Строительство Музея изящных искусств. Установка колонн центрального портика. Май 1905 года. Фотография из фондов ГМИИ имени А.С. Пушкина
В Данковском районе Липецкой области есть село Березовка, знаменитое своим храмом, построенным на средства промышленника, благотворителя и мецената Ю. С. Нечаева-Мальцова — одного из главных создателей Музея изящных искусств имени Александра III в Москве (современный ГМИИ имени А. С. Пушкина)1.
Деревня Березовка впервые упоминается в 1678 году в числе вотчин тульского Иоанно-Предтечева монастыря. До образования Липецкой области (1954) она входила в состав Рязанской губернии. Вплоть до конца XIX века жители деревни относились к приходам Казанской церкви села Еропкина, расположенного от Березовки в пяти верстах, и храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровского — в восьми верстах.
В 1891–1892 годах неурожай и голод охватили многие губернии Российской империи, включая Рязанскую и Тульскую. На помощь крестьянам Данковского и Епифанского уездов пришел граф Лев Николаевич Толстой. Два с половиной года с отъездами в Москву и Ясную Поляну он провел в имении своего друга Ивана Ивановича Раевского (1835–1891) Бегичевка (ныне — деревня Бегичево), на расстоянии 19 верст от Березовки. В письме к художнику Н. Н. Ге от 9 ноября 1891 года он писал: «Мы живем здесь и устраиваем столовые, в которых кормятся голодные. <…> Чувствую потребность участвовать, что‑то делать»2. В доме Раевского был развернут штаб помощи голодающим. Крестьянам раздавали семена, помогали деньгами, хлебом, одеждой. Объявили сбор пожертвований.
Пережить испытания того тяжелого времени крестьянам Березовки помогал крупный промышленник Ю. С. Нечаев-Мальцов, чья родовая усадьба в селе Сторожевом (ныне — Полибино) находилась в 15 верстах. Его дядей по материнской линии был фабрикант‑миллионер, «хрустальный король России» Иван Сергеевич Мальцов (1807–1880) — в молодости первый секретарь русской миссии в Персии, единственный, кто выжил после расправы с посольством во главе с А. С. Грибоедовым в 1829 году. Не имея прямых наследников, И. С. Мальцов поручал племяннику ведение своих дел, когда надолго уезжал за границу. Получив после смерти дяди огромное наследство, Юрий Степанович взял двойную фамилию и вошел в элиту русского делового мира.
Он родился 11 октября 1834 года в семье Степана Дмитриевича и Софьи Сергеевны Нечаевых. Мать умерла, когда ему было два года. Его детство и юность прошли в усадьбе Полибино и в доме Нечаевых на Зубовской улице в Москве, проданном в 1866 году Усачевско-Чернявскому женскому училищу. Юрий Степанович с серебряной медалью окончил 1‑ю Московскую гимназию (1853) и с отличием — юридический факультет Московского университета (1857), став кандидатом прав. Службу он начал помощником библиотекаря Московского главного архива Министерства иностранных дел, затем в качестве переводчика ездил с депешами в Берлин, Париж, Дармштадт и другие города. Его отец Степан Дмитриевич Нечаев (1792–1860) — декабрист, директор Тульской гимназии и училищ Тульской губернии, обер‑прокурор Святейшего Синода (1833–1836), сенатор, историк, археолог, создатель первого музея Куликовской битвы в усадьбе Полибино из находок, сделанных на его землях в Епифанском уезде. В начале 1820‑х годов он организовал сбор пожертвований на возведение монумента в честь победы русских воинов над Мамаем3. Издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» сообщало о дворце конца XVIII века в Полибине следующее: «Нечаевская усадьба состоит из старого каменного дома растреллиевской архитектуры, в котором в эпоху освобождения крестьян на стенах и столах обширной залы (в два света) находилось значительное собрание предметов, найденных нечаевскими крестьянами при распашке Куликова поля. Здесь были панцири, кольчуги, шлемы, мечи, копья, наперсные кресты, складни и т. п.»4.
Получив в 1881 году наследство, 47‑летний Ю. С. Нечаев-Мальцов стал подробно вникать в вопросы улучшения заводского хозяйства, основой которого были ткацкие и стекольные предприятия в Рязанской и Владимирской губерниях, включая знаменитый Гусевский хрустальный завод, чья продукция удостоилась Гран‑при на Всемирной выставке в Париже (1900). Позднее к заводам и фабрикам, полученным Нечаевым-Мальцовым по завещанию, добавились другие предприятия по всей России. Своей деятельностью Юрий Степанович стремился принести пользу Отечеству и заслужить общественное признание5.
В 1898 году Ю. С. Нечаев-Мальцов вошел в состав Комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, став товарищем (заместителем) председателя — великого князя Сергея Александровича. В июне 1900 года он заказал в Британском музее слепки с фриза Парфенона, доставленные в 32 ящиках в Москву уже в сентябре, а также приобрел 180 фотографий его фрагментов. По настоянию Юрия Степановича и за его счет фасад музея украсили дорогостоящие рельефы, выполненные из тирольского мрамора по мотивам привезенных слепков6.
На средства Ю. С. Нечаева-Мальцова был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов и колоннады музейного здания. Он оплатил стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы, цветных мраморов парадной лестницы и внутренних колонн. Пожертвовал музею копии памятников античности, мозаик собора святого Марка в Венеции, порталов средневековых западноевропейских церквей, а также подлинники древнеегипетского искусства (деревянную модель погребальной ладьи с гребцами, четыре фаюмских портрета7 и несколько папирусов, купленных им в 1897 году в Египте). Создатель и первый директор музея Иван Владимирович Цветаев писал: «Эта щедрость русского аристократа телом и душою и этот благодушный и скромный тон широкого меценатства глубоко трогали меня»8. Поэтесса Марина Ивановна Цветаева отмечала: «Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: “Цветаев-Мальцев”.) <…> Когда в 1905 году его заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея»9. В общей сложности Нечаев-Мальцов пожертвовал на строительство и комплектование музея, открытого 31 мая 1912 года, около двух миллионов рублей (две трети всей стоимости)10.
В 1889 году на деньги Ю. С. Нечаева-Мальцова была построена деревянная церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в поселке Уршельском Владимирской губернии11, где находился хрустальный завод, основанный И. С. Мальцовым. В начале 1890‑х годов Юрий Степанович финансировал приобретение церковной утвари для храма Воскресения Христова в Токио, а в 1892–1903 годах — возведение по проекту архитектора Л. Н. Бенуа Георгиевского собора12 в селе Гусь-Хрустальном13. С его именем также связано создание по завещанию дяди Владимирского земского ремесленного училища имени И. С. Мальцова (1885)14, строительство в 1901–1906 годах дворянской богадельни имени С. Д. Нечаева с церковью архидиакона Стефана на Шаболовке в Москве (архитектор Р. И. Клейн), мужского училища и богадельни в Гусь-Хрустальном. Кроме того, на выделенные им 250 тысяч рублей были построены два больничных павильона и убежище для престарелых сестер милосердия Общины святой Евгении в Санкт-Петербурге (1896–1900)15. Ю. С. Нечаев-Мальцов получал множество предложений принять участие в благотворительных проектах и часто откликался на них, жертвовал на нужды храмов, а также финансировал издание журнала «Художественные сокровища России».
В 1891 году он вошел в состав Особого комитета по оказанию помощи населению губерний, пострадавшим от неурожая, и в качестве уполномоченного работал в Казанской губернии. В то же время Юрий Степанович снабжал бесплатным хлебом бедствующих жителей деревни Березовки Данковского уезда, которые на следующий год в знак благодарности захотели поставить часовню‑памятник. Ю. С. Нечаев-Мальцов предложил выделить средства на строительство храма и приобретение недостающих строительных материалов, о чем в июле 1892 года лично ходатайствовал в прошении на имя архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова), обещая также построить за свой счет дома для причта и церковно-приходскую школу, выделив четыре десятины собственной земли. Он обязался внести капитал в размере трех тысяч рублей, чтобы, используя проценты с него, причт села Покровского получал компенсацию за образование нового прихода в Березовке16...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru