Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.08.2022
Место памяти Автор: Любовь Хазаросовна Маликова
В.В. Верещагин. Вид Московского Кремля с Софийской набережной. 1880 год
«Дом на высоком холме» №9 (381) Сентябрь 2022 Подписаться

Художник с женой Лидией Васильевной и детьми

«Всесветно известный» художник Василий Васильевич Верещагин (1842–1906), он же писатель, философ, этнограф и путешественник, объездил практически весь мир (не бывал только в Австралии и на полюсах). Жил и работал в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, на Кавказе, в Туркестане, Индии, Америке, Японии, Палестине, на Кубе. «Для всех деятелей на поприще наук, искусств и литературы, для ученых, художников, литераторов и даже музыкантов путешествия составляют хорошую школу, просто необходимость: в наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира — значит вырывать самые интересные страницы из книги своего бытия», — утверждал Василий Васильевич (список цитируемой литературы см. в конце). Во время американского путешествия 1888 года он знакомится с молодой пианисткой из Москвы Лидией Васильевной Андреевской, ставшей впоследствии его второй женой. Вернувшись из Америки в свою благоустроенную мастерскую под Парижем, художник непрестанно думает о возвращении на Родину: этот неутомимый путешественник мечтает о спокойной жизни в кругу семьи — и именно в Москве! Конечно, далеко не последним побуждением в данном случае являлись и грандиозные творческие планы. Верещагин задумал серию картин о войне 1812 года. В Париже он собрал связанный с Наполеоном огромный материал, который станет основой его будущих полотен. И изображать они должны события, происходившие не во Франции, а в России — на Бородинском поле, в разоренной французами Москве! Москва — живой свидетель Отечественной войны, противостояния русского народа наполеоновским полчищам. По сравнению с чопорным сановным Петербургом, где Верещагин пережил немало неприятностей, в Москве была иная атмосфера. Здесь обитали многие художники демократического направления — идейные единомышленники Василия Васильевича, в Третьяковской галерее в собрании русской живописи экспонировались его произведения. В Москве он намерен осесть прочно, до конца дней. Младший брат Лидии Васильевны П. В. Андреевский вспоминает: «Проконцертировав с очень большим успехом около года, сестра моя вернулась из Америки и сняла дачу под Москвой, в Сокольниках, где вместе с нею поселился я и одна наша родственница — подруга сестры. Часто приезжал к нам туда Василий Васильевич, бывший в это время в России, и это лето для меня осталось одним из лучших детских воспоминаний. Верещагин привозил с собой массу вкусных вещей — закусок, фруктов, конфет, впрочем, последние он почти один и уничтожал, к моему огорчению. Трудно представить, сколько мог он съесть сладкого! Я вначале дичился его, но с нетерпением ждал его приездов — столько разнообразия, веселья и интереса вносил он в нашу жизнь. Ко мне он относился как к взрослому, по-дружески, что часто меня стесняло, но, конечно, нравилось. Живой, веселый, остроумный, он постоянно придумывал что-нибудь необычное: то затеет возню с нами, беготню наперегонки, то выдумает готовить какое-нибудь особенное кушанье или начнет воспоминания из своей богатой впечатлениями жизни. Рассказчик он был поразительный — целыми часами можно было слушать его живые образные рассказы; вечера посвящались пению под аккомпанемент сестры ее же романсов, слова к которым Василий Васильевич сочинял сам, игре в дурачки и лото и т. д. И все это пересыпалось шутками, экспромтами и громким раскатистым смехом. Много было дурачеств, много искреннего веселья, что так противоречило несколько суровой наружности художника. Зимой 1889–1890 года Василий Васильевич в России бывал наездами и в Москве чаще всего останавливался в гостинице В. А. Кокорева, откуда писал свой “Кремль” и куда я нередко к нему захаживал. Часто он водил меня по музеям, объясняя все до мелочей, и умел заинтересовать, казалось бы, неинтересными предметами. Я очень привязался к нему за это время и как праздника ждал его приездов»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (381) Сентябрь 2022 В этом выпуске:
Ученый, мыслитель, педагог О выдающемся физике Александре Григорьевиче Столетове (1839–1896)
Афродита, выходящая из озера Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: к 145-летию со дня премьеры (1877)
«Дом на высоком холме» Василий Васильевич Верещагин в Москве
«Секретное обо всем разведование» О создании в Москве тайной полиции (1807)
Очень русский шотландец Жизнь и труды Николая Дмитриевича Бартрама (1873–1931)
Восхождение К 170-летию со дня кончины Н.В. Гоголя
Слово о старых московских граверах Биографические заметки