Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.07.2020
У истоков Автор: Татьяна Владимировна Руденко
«Вестник парижских мод». 1841 год. №34. Гравер М.Н. Кошелевская\r\n
«Необходимое явление нашей общественной жизни» №8 (356) Август 2020 Подписаться

«Москвитянин». 1843 год. №3

Периодические издания для женщин появились в России во второй половине XVIII века. Они содержали поэтические и прозаические произведения, сообщения об актуальных европейских туалетах и соответствующие гравюры. Тексты представляли собой в основном переводы из иностранных журналов, однако печатались и отечественные авторы — Я. Б. Княжнин, А. П. Сумароков и другие. Подписчики, количество которых исчислялось десятками, принадлежали к высшему светскому обществу1.

В первой трети XIX столетия ассортимент периодики, в том числе рассчитанной на женскую аудиторию, заметно расширился. Уже не считалось зазорным помещать в конце журнального выпуска модный обзор, сопровождая его опять же гравюрами. В этот период издателями и авторами выступали не только дворяне («Дамский журнал» — князь П. И. Шаликов, «Гирлянда» — М. А. Бестужев-Рюмин), но и представители других сословий: С. Е. Раич («Галатея») и Н. И. Надеждин («Молва») происходили из духовного звания, Н. А. Полевой («Московский телеграф») — из купеческой среды. В 1834 году министр народного просвещения граф С. С. Уваров докладывал императору: «Вкус к чтению и вообще литературной деятельности, которые прежде заключались в границах сословий высших, именно в настоящее время перешли в средние классы и пределы свои распространяют даже далее»2.

О том же косвенно говорит и увеличение тиражей периодических изданий. В 1829 году В. Л. Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Раич имеет более 1200 подписчиков»3. У газеты «Молва» была 1 тысяча постоянных читателей4, у «Московского телеграфа» — более 2 тысяч. В середине 1830-х годов начинает издаваться журнал «Библиотека для чтения», тираж которого достиг 5 тысяч экземпляров. Тогда «многим стало ясно, что литература из изящного аристократического занятия избранных превращается в “значительную отрасль промышленности”»5. Тираж журнала «Отечественные записки» в 1840-х годах взлетел до «рекордной по тем временам цифры — 8 тысяч»6. Наиболее оборотистые издатели стремились привлечь и женскую аудиторию — разделом «Моды». Историк И. П. Кулакова даже утверждает: «Нет сомнения, что к написанию статей такой тематики привлекались женщины»7.

В середине 1830-х годов представительницы прекрасного пола начинают осваивать и издательское дело. Первые два имени — Мария Николаевна Кошелевская (1815–1883) и Елизавета Францевна Сафонова, урожденная Терренберг (?–?). Сафонова трудилась в этой сфере около 40 лет, самое известное ее издание — журнал «Ваза», в 1873–1874 годах она выпускала журнал «Женские работы». Интересно отметить родство Елизаветы Францевны с издателем «Московского телеграфа» Н. А. Полевым (приходилась ему свояченицей). Возможно, на начальном этапе Полевой помогал ей советами — в дневнике Николая Алексеевича есть запись: «Лиза лезет с своим журналом»8. В дальнейшем отношения расстроились из-за финансовых проблем, так что Полевой называл Сафонову «извергом»9. На долю этой женщины выпало немало испытаний, о ней до сих пор мало что известно, ее жизнь и судьба — тема будущих исследований10. О Марии Николаевне Кошелевской расскажем в конце статьи...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (356) Август 2020 В этом выпуске :
«Изысканная дружба» Маяковский и Горожанин
Предвестник стиля модерн Об архитекторе Жюльене Францевиче Тибо (1812–1858)
«Необходимое явление нашей общественной жизни» Из истории отечественных изданий для дам
Здесь жили… О чем помнят старые стены
Продолжая традиции прошлого О современном церковном искусстве
«Я большой любитель старины» О художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском (1875–1944)
Слово писательское, слово пастырское... Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) и его духовный отец протоиерей Матфей Александрович Константиновский (1791–1857)