Дом Стуловых в Малом Знаменском переулке. 1914–1916 годы
Фойе дома Стуловых.
1914 год. Фотография П. П. Павлова
Доходные дома представляли собой жилые здания, возводившиеся для сдачи, как правило, уже меблированных квартир в аренду. В Российской империи можно было владеть участком земли и домом, на нем построенным, но нельзя — купить квартиру: только арендовать. Между тем со второй половины XIX века в процессе урбанизации жилищный вопрос в крупных городах встал довольно остро. В то же время появились новые технологии возведения многоэтажных зданий, а также новые возможности для их бытового оборудования (водопровод, отопление, электричество, первые лифты и прочее). В результате строительство многоквартирных домов с целью последующей сдачи жилья внаем сделалось весьма прибыльным видом предпринимательства.
В отличие от Петербурга, создававшегося по заранее проработанному плану, Москва веками развивалась стихийно. Доходные дома здесь возводились «точечно», при этом владельцы участков руководствовались большей частью своими финансовыми возможностями и вкусами. Таким образом, эти дома носили резко индивидуальный характер, весьма разнообразя общую архитектурную картину города.
Одним из самых красивых зданий подобного типа является бывший доходный дом Стуловых в Малом Знаменском переулке. Братья Петр и Николай Стуловы — наследники влиятельного купеческого рода — торговали готовым платьем, владея фирмой «Т. П. Стулов и Ко». В числе их покупателей значились многие известные люди. Например, поэты Сергей Есенин и Николай Клюев шили у Стуловых на заказ «русские костюмы» для своих выступлений.
Для строительства доходного дома братья определили фамильный участок земли в Малом Знаменском переулке, доставшийся им от матери. Они точно знали, что хотели в итоге получить — элитное шестиэтажное здание с роскошными квартирами, откуда открывался бы прекрасный вид на Красную площадь и Кремль. Для реализации идеи пригласили архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова. Шестиэтажный доходный дом — «небоскреб» по тогдашним меркам — возводился в 1913–1914 годах. Первые три этажа были выполнены в стиле классицизма, четвертый и пятый отразили архитектуру эпохи Возрождения, а шестой — периода готики. Фасад площадью 12 тысяч квадратных метров зодчие решили в серой цветовой гамме — он казался в те времена образцом простоты, сдержанности, лаконичности. Однако скульптурное оформление с античными мотивами способствовало тому, что фасад получился весьма запоминающимся. Тема полуциркульных арок четко звучала в общем рисунке экстерьера, подчеркнутая эркерами и балконами. Парадный вход обрамляли мощные колонны дорического ордера, отсылающие как к классике, так и к ампиру. Многочисленные разнообразные барельефы, кованые решетки балконов и другие элементы декора оживляли пластику фасада, общий композиционный ритм которого задавали выпуклости эркеров и углубления ниш. Венчала архитектуру дома полуциркульная ниша в аттике, заполненная античной скульптурной композицией с тремя женскими фигурами под кессонированным потолком, возможно, символизировавшими Юность, Зрелость и Старость.
За парадной дверью скрывалось великолепное фойе, решенное в стиле эклектики. За декор интерьеров отвечал выпускник Строгановского училища художник‑монументалист Игнатий Игнатьевич Нивинский, автор, помимо прочего, оформления плафонов и кабинетов гостиницы «Метрополь». В своем дизайнерском решении он синтезировал фрагменты различных культур — мифологические мотивы, помпейские росписи, скульптурные фигуры атлантов, охраняющих вход справа и слева, мозаичный пол. Стуловы изначально планировали еще более роскошную отделку, желая видеть в интерьере мраморные колонны и золотые барельефы, но сумма сметы оказалась слишком высокой, и братьям пришлось заменить ряд дорогостоящих деталей имитацией путем раскраски под мрамор и золото.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru