Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.07.2020
Культурное наследие
Автор: Ирина Константиновна Языкова
Продолжая традиции прошлого №8 (356) Август 2020 Подписаться

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Гуляя по Москве, я часто захожу в храмы. И всегда спрашиваю, кто трудился над их убранством, особенно если вижу что-то интересное или даже выдающееся. Однако на мои вопросы люди в основном отвечают: «Не знаем». А жаль. В древности, хотя и не было традиции подписывать иконы, церковное искусство отнюдь не являлось анонимным, средневековые летописи упоминают имена иконописцев и резчиков — Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия и других. В настоящее время в столице живут и работают замечательные мастера, и хочется, чтобы москвичи о них знали. Ниже речь пойдет о двух таких мастерах — супругах Сергее Сергеевиче Антонове и Ирине Павловне Зарон — подлинных служителях красоты.

С. С. Антонов родился в 1957 году в Москве. Окончил отделение монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (1979). Член Союза художников России (1987). Участник многих российских и международных выставок, не раз выставлялся персонально. Преподавал на кафедре скульптуры МАрхИ (1999–2006). Автор многих монументальных произведений, выполненных для Москвы и других городов страны. Также его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в отечественных и зарубежных музеях и частных собраниях.

И. П. Зарон родилась в 1953 году во Владикавказе. Первым ее учителем живописи был отец — заслуженный художник РСФСР Павел Миронович Зарон (1915–1991). Она окончила отделение монументальной живописи МВХПУ (мастерская Г. М. Коржева). Член Союза художников России (1982). С 1972 года участвует в выставках. Ее произведения приобретены Государственным Русским музеем, музеями и частными коллекционерами России и других стран.

В начале 1990-х Сергей Антонов и Ирина Зарон пришли в Церковь, помогали восстанавливать храм Святителя Николая в Голутвинском переулке. Настоятель, узнав, что они профессиональные художники, предложил им сделать иконостас. Это был первый опыт работы художников в церковном искусстве. С тех пор вот уже более четверти века Сергей Сергеевич и Ирина Павловна трудятся для Церкви.

Отличительной особенностью обоих мастеров является то, что они мыслят храм как единое пространство, всецело подчиненное литургии, вырастающее из нее и, соответственно, созидаемое по единому художественному замыслу. Впервые им удалось осуществить подобное в небольшой надвратной трехпридельной церкви Андреевского монастыря. Доминантой иконографической программы здесь были избраны сюжеты, связанные с почитанием Божией Матери.

Над росписью надвратного храма и созданием его иконостасов Сергей и Ирина трудились более 10 лет. Пространство храма вытянуто вверх; расстояние от входа до алтарной преграды составляет всего несколько метров. Оформить такой объем оказалось непросто, малейшее излишество в росписи его перегрузило бы, создав впечатление тесноты. Поэтому роспись решили сделать только на своде, да и то максимально легкую и прозрачную, словно облачное небо, где едва различимы композиции «Покров Пресвятой Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Успение». Живопись почти монохромная, с преобладанием охры разных оттенков. Охрой выкрашены и стены; на половине их высоты по всему периметру проходит надпись — слова из тропаря Покрова Пресвятой Богородицы, — прерываемая в середине каждой стены небольшим изящным резным крестом.

Роспись в алтаре сделана по тому же принципу: прозрачная, легкая, поч­ти монохромная. Здесь расположена композиция «Похвала Пресвятой Богородицы»: на престоле восседает Богоматерь как Царица Небесная, а вокруг стоят гимнографы, прославившие Ее в своих песнопениях, фрагменты которых начертаны на свитках.

Особое внимание хочется обратить на иконостас, спроектированный С. С. Антоновым. Иконостас высокий, но не кажется тяжеловесным, не давит на предстоящих. Плоская изящная резьба с вкраплением резных надписей, благородный теплый тон дерева гармонируют с иконами, созданными И. П. Зарон, в которых нет ярких цветов и золота: они исполнены утонченно, изысканно и в высшей степени художественно. Общий колорит и икон, и росписей строится на преобладании охристых тонов, но здесь присутствуют красные и зеленые оттенки, осторожно используется золото в разделке одежд. По колориту это напоминает (но не повторяет буквально) иконопись древнего Пскова...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (356) Август 2020 В этом выпуске :
«Изысканная дружба» Маяковский и Горожанин
Предвестник стиля модерн Об архитекторе Жюльене Францевиче Тибо (1812–1858)
«Необходимое явление нашей общественной жизни» Из истории отечественных изданий для дам
Здесь жили… О чем помнят старые стены
Продолжая традиции прошлого О современном церковном искусстве
«Я большой любитель старины» О художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском (1875–1944)
Слово писательское, слово пастырское... Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) и его духовный отец протоиерей Матфей Александрович Константиновский (1791–1857)