Состав правления товарищества «Реддавей и Ко »
Первое известие о Сетунском стане — местности, где располагалась деревня Манухино, Оксеново тож, — относится к 1454 году; первым вотчинником был боярин Ларион Сумин. После 1627 года владение записано за Воином и Петром Тимофеевичами Пушкиными. Затем (1638) Никита, сын Воина Пушкина, получил деревеньку в наследство по праву старшинства. Почти тридцать лет он владел этой землей, а с его смертью вотчина перешла племянникам — Петру Петровичу и Федору Петровичу Пушкиным.
Из последующих владельцев наиболее знаменит боярин Артамон Матвеев. При нем не позднее 1680 года была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа, и деревня стала селом Спасским-Манухиным. С тех пор церковный причт кормился ругой, то есть натуральными пожертвованиями вотчинников села и прихожан (окончательное оформление земельных прав служителей Церкви произошло только в XIX веке).
Непросто складывались отношения боярина с соседями. Летом 1673 года разгорелся земельный спор между Артамоном Матвеевым, недавно получившим во владение деревню Манухино, и князем Иваном Троекуровым — владельцем села Хорошёво. Спорили о жеребьé1. Предметом являлась пустошь Гавриловская — награда за несение
государевой службы. Соперники подали челобитные царю Алексею Михайловичу. Государь повелел проверить земельное размежевание. С этой целью в Сетунский стан отправились подьячий Александр Тихомиров и писарь Сергей Аксенов. Для осмотра межи и установки межевых знаков были призваны в свидетели «окольние люди Алексеевского девичья монастыря и деревни Марфино крестьяне Тимошка Фомин, Ивашка Иванов. Думного дворянина Федора Ивановича Левонтьева крестьяне села Лукина: Сенка Иевлев, Савка Онофреев. Пресвятые Богородицы домовые патриаршей вотчины села Троецкого староста Андреев Авечка, Андреев Гришка Архипов, Алексей Матвеев, Ивашка Федоров». В итоге спор решился в пользу боярина Матвеева: Гавриловскую пустошь отделили от села Хорошёва и присоединили к деревне Манухино. И еще государь распорядился: если вотчинники снова поссорятся, определенное им размежевание отвергнут, а знаки «перепортят», для зачинщика назначить штраф в тысячу рублей. Границы участков обозначались, во‑первых, с помощью искусственных знаков («столб дубовой и грани у столба», «у столба яма, а в ней камень обломок», «камен обломок», «дубовой столб с гранею»), во‑
вторых, с помощью естественных ориентиров на местности («от Можайской дороги направо враг (овраг. — Авт.)», «прямо врагом (перед оврагом, напротив оврага. — Авт.)», «у реки Сетуни на праве»).
Во время опалы Артамона Матвеева земли состояли в ведении Дворцового приказа, а после смерти боярина (1683) их утвердили вотчиной за его сыном Андреем Артамоновичем. На протяжении 1728–1735 годов ими владел сын последнего Федор Андреевич Матвеев.
В 1735 году поместье было продано графу Павлу Ивановичу Ягужинскому — одному из сподвижников Петра I, чтобы на вырученные деньги уплатить долги, оставленные А. А. Матвеевым. В апреле 1736 года граф умер, а село Спасское досталось его жене Анне Гавриловне Ягужинской. Летом 1743‑го она оказалась замешана в заговоре («лопухинское дело») против императрицы Елизаветы Петровны и была приговорена к смертной казни. Но царица смягчила приговор, заменив казнь ссылкой в Сибирь, а земли заговорщицы распорядилась передать в ведение Императорского двора. Они состояли под государственным управлением до 1753 года, когда сын Анны Гавриловны Сергей Павлович, в возрасте 12 лет разлученный с матерью и отправленный учиться в Европу, возвратился на родину и вернул себе все политические и имущественные права, в том числе получил село Спасское-Манухино. О размерах его землевладения можно судить по следующей записи: «В селе Спасское-Манухино находится всего 4 двора. Мужского и женского населения в них по 8 человек. В деревне Сетуни дворов 17. Мужского населения в них 69 человек, а женского населения 64 человека. Всей земли под селения 23 десятины. Земли пашенной 299 десятин и 2314 сажен. Земли сенокосной 73 десятины и 2200 сажен. Лесов 60 десятин и 100 сажен. Неудобных мест 24 десятины и 2000 сажен».
В 1770‑х годах С. П. Ягужинский продал имение секунд‑майору Александру Григорьевичу Гурьеву. Унаследовал Манухино его сын Дмитрий Александрович Гурьев (кстати, крестник Ягужинского), известный как третий министр финансов России, а еще больше как любитель кулинарии и автор рецепта «гурьевской каши». Именно при Гурьевых состоялось выделение из состава поместных земель церковной земли в качестве владения священника и других членов клира — 30 десятин пашни и 3 десятины сенокоса.
Гурьевы хозяйствовали в Спасском-
Манухине недолго и вскоре продали имение. Первым его собственником недворянского происхождения стал 1‑й гильдии купец Григорий Абрамович Кирьяков — московский городской голова (1807–1810), устроитель Коммерческого училища на Остоженке, военного госпиталя при Андреевской богадельне, один из крупных жертвователей на нужды армии и ополчения в 1812 году2. Он затеял в Спасском производство шелковых тканей и основал ткацкую фабрику. Кроме того, занялся переустройством Спасской церкви: при нем появился многоярусный иконостас, была расширена трапезная, сооружен придел в честь преподобного Григория Декаполита — небесного покровителя Г. А. Кирьякова. К моменту нашествия наполеоновской армии имение насчитывало 14 дворов — при прохождении французов они сгорели. Восстанавливались и прирастали медленно: клировая ведомость 1822 года показывает в приходе Спасской церкви 16 дворов (100 мужчин и 109 женщин), ведомость 1824‑го — 17 дворов (116 мужчин, 112 женщин).
В это время в штате церкви состояли священник Лаврентий Стефанов 40 лет, пономарь Иван Лаврентьев 18 лет, дьячок Михаил Иванов 22 лет. Из послужного списка Лаврентия Стефанова: «В городе Можайске определен в пономаря к двум церквям — Живоначальной Троицы и Успения Божией Матери Московского уезда села Троице-Лыкова преосвященным митрополитом Платоном 20 апреля 1791 г., а в том же году 21 мая посвящен в стихарь. В городе Можайске 16 мая 1796 г. в церкви Вознесения Господня возведен в дьяконы и переведен 30 апреля 1797 г. епископом Серапионом Дмитровским в церковь Покрова Богородицы». Специального духовного образования иерей Лаврентий не получил, в штат церкви Спасского-Манухина был назначен 2 июня 1800 года. Местный благочинный в характеристике отмечал, что его поведение «хорошее, а проповеди худые». Семейство священника — жена Дарья Петровна, сыновья Иван, Стефан и Василий, дочери Ольга и Евлампия. Старший сын Иван с 1808 года служил в селе Спасском-Манухине пономарем. Судьба дьячка Михаила Иванова неизвестна, в документах его имя больше не упоминается — скорее всего, он погиб в 1812 году.
В период наполеоновского нашествия были утрачены ставленные грамоты священника Лаврентия Стефанова и пономаря Ивана Стефанова. Поэтому они направили прошение епископу Дмитровскому Августину с просьбой выдать новые документы. Дело шло неспешно; выдача документов состоялась только 25 января 1814 года.
Годом ранее, 30 января, преосвященным Августином в церковь Спасского-Манухина переведен диакон Димитрий Степанов (прослужил здесь до 1822 года).
16 декабря 1816 года священник Лаврентий Стефанов «удостоен получить крест на Владимирской ленте для ношения на персях»3. Его сыновей по окончании войны с Наполеоном определили обучаться в Московской духовной семинарии.
После Бородинского сражения французские войска продвигались от Можайска к Москве по Старой Смоленской дороге. 2 сентября в 10 часов утра Наполеон остановился в одной из барских подмосковных, находившейся в 12 верстах от Москвы, справа от тракта. Здесь его встретил Мюрат, почти час они беседовали на церковном дворе, затем король Неаполитанский отправился вперед, а император со всеми предосторожностями последовал за ним. Об этих событиях, о том, что Наполеон «расхаживал с [Мюратом] сам‑друг более часа, рассуждал <…> о распоряжениях по взятию Москвы», написал И. Е. Забелин в книге по истории Сетунского стана (см. перечень источников в конце). Сведения Иван Егорович, скорее всего, почерпнул из мемуаров чиновника департамента государственных имуществ министерства финансов Федора Ивановича Корбелецкого, захваченного в плен близ Вереи 30 августа. Французы, не разобравшись, что на нем не военный, а чиновничий мундир, сочли пленника важным лицом и держали «под крепчайшим караулом», надеясь на обмен или иные выгоды, до 23 сентября. Однако в мемуарах очевидца не указано, в каком именно селе происходили описываемые им события 2-го числа. По мнению Забелина, этой подмосковной могло быть Сколково, Троекурово или Спасское-Манухино. Если сопоставить текст Корбелецкого с современными топографическими ориентирами, наиболее убедительной выглядит версия о встрече Наполеона и Мюрата в Спасском-Манухине. И кто знает, может быть, утром 2 сентября 1812 года они «расхаживали сам‑друг» именно по двору здешней Спасской церкви?
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru