930 года он переходит в связи с прекращением издания «Московского комсомольца» (власть сделала ставку на «Комсомольскую правду») в газету «Вечерняя Москва» и журнал «Пятидневка».

Атмосфера в стране становится все тревожней: левая оппозиция разгромлена, подавляется правая, постепенно, но неуклонно формируется культ вождя; в деревне — принудительная коллективизация; в газетах все больше сообщений о вредителях и вражеских агентах; пространство свободы в литературе неотвратимо суживается.

Зимой 1929–1930 годов Мандельштам пишет «Четвертую прозу» — произведение, где с исключительной остротой выражено его неприятие «разрешенной» литературы и атмосферы «животного страха», которая становится все более удушливой: «Животный страх стучит на машинках, животный страх ведет китайскую правку на листах клозетной бумаги, строчит доносы, бьет по лежачим, требует казни для пленников. <…> Писателям, которые пишут заведомо разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Доме Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю… <…> Чем была матушка филология и чем стала! Была вся кровь, вся нетерпимость, а стала пся крев, стала — всетерпимость…» («пся крев», «собачья кровь» — польское ругательство .)

В апреле 1930 года Мандельштамы уезжают на Кавказ, живут в Абхазии, Грузии, Армении. Летом 1930-го в Ереване состоялось знакомство поэта с биологом Б. С. Кузиным, дружба с которым будет продолжена в Москве. На Кавказе заканчивается длившаяся всю вторую половину 1920-х годов поэтическая немота Мандельштама — он начинает снова писать стихи (примерно пять лет Мандельштам не писал стихов, кроме детских; вообще же стихи никогда не были надежным источником дохода — Мандельштам зарабатывал на жизнь многочисленными переводами). Вернувшись в Москву в декабре 1930 года, Мандельштам привез с собой написанный на юге цикл стихотворений «Армения». Осип и Надежда едут в Ленинград с намерением обосноваться там. Однако этим планам не суждено было сбыться, и в феврале 1931-го они возвращаются в Москву. Осип Эмильевич останавливается у брата Александра в Старосадском переулке (дом № 10), Надежда Яковлевна — у своего брата Е. Я. Хазина на Страстном бульваре (дом № 6). В Старосадском переулке поэт прожил до (примерно) середины июня 1931; это один из самых активных и плодотворных периодов творческой биографии Мандельштама. Шло разбирательство в связи с обвинением в мнимом плагиате при обработке старых переводов для нового издания «Тиля Уленшпигеля». Работы не было, денег мало. В этот период, когда безработный и безденежный поэт часами бродил по улицам, были написаны московские стихи, как бы вобравшие «городскую пыль и испарения обильно политых тротуаров» (так определил свое впечатление в дневнике актер и чтец В. Н. Яхонтов, которому Осип Эмильевич читал эти стихи в июле 1931 года)12. «Мы были подвижными и много гуляли, — пишет Н. Мандельштам. — Все, что мы видели, попадало в стихи: китайская прачечная13, куда мы отдавали белье, развал, где мы листали книги, еще не покупая из-за отсутствия денег и жилья, уличный фотограф, щелкнувший меня, Мандельштама и жену Шуры, турецкий барабан и струя из бочки для поливки улиц»14. Фотография, упомянутая Надеждой Яковлевной, сохранилась...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект