Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2024
IN MEMORIAM Автор: Козлов Юрий Васильевич
Протодиакон К.В. Розов с диаконами. \r\nФотография начала ХХ века\r\n
Всеобщий московский любимец №6 (402) Июнь 2024 Подписаться

Священник Василий Розов с женой Марией Хрисанфовной

Будущий архидиакон появился на свет в старинном селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне — Пильнинский район Нижегородской области), что стоит на высоком берегу речки Пьяны — притоке полноводной Суры. В метрической книге церкви Троицы Живоначальной за 1874 год записано: «Константин родился 10 февраля, а крещен 13. Родители его: села Жданова священник Василий Степанов Розов и законная жена его Мария Хрисанфова»1.

Причт каменной трехпрестольной Троицкой церкви состоял из священника, диакона и псаломщика; «на довольствие» им выделялось «33 десятины пахотной земли»2. Константин был первенцем в семье, затем народились еще двое сыновей и три дочери. Дети воспитывались в любви и строгости. Большое значение придавалось книгам, которых в доме имелось немало. Василий Степанович в свое время окончил духовное училище и семинарию, таким же видел жизненный путь наследников. Начальное образование старший из них получил в земской школе; летом 1883 года он в сопровождении родителя отправился в уездный город Алатырь держать приемные экзамены в духовное училище.

В Алатырском духовном училище курс обучения состоял из трех двухлетних классов — нижнего, среднего и высшего отделений. В нижнем отделении насчитывалось 100 воспитанников. Старшеклассники, бывало, жестоко третировали младших, но рослого и крепкого Костю обходили стороной. Не давал он в обиду и брата Колю, который поступил в училище спустя три года. Учились братья неплохо. Константин успешно осваивал русский, церковнославянский, латинский и греческий языки, арифметику, географию, русскую гражданскую и церковную историю; по церковному пению получал только пятерки. Выпуск состоялся в июле 1889 года, далее юноше предстояло поступать в Симбирскую духовную семинарию.

 ■ ■

Посреди главной площади Симбирска — Соборной — возвышался Троицкий кафедральный собор, построенный в память о победе над французами в Отечественной войне 1812 года. Рядом с площадью размещались частный театр и «красивые по архитектуре» здания общественных учреждений, включая мужскую гимназию. За гимназией в живописном сквере был установлен памятник местному уроженцу — историографу и литератору Н.М. Карамзину. В двух кварталах от Карамзинского сквера на центральной улице города — Большой Саратовской — находился главный корпус духовной семинарии. На семинарском дворе стояла каменная церковь с изящным, полностью вызолоченным иконостасом; здесь пел прекрасный хор семинаристов.

Семинарское общежитие располагалось на углу Большой Саратовской и Панской улиц. В журналах правления духовной семинарии того периода читаем: «В общежитии <…> помещается 88 учеников, из коих 60 человек пользуются полным казенным содержанием, а 28 состоят на половинном — пользуются столом, чаем с сахаром, письменными принадлежностями и другими предметами, но не получают белья, одежды и обуви. На содержание этих 88 человек ежегодно отпускается 11993 руб., но в действительности этой суммы оказывается недостаточно, несмотря на то, что ученики во всем содержатся скромно. Стол их почти всегда из двух блюд, причем мяса или рыбы отпускается на каждого не более 1 фунта в день, письменными принадлежностями снабжаются в умеренном количестве»3.

В семинарских записях Константина Розова читаем об изучаемых предметах, о поездках на каникулы в родительский дом, о бесшабашности соучеников, подбивавших его на разные проделки. Он на спор переплывал Волгу, тушил голосом зажженную керосиновую лампу, участвовал в стычках с давними врагами семинаристов — гимназистами. И по‑братски заботился о Николае, следом за ним поступившим в семинарию.

В большой и дружной семье Розовых все дети были высокого роста, красивые, голосистые. По поводу первого качества один ждановский мужик, придя в гости к Марии Хрисанфовне, сказал: «Какие, матушка, у Вас дети‑то крупные, прямо допотопные!»4

Вокальные данные Константина привлекли внимание С.П. Ягодинского, с 1886 года являвшегося одновременно учителем пения в семинарии и регентом архиерейского хора. Сергей Петрович занимался когда‑то в регентских классах Придворной певческой капеллы у композитора М.А. Балакирева. Замечательный музыкант и педагог, он объездил десятки городов России, исследуя различные церковные распевы, собрал обширную нотно‑музыкальную библиотеку и подготовил десятки певчих, диаконов, регентов. И самым талантливым из них оказался К.В. Розов. Приглашение его к участию в архиерейском хоре Троицкого собора способствовало развитию вокального дарования юноши, открыло перед ним путь к вершинам диаконского искусства. Симбирский архиерейский хор, существовавший с 1832 года, при Ягодинском пользовался огромной популярностью у горожан. Состоявший из басов, теноров, альтов и дискантов, он принимал участие во всех архиерейских богослужениях, храмовых праздниках, многочисленных юбилейных и благотворительных концертах. Певчие исполняли произведения всех жанров русской духовной музыки.

 ■ ■

По окончании семинарии в 1895 году К.В. Розова назначили псаломщиком к церкви Всех Святых, расположенной рядом с ярмарочной площадью. Через год он обвенчался с девицей Любовью Ивановной Полововой — дочерью симбирского купца — и в августе был «определен на диаконскую вакансию» в кафедральный Троицкий собор, а 13 сентября епископом Симбирским и Сызранским Никандром рукоположен в сан диакона5. Одновременно Константин Васильевич начал преподавать Закон Божий в одном из городских приходских училищ. Брат его Николай по окончании духовной семинарии женился на выпускнице епархиального училища и получил приход в селе Анненково Карсунского уезда.

Преосвященный Никандр, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с августа 1895 года занимая Симбирскую кафедру, стремился оживить церковную жизнь во вверенной ему епархии. В 1897 году по его распоряжению в Симбирске провели конкурс церковных басов, в котором победил диакон Розов. 3 мая следующего года в Троицком соборе совершили первую в истории города литургию на греческом языке. При входе владыки в собор диакон Константин произнес по‑гречески приветствие «Ис полла эти, дэспота» и другие молитвы; все это «сопровождалось пением архиерейского хора»6.

В певческой практике местных церковных хоров сложилась собственная традиция — «симбирский распев», послушать который приезжали регенты, певчие и любители церковного пения из других городов. На К.В. Розова обратили внимание и пригласили его в Москву.

 ■ ■

В 1898 году митрополитом Мос­ковским и Коломенским Владимиром Константин Розов был назначен «на штатное диаконское место к Мос­ковскому кафедральному Христа Спасителя собору»7. В 1901‑м при соборе создали хор из 52 человек; регентами выступали композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков, дружбу с которыми Константин Васильевич сохранит до конца жизни.

8 ноября 1902 года диакона Константина определили к Большому Успенскому собору в Кремле и возвели его в сан протодиакона. Успенский соборный храм был местом упокоения митрополитов и патриархов Московских, венчания на царство русских государей; здесь совершались молебны перед военными походами и в честь побед русских войск, оглашались государственные акты. Летом 1903 года во время одного из высочайших посещений Первопрестольной на богослужении с участием протодиакона Константина Розова в Успенском соборе присутствовал император Николай II с семьей. Вскоре Константин Васильевич удостоился «из Кабинета Его императорского Величества золотых часов с золотой цепью»8. Вероятно, император выразил желание видеть К.В. Розова протодиаконом при Большой церкви Зимнего дворца в Петербурге, поэтому ему было предложено обратиться к заведующему придворным духовенством, духовнику Их императорских величеств протопресвитеру Иоанну Леонтьевичу Янышеву с соответствующим ходатайством. «Имею честь покорнейше просить Ваше высокопреподобие, не признаете ли возможным определить меня на открывшуюся вакансию протодиакона при соборе Императорского Зимнего Дворца», — пишет 27 сентября 1904 года Константин Васильевич и указывает свой адрес: «Москва, Воздвиженка, дом №7, кв. №13»9. Не пройдет и месяца, как протопресвитер Иоанн известит протодиакона Константина об удовлетворении его ходатайства, и в ноябре тот явится в Петербург «к месту исполнения своих обязанностей». В 1906 году в Петербург перебрался с семьей и его брат Н.В. Розов — поступил в духовную академию, священствовал в Красном Селе.

Однако столичная жизнь с ее сложными правилами придворного этикета постепенно стала тяготить Константина Васильевича. Кроме того, он плохо переносил здешний климат. В марте 1907 года К.В. Розов обратится к исполняющему обязанности заведующего придворным духовенством протоиерею Петру Афанасьевичу Благовещенскому с прошением: «Климатические условия г. Петербурга не позволяют мне оставаться на службе протодиакона собора Зимнего Дворца. Посему прошу об увольнении меня от означенной должности ввиду поступления моего протодиаконом к Большому Успенскому собору города Москвы»10.

Со своей стороны, митрополит Мос­ковский и Коломенский Владимир тоже поддержал ходатайство протодиакона Константина, и 11 апреля 1907 года оно было удовлетворено.

 ■ ■

Оказавшегося в духовно близкой ему Первопрестольной К.В. Розова радушно встретил настоятель Успенского собора протопресвитер Николай Александрович Любимов. В соборе тогда, помимо Розова, служили еще двое протодиаконов — Николай Дмитриевич Румянцев и Николай Саввич Питаев. Однако, по словам протопресвитера Любимова, именно Розов являлся «блестящим украшением нашего соборного клира на радость и утешение всех»11. Он развивал древнерусскую традицию исполнения богослужебных текстов, доводя это искусство до артистического совершенства. Певчий Синодального хора (1910–1917) А.П. Смирнов вспоминал:

«В начале века в Москве существовали четыре достопримечательности: Художественный и Большой театры, Третьяковская галерея и Синодальный хор. Трудно было приобрести билеты в эти театры, зато всегда и для всех оставались доступны Третьяковская галерея и Успенский собор в Кремле, где пел Синодальный хор и служил необыкновенный протодиакон Розов. Кумиры того времени — Шаляпин и Качалов, но и Константин Васильевич Розов являлся всеобщим московским любимцем.

Москва была певческим городом, и каждый храм и церковь отличались не только своими проповедниками, но и слаженными хорами и голосистыми диаконами. Кремлевские соборы приходов не имели, и москвичи, как и многие приезжие, посещали Успенский собор многолюдно, особенно в воскресенье и праздничные дни, чтобы послушать пение знаменитого хора и насладиться службой известного всей России протодиакона. Одна внешность Константина Васильевича вызывала радостное чувство. Высокий, с правильным лицом, курчавыми волосами, он был во всем очень гармоничен и являл собой тип русского красавца. Сквозь золотые очки смотрели добрые доверчивые глаза, и все его служение убеждало в искренности слов и действий.

Пение Синодального хора часто, если не всегда, сочетали со службой Константина Васильевича. И неизменно он был великолепен. Особенно поражал его голос — прекрасный, необыкновенный по тембру бас‑профундо исключительного звучания, без каких‑либо хрипов или качаний. Полная уверенность и спокойствие, постоянное чувство своих возможностей — вот что отличало протодиакона Розова. Я, например, не помню ни одного срыва на высоких нотах при полном звучании голоса в многолетии, да и на низком звуковом диапазоне он никогда не “давился” и всегда знал свои возможности»12.

Почитатели К.В. Розова нередко называли его «духовным Шаляпиным». К службе в день Торжества Православия, во время которой соборным протодиаконом, кроме «вечной памяти» и многолетий, провозглашалась анафема отлученным от Церкви, послушать эти анафематствования съезжались ценители низких диаконских голосов из разных концов Москвы и даже из других городов. В 1910‑х годах был сделан ряд граммофонных записей духовных песнопений в исполнении протодиакона Константина; грампластинки расходились по всей России. Однако обитатели Симбирска имели возможность слушать голос Константина Васильевича и «вживую»: вплоть до 1912 года во время посещений города он служил во Всехсвятской церкви. К тому времени средний из братьев Розовых, Николай Васильевич, окончивший в Петербурге духовную академию, преподавал Закон Божий в немецкой школе на Васильевском острове и в женском институте Святой Елены, затем состоял законоучителем во 2‑й гимназии. Младший брат, Михаил Васильевич, женатый на дворянке, был псаломщиком Скорбященской церкви в том же Петербурге. Сестры, выйдя замуж, жили в Симбирской губернии.

 ■ ■

Константин Васильевич, будучи человеком отзывчивым, много помогал как близким, так и незнакомым нуждающимся людям. По Москве долгое время ходили истории, подобные следующей: «Вот бежит по мосту корова, а за ней хозяйка. Навстречу идет Розов. Она кричит ему: “Батюшка, останови телку!” А он как гаркнул — корова и сиганула в Москву‑реку. Женщина плачет, причитая: “Что же ты, батюшка, сделал? Ведь она — моя кормилица!” А Розов, извиняясь, достал из кармана деньги и отдал ей. Та увидела и ахнула: “Батюшка, на эти‑то деньги три коровы можно купить!”»13.

Протодиакон принимал участие во многих благотворительных представлениях. Сохранилась афиша устроенного 14 марта 1910 года концерта «в пользу Елисаветинского благотворительного общества в Москве и Московской области» — «Духовное песнопение» под общим управлением композитора и дирижера М.М. Ипполитова-Иванова. Всего исполнителей насчитывалось свыше 500 человек — солисты императорских театров, соединенные хоры и оркестр. Второе отделение завершало «Великое многолетствование», прочитанное по древнему напеву К.В. Розовым в сопровождении хоров.

Помогал Константин Васильевич и образовательным заведениям, сам испытав немало лишений в годы учения. Вот один из присланных ему адресов той поры: «Студенты Московской духовной академии приносят глубокую благодарность Вам за Ваше участие в духовном концерте 13 января 1913 г. Только популярное в Москве Ваше имя могло создать такой блестящий успех концерта, на который трудно было и рассчитывать. За этот успех, тесно связанный с удовлетворением студенческих нужд, и теплое участие Ваше к этим нуждам говорят свое спасибо студенты»14.

Среди почитателей его таланта были такие видные композиторы, как А.Д. Кастальский и П.Г. Чесноков. Павел Григорьевич посвятил К.В. Розову несколько духовных песнопений, том числе «Великую ектению», впервые исполненную 1 апреля 1913 года на благотворительном концерте в сопровождении хора любителей церковного пения при церкви Троицы Живоначальной на Грязех под управлением автора.

В том же году обер‑прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер поручил протопресвитеру русской армии и флота Георгию Ивановичу Шавельскому освящение храма, сооруженного в Лейпциге в память русских воинов, столетие назад погибших здесь в так называемой «Битве народов». На юбилейные торжества вместе с Шавельским командировали протодиакона Константина Розова и Синодальный хор. 4 октября в предоставленной лютеранами кирхе, где присутствовали члены российского посольства, проживавшие в Лейпциге русские и множество немцев, была отслужена панихида, затем крестным ходом останки героев перенесены в усыпальницу нового храма. 5 октября предстояло освящение, на которое ожидалось прибытие императора Вильгельма II и других высочайших особ. Г.И. Шавельский вспоминал:

«Накануне у меня с начальником Генерального штаба генералом Жилинским и другими членами миссии происходило совещание о деталях завтрашнего торжества. Генерала очень беспокоило, как бы прот. Розов своим могучим басом не оглушил Вильгельма.

— Скажи Розову, — просил меня Жилинский, — чтобы он не кричал. У Вильгельма больные уши. Не дай Бог, лопнет барабанная перепонка — беда будет.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (402) Июнь 2024 Жизнь вновь разделилась на «до» и «после»…
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
Всеобщий московский любимец К 150-летию со дня рождения Великого архидиакона Константина Васильевича Розова (1874–1923)
Гостеприимное Кусково Как граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788) принимал в своем подмосковном имении августейших особ
Украина — «радянська держава» Украинская советская этнократия как предшественница современного украинского национализма
Пашни, дачи, фабрики… Из истории Сетунского стана
Золотые зерна ума К 255-летию со дня рождения поэта, драматурга, баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769–1844)
Владельцы «дома со львом» на Остоженке Уточнение и дополнение имеющихся сведений
«Бескорыстно и самоотверженно служить правде и науке» О хирурге, анатоме, естествоиспытателе, педагоге Николае Ивановиче Пирогове (1810–1881)