Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.07.2020
Забытое имя
Автор: Наталья Борисовна Тарашевская
Фонтан и один из прудов cлева от плотины. Вид с горы
Предвестник стиля модерн №8 (356) Август 2020 Подписаться

Дом Рюминых

В нескольких километрах от МКАД к востоку от Москвы расположено удивительное историческое место, которое почему-то стали называть усадьбой Соколово-Кучино. В действительности же на крутой горе, возвышающейся над речкой Пехоркой и старинным прудом, как минимум с середины XVI века до 1804 года стояло село Соколово с приписанной к нему деревней Кучино. Древний хвойный лес подступал вплотную к селу с трех сторон. Деревня находилась на противоположном низком берегу Пехорки.

Заметим, что Соколово селом в обычном понимании слова никогда не являлось. Во все времена это была усадьба с несколькими строениями для дворовых людей, службами и церковью. В нескольких сотнях метров от господского дома гора обрывалась вниз глубоким и широким оврагом, по дну которого протекал ручей, впадающий в Пехорку.

В середине XIX века очередные владельцы Соколова Рюмины превратили имение в настоящее произведение архитектурно-ландшафтного искусства. Однако о создателе всей этой красоты — архитекторе Жюльене Францевиче Тибо — практически ничего не известно. С этим фактом я столкнулась, начав в 2013 году исследования, посвященные селу Соколово.

В предельно лаконичных публикациях о Тибо приводились одни и те же скупые сведения: дата рождения (как потом выяснилось, недостоверная), информация о получении им звания неклассного художника архитектуры, о его службе в данном качестве на московском почтамте, о том, как он с юности самостоятельно искал себе заказы. Ни слова о семье. Дата смерти отсутствует. Восполнить некоторые из указанных пробелов удалось только после продолжительных поисков (перечень использованных источников см. в конце статьи). Итак…

В России в XIX веке проживали несколько французских подданных Тибо. Написание их фамилий на французском языке различалось. Наши герои подписывались Thibeaux-Brignolle. Бриньоль — город на юге Франции, где родился отец архитектора Франц Иулианович (1776–1851). Вторую часть фамилии приняли его сыновья как раз для того, чтобы их не путали с другими Тибо.

В начале XIX века Франц Иулианович прибыл в Санкт-Петербург и в 1804 году поступил на службу в Дирекцию императорских театров. Там он прослужил восемь лет столярным мастером. Вероятно, такое положение его не вполне удовлетворяло, потому что Ф. И. Тибо состоял еще инспектором по ремесленной части Императорского фарфорового завода, о чем гласит адрес-календарь за 1805 год. Работая же «по деревянной части», талантливый француз изобрел ряд полезных приспособлений и впоследствии получил должность театрального машиниста-механика, отвечая за подвижные декорации на постановках знаменитого балетмейстера Шарля Дидло.

Наконец Франц Иулианович решил осуществить свою давнюю мечту — завести собственное небольшое производство. В 1821 году он открыл суконную фабрику в деревне Емельяновке под Петербургом. Однако дело сорвалось из-за денежного спора, возникшего между Тибо и нанятым им управляющим. В спор вмешалась полиция... Пришлось возвращаться в театр.

Жена Ф. И. Тибо Терезия Хольмеус (?–1835) родилась в герцогстве Голштейн. В архиве французского города Нанта хранится документ о ее крещении (1788). В Петербурге супруги были прихожанами католической церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. В метрической книге этой церкви есть записи о рождении у них детей Федора, Жюльена, Петра, Иосифа и Марии-Анны. Отцом значится Франц Тибо, но поскольку дети появились на свет до венчания, они считались незаконнорожденными — даже после того, как Франц и Терезия обвенчались (1827). По какой-то причине имена детей не внесли в церковную запись о заключении брака. Исправить ситуацию удалось в 1830-х годах, когда Франц Иулианович оформил соответствующую бумагу во французском консульстве в присутствии нескольких уважаемых свидетелей.

Старший сын Федор (1810–?) в 17 лет получил должность письмоводителя в комиссии о построении Исаакиевского собора при архитекторе О. Монферране. Потом окончил Петербургский университет и стал учителем гимназии. Служил библиотекарем, воспитателем приготовительных классов, преподавал французскую словесность, статистику и географию.

Петр (1819–1884) управлял дворянскими имениями в Орловской, Смоленской, Полтавской губерниях, увлекался естественнонаучными исследованиями.

Иосиф (1820–?) после окончания Академии художеств (1844) исполнял должность городского архитектора в Орле, где прожил до конца своих дней...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (356) Август 2020 В этом выпуске :
«Изысканная дружба» Маяковский и Горожанин
Предвестник стиля модерн Об архитекторе Жюльене Францевиче Тибо (1812–1858)
«Необходимое явление нашей общественной жизни» Из истории отечественных изданий для дам
Здесь жили… О чем помнят старые стены
Продолжая традиции прошлого О современном церковном искусстве
«Я большой любитель старины» О художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском (1875–1944)
Слово писательское, слово пастырское... Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) и его духовный отец протоиерей Матфей Александрович Константиновский (1791–1857)