Панно на станции БКЛ «Сокольники». Фотография М.В. Колобаева
В марте этого года 70‑летний юбилей отметила Кольцевая линия московского метрополитена. Примечательно, что в марте исполнился год и с момента запуска Большой кольцевой линии, ставшей самым протяженным метрокольцом. На сооружение 31 станции, 70 км линий, включая служебные ветки, трех электродепо строителям потребовалось более десяти лет.
Малое кольцо
Планы по сооружению Большой кольцевой существовали многие десятилетия.
До войны проект БКЛ в виде замкнутого кольца не рассматривался. Фактически первая схема, в которой фигурировало нечто подобное БКЛ, а точнее, ее юго‑восточный участок, датируется 1947 годом. Линия в виде полукольца должна была пройти на расстоянии двух‑трех станций от строящейся Кольцевой — от завода имени Сталина (позднее — имени Лихачева — ЗИЛ) до Лефортова.
— В то время существовал и проект линий метро с хордами, которые пересекались под Бульварным кольцом — так называемое «малое кольцо», но он не был реализован. Для таких грандиозных строек в Советском Союзе не хватало ресурсов, а главное — в этом не было необходимости, — рассказывает историк метростроения Александр Владимирович Попов (здесь и далее записано автором).
В 1960‑х годах по причине роста Москвы и освоения «спальных» районов встал вопрос о расширении сети метрополитена. В то время пересесть с одной линии на другую за пределами Кольцевой пассажиры не могли: пересадку с «Каховской» на «Севастопольскую» открыли в 1983 году, и до 1995 года она являлась единственной. Второе кольцо потребовалось для того, чтобы разгрузить радиальные линии в центре города. Отправной точкой принято считать Генеральный план Москвы 1971 года, в котором появилось Большое метрокольцо на значительном удалении от Кольцевой. Оно включало семь пересадок с действующими и 11 — с проектируемыми и строящимися радиусами. Реализован был только один участок на южной окраине Москвы — от «Каширской» до «Каховской» Горьковско-Замоскворецкого радиуса (ныне — Замоскворецкая линия).
Три станции — «Каширскую», «Варшавскую» и «Каховскую» — ввели в эксплуатацию 11 августа 1969 года как южное продление Горьковско-Замоскворецкой линии. Уже на этом этапе планировалось дотянуть радиус до Царицына и Орехова. Когда линию продлили, организовали «вилочное» движение: одна часть поездов шла до станции «Орехово», другая — до «Каховской». В ноябре 1995‑го участок «Каширская» — «Каховская» отсоединили от ГЗЛ, и он стал самой короткой самостоятельной линией — Каховской (на схемах обозначалась бирюзовым цветом, который впоследствии получила Большая кольцевая). И только в 2023 году, спустя более полувека, Каховская линия, как и предполагалось, вошла в состав Большой кольцевой.
Помимо участка «Каширская» — «Каховская», в советские годы построили перегон «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (сейчас — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенского радиуса (ныне — Сокольническая линия), который планировалось включить в Большое кольцо. Рядом со стадионом «Локомотив» намеревались разместить вторую станцию с проектным названием «Черкизовская-2» — она должна была стать продлением Сокольнической линии, — а участок «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского» «отдать» БКЛ.
— Продление Кировско-Фрунзенского радиуса проектировалось вдоль Большой Черкизовской улицы и Щелковского шоссе. Поскольку на Щелковском шоссе уже имелась станция Арбатско-Покровской линии, продление именно туда от «Преображенской площади» отложили на перспективу и решили, что на тот момент метро важнее в районе Открытого шоссе, там, где сейчас находится «Бульвар Рокоссовского». Вот и завернули туда линию, участок которой из временного сделался постоянным, — поясняет инженер‑метростроитель Владимир Олегович Горайчук.
В 1960–1970‑х годах основной задачей метростроевцев стало сооружение радиальных линий для связи новых микрорайонов в пределах МКАД с центром города. При этом в составе этих линий создали заделы для строительства будущих станций второго кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Кузьминки», «Октябрьское поле».
— Современная трассировка БКЛ, — продолжает В. О. Горайчук, — сильно отличается от проектировавшейся в те годы, поскольку роль планировавшегося ее северного участка взяло на себя Московское центральное кольцо (МЦК), ранее — Московская окружная железная дорога (МОЖД). Получилось два пересекающихся кольца. МЦК проходит дальше от центра на севере, а БКЛ — на юге. Результатом стало то, что часть заделов на станциях радиальных линий под пересадки БКЛ не были и уже не будут использованы.
Справедливости ради стоит отметить: сегодня с «Октябрьского поля» и «Бульвара Рокоссовского» можно сделать пересадку на МЦК, но переходы здесь наземные и довольно длинные.
Что касается МЦК, приспособить его под пассажирское движение хотели давно. Идею откладывали, конкретные проекты отсутствовали. Причины: низкие порталы мостов, напряженное грузовое движение, особенности городской планировки. Тем не менее, учитывая возможное использование МЦК, при строительстве Калужского радиуса метро станции «Ленинский проспект» и «Ботанический сад» спроектировали с учетом будущих пересадок на железнодорожное кольцо. И сегодня обе пересадки действуют, причем на «Ленинском проспекте» она такая, какой и планировалась. Но это уже другая история.
Непостроенные хорды
Каховская линия во времена СССР так и оставалась единственным участком будущего большого метрокольца. Проект отложили на неопределенный срок. Во второй половине 1980‑х годов от БКЛ хотели вовсе отказаться в пользу четырех скоростных хордовых линий для связи отдаленных районов, преимущественно новостроек на присоединенных в 1984 году к Москве землях за МКАД, с территориями между Садовым кольцом и МОЖД. Перегоны на этих линиях планировались увеличенными, а поезда длинными — до десяти вагонов.
Сооружаемые участки (хорды) не проходили в центр Москвы, не пересекались и не имели пересадок на Кольцевую линию. Две хорды должны были связать Бутово с Митино и Балашихой, третья хорда соединила бы районы Солнцево и Внуково с Мытищами, а четвертая — Жулебино и Люберцы с Химками. Впоследствии этот проект отвергли (точнее, он не пережил краха Советского Союза).
Отголосок концепции хорд — станция «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии, открытая в 2003 году: в рамках этой концепции она планировалась как крупный пересадочный узел. Первый участок Большого кольца от «Делового центра» до «Петровского парка», запущенный в феврале 2018 года, также совпадает с трассировкой одной из хорд. Окончательно от «хордовой» идеи отказались в 2014 году в пользу кольцевого движения.
Впрочем, сквозное движение через Москву сегодня обеспечивают Московские центральные диаметры — скоростные электрички, следующие через центр города с удобными пересадками на другие виды транспорта. Современные поезда курсируют с минимальными интервалами.
Музеи под землей
Все 12 станций Кольцевой линии, которая в этом году отпраздновала 70‑летие, являются величественными памятниками сталинского ампира, объектами культурного наследия. Станции БКЛ разные: в стиле хай‑тека и авангарда, с мозаичными панно и скульптурами, монументальные и сдержанные; авторы проектов продолжили сложившиеся традиции архитектуры московской подземки — своеобразного музея под землей.
Одни из наиболее популярных станций, судя по опросам на портале городского правительства «Активный гражданин», расположены на северо‑восточном участке Большой кольцевой. Это станции глубокого заложения — «Савёловская», «Марьина Роща» и «Рижская». Из них самая глубокая — «Марьина Роща» — находится в 70 метрах под землей, что равно высоте Спасской башни Кремля. Там же установлен и самый длинный эскалатор в столичном метрополитене протяженностью 130 метров.
Оформление всех трех станций стилизовано под тоннель метрополитена. Путевые стены платформ — это чугунные тоннельные тюбинги весом до тонны каждый. Сохранение открытой тюбинговой обделки — явление уникальное в российском метростроительстве. Дизайн «Марьиной Рощи» отсылает к убранству старинных московских дворянских усадеб. А вот станция «Рижская» — немного фантастическая. Проходы к платформам ведут через 16 металлических арок‑порталов. Туристов привлекает на «Рижскую» и гигантский изогнутый медиаэкран, прозванный в народе «ковром‑самолетом». Сказочную инсталляцию изначально устанавливали на время, однако ввиду ее необычайной популярности (пассажиры ложатся на пол и любуются переливающимися динамическими узорами) решили оставить...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru