Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
04.12.2024
Пространство культуры
Автор: Маслова Юлия Валерьевна
П.И. Новицкий с отцом. [1900-е годы]. РГАЛИ. Ф. 2746. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 1.
«Жажда жизни и жажда борьбы» №12 (408) Декабрь 2024 Подписаться

Выступает П.И. Новицкий. 1920-е годы РГАЛИ. Ф. 2746. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 15.

«Товарищи, милые, мои дорогие товарищи! Пусть не будет усталости, пусть не будет печали вашей души. Если не видно просвета, создайте его. Кто сказал, что нельзя создать? Мы будем жить! Мы еще поживем! Так интересно жить! Мы еще поборемся! И если будем прижаты к земле, мы будем продолжать свою борьбу. Пусть не будет уныния! Кто сказал, что не мы победили? Жажда жизни и жажда борьбы — нет большего счастья! Пусть солнце смеется. Мы осенью будем жить и гореть. И сгорая, творить, побеждать. Умирая, жить будем! Погибая, бороться!»1 Так писал в своих путевых заметках где‑то под Нижним Новгородом П.И. Новицкий, озаглавив запись «Письмо товарищам» и поставив дату — 1 сентября 1908 года. Таким он был всегда — боевым, горячим, пламенным.

«Я родился в Литве — в местечке Шкуды Ковенской губернии, <…> но родиной своей считаю Урал — глухой уральский завод Бисерть, где я провел свое детство с четырехлетнего возраста до тринадцати лет», — читаем в автобиографии2. Основанный в 1760‑х годах на реке Бисерть Г. А. Демидовым Бисертский чугуноплавильный и железоделательный завод являлся одним из старейших металлургических заводов Урала. На демидовских предприятиях трудилось много старообрядцев — людей стойких, работящих и непокорных властям. Не потому ли П.И. Новицкий считал своей родиной Урал, где вырабатывался особый «уральский» характер?

 

Отец Новицкого, чиновник судебного ведомства, служил сначала мировым посредником, потом судебным следователем, мировым судьей. «Я благодарен ему за то, что он <…> был мягок и сердечен с людьми, старался облегчить чем мог беспросветную участь крестьянства. В первые годы советской власти он в преклонном возрасте работал народным судьей и умер членом главсуда Крымской республики в 1925 году»3. В 1906‑м Павел окончил Екатеринбургскую гимназию. В том же году стал членом большевистской партии и поступил на историко‑филологический факультет Петербургского университета. Учился у профессоров И.А. Шляпкина, С.А. Венгерова, А.А. Шахматова. «Большое влияние имели на меня встречи с А.В. Луначарским и посещение лекций большевистского подпольного университета, которые читались поздними вечерами в аудиториях университета для грузинских товарищей»4. В феврале 1910 года его арестовали за участие в студенческом движении и исключили из университета. Он просидел больше года в тюрьме и был выслан из Петербурга. Заканчивать университет пришлось в 1912 году экстерном. После государственных экзаменов факультет ходатайствовал об оставлении Новицкого при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории русской литературы, но министр просвещения Л.А. Кассо кандидатуру нашего героя не утвердил.

 

С 1913 по 1918 год П.И. Новицкий преподавал русский язык и литературу в симферопольских реальном и коммерческом училищах, в женской гимназии Е.И. Оливер. Руководил ученическими кружками, основал Таврическое педагогическое общество и литературное общество «Анчар». Одновременно читал циклы публичных лекций по истории русской литературы для рабочих и вел нелегально занятия в рабочих кружках. В марте 1917 года был избран председателем первого совета рабочих и солдатских депутатов в Симферополе, а в июле — председателем Таврического исполкома. В июле в реальном училище организуется большая выставка ученических работ по русскому языку и литературе, демонстрировавшая новый метод преподавания П.И. Новицкого. Через два года ему поручается выработать структуру Наркомпроса Крыма, где Павел Иванович состоял членом коллегии и заведующим отделом средней и высшей школы.

 

Летом 1919 года после отхода Красной армии Новицкий остался и работал в качестве члена подпольного Крымревкома до взятия Крыма войсками М.В. Фрунзе. В должности заведующего Симферопольским уездным отделом народного образования он 16 ноября 1920 года издал приказ о национализации в городе дворянского театра, театров «Метрополь» и «Культура», назвав их, соответственно, Первым, Вторым и Третьим советскими театрами5. Под приказом Крымревкома о перестройке работы учебных заведений также стоит подпись П.И. Новицкого. Одним из пунктов приказа предусматривалась отмена системы оценок, а также введение в программу гимназии новых предметов — советской конституции и политической экономии6.

 

В начале 1921 года Павел Иванович несколько месяцев работал в Наркомпросе РСФСР в Москве — заведовал Отделом художественного воспитания Главного управления социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос). В июне он был включен в комиссию ВЦИК и ЦК для ревизии крымских наркоматов и опять остался в Крыму. Его избрали преподавателем Крымского университета по кафедре истории русской литературы; в декабре 1923 года утвердили в звании профессора. На факультетах общественных наук и педагогическом Новицкий читал курсы по истории русской литературы ХІХ века, позднему русскому романтизму, «Пушкин и его эпоха», «Александр Блок и русский символизм», «Теория трудовой школы», лекции по эстетическому воспитанию; на всех факультетах — курс «Теория диалектического материализма»7.

 

В начале 1925 года П.И. Новицкий был вызван А.В. Луначарским в Москву и назначен заведующим художественным отделом Главнауки, а чуть позже, в апреле 1926‑го, — ректором ВХУТЕМАСа, сменив на этом посту В.А. Фаворского, которого тянули на себя различные художественные группировки, не согласные между собой в вопросах методики преподавания и предназначения будущих специалистов. Павел Иванович, приехавший из Крыма и не связанный ни с какими групповыми интересами московской художественной интеллигенции, представлял собой «третейского судью». Он увидел, что соотношение между производственными и непроизводственными дисциплинами создавало угрозу самоликвидации производственных факультетов8 — по обработке металла (Метфака) и дерева (Дерфака), позднее объединенных в Дерметфак. В то время как студенты архитектурного, живописного, скульптурного и графического факультетов не испытывали сложностей при переходе с основного отделения (общеобразовательные дисциплины) на третий курс специального факультета, производственные факультеты в данном отношении постоянно лихорадило. Именно на них, а также на архитектурный факультет сделал ставку П.И. Новицкий. Там начинали складываться новые — пролетарские — концепции промышленной архитектуры и дизайна. В марте 1927 года на заседании совета ВХУТЕМАСа принимается решение о переименовании мастерских в Высший художественно‑технический институт (ВХУТЕИН), утвержденное в июне того же года Наркомпросом. В институт стали подтягиваться кадры художников, чьи таланты и задачи совпадали с требованиями преобразованного вуза. В апреле Новицкому написал В.Е. Татлин с предложением своей кандидатуры в качестве преподавателя. Резолюция не оставляла сомнений: «Декану Дермета. Рекомендую Вашему вниманию кандидатуру Татлина, замечательного изобретателя и конструктора вещей»9. В своих выступлениях и статьях Павел Иванович предстает перед нами как сторонник производственного искусства и конструктивизма. В 1931 году, уже после расформирования знаменитого учебного заведения, вышла статья П.И. Новицкого «Социальные функции пространственных искусств». Ее можно считать своеобразным кредо последнего ректора ВХУТЕМАСа: «Средствами пространственных искусств ведется активная классовая — ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА, реконструируется БЫТ, повышается КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, воспитывается ВКУС РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ МАСС, формируются культурные запросы и психология НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»10.

 

Много лет спустя, в 1968 году, П.И. Новицкого пригласили прочитать доклад «Судьба ВХУТЕМАСа» в Центральном доме работников искусств. Первое, на что обратил внимание докладчик: вхутемасовцы — поколение 1920‑х годов. «Это столкновение прежних художников и новых буйных талантов художественной молодежи, только что принявших участие в Гражданской войне. Это бурные годы, бурное время. “Вхутемас” — это звучит гордо!»11 Новицкий раскритиковал статью о мастерских, опубликованную в «Советской энциклопедии», утверждая, что ВХУТЕИН возник не для того, чтобы «избавиться от формализма» ВХУТЕМАСа. «Для меня это звучит, как анекдот». Да, говорил Новицкий, формализм и формалисты были, «и крупные талантливые художники иногда отвлекались от бурной советской действительности, забывая о ней и решали только формально‑технические задачи в своей творческой деятельности, абсолютно пренебрегая правильными, правдивыми и подлинно реалистическими задачами в изображении нового человеческого мира»12. Но, подчеркивал он, художники страстно искали новые формы, новые выразительные средства. «Вхутемас был вузом особого типа. Он воспитывал прежде всего художников высокого качества, не просто художников, не художников‑ремесленников, не художников среднего образовательного и творческого уровня. Нет. Он воспитывал художников высшей квалификации для обслуживания основных органов нашей промышленности. И для преобразования нашего быта. И не только для преобразования нашего быта, но и для взрыва того быта, который существовал веками, который веками накапливался и превращался в мещанскую цитадель»13. Из всех факультетов Новицкий ставил на первое место архитектурный. Следующими называл живописный, скульптурный, полиграфический, текстильный, керамический и Дерметфак. Последний «возглавляли чрезвычайно талантливые люди. Но так как он не имел необходимого для своей работы оборудования и так как все основные творческие силы были брошены на обслуживание других факультетов, — этот факультет существовал с большим трудом»14...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (408) Декабрь 2024 Возможность невозможного
Московскому планетарию — 95 лет Малоизвестные страницы ранней истории Звездного дома
«Жажда жизни и жажда борьбы» Об искусствоведе, театральном критике, педагоге Павле Ивановиче Новицком (1888–1971)
Двое из пестрой толпы О знакомых М. Ю. Лермонтова — супругах Иване Яковлевиче (1814–1865) и Александре Александровне (1817–1884) Вадковских
Корея, Канада, Ливия, Таиланд Из воспоминаний
«Осуществление дерзновенной мечты человечества» Космический комплекс в Останкине
Метростроевский Маресьев Так называли ветерана Московского Метростроя Николая Алексеевича Феноменова (1912–1987)
«Высокое звание человека» О московском купце и городском голове Михаиле Леонтьевиче Королеве (1807–1876)
Крепко держа свой пастырский посох... К 95-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея руси Алексия II (ридигера. 1929-2008)