Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
31.07.2020
У истоков
Автор: Татьяна Владимировна Руденко
«Вестник парижских мод». 1841 год. №34. Гравер М.Н. Кошелевская
«Необходимое явление нашей общественной жизни» №8 (356) Август 2020 Подписаться

«Москвитянин». 1843 год. №3

Периодические издания для женщин появились в России во второй половине XVIII века. Они содержали поэтические и прозаические произведения, сообщения об актуальных европейских туалетах и соответствующие гравюры. Тексты представляли собой в основном переводы из иностранных журналов, однако печатались и отечественные авторы — Я. Б. Княжнин, А. П. Сумароков и другие. Подписчики, количество которых исчислялось десятками, принадлежали к высшему светскому обществу1.

В первой трети XIX столетия ассортимент периодики, в том числе рассчитанной на женскую аудиторию, заметно расширился. Уже не считалось зазорным помещать в конце журнального выпуска модный обзор, сопровождая его опять же гравюрами. В этот период издателями и авторами выступали не только дворяне («Дамский журнал» — князь П. И. Шаликов, «Гирлянда» — М. А. Бестужев-Рюмин), но и представители других сословий: С. Е. Раич («Галатея») и Н. И. Надеждин («Молва») происходили из духовного звания, Н. А. Полевой («Московский телеграф») — из купеческой среды. В 1834 году министр народного просвещения граф С. С. Уваров докладывал императору: «Вкус к чтению и вообще литературной деятельности, которые прежде заключались в границах сословий высших, именно в настоящее время перешли в средние классы и пределы свои распространяют даже далее»2.

О том же косвенно говорит и увеличение тиражей периодических изданий. В 1829 году В. Л. Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Раич имеет более 1200 подписчиков»3. У газеты «Молва» была 1 тысяча постоянных читателей4, у «Московского телеграфа» — более 2 тысяч. В середине 1830-х годов начинает издаваться журнал «Библиотека для чтения», тираж которого достиг 5 тысяч экземпляров. Тогда «многим стало ясно, что литература из изящного аристократического занятия избранных превращается в “значительную отрасль промышленности”»5. Тираж журнала «Отечественные записки» в 1840-х годах взлетел до «рекордной по тем временам цифры — 8 тысяч»6. Наиболее оборотистые издатели стремились привлечь и женскую аудиторию — разделом «Моды». Историк И. П. Кулакова даже утверждает: «Нет сомнения, что к написанию статей такой тематики привлекались женщины»7.

В середине 1830-х годов представительницы прекрасного пола начинают осваивать и издательское дело. Первые два имени — Мария Николаевна Кошелевская (1815–1883) и Елизавета Францевна Сафонова, урожденная Терренберг (?–?). Сафонова трудилась в этой сфере около 40 лет, самое известное ее издание — журнал «Ваза», в 1873–1874 годах она выпускала журнал «Женские работы». Интересно отметить родство Елизаветы Францевны с издателем «Московского телеграфа» Н. А. Полевым (приходилась ему свояченицей). Возможно, на начальном этапе Полевой помогал ей советами — в дневнике Николая Алексеевича есть запись: «Лиза лезет с своим журналом»8. В дальнейшем отношения расстроились из-за финансовых проблем, так что Полевой называл Сафонову «извергом»9. На долю этой женщины выпало немало испытаний, о ней до сих пор мало что известно, ее жизнь и судьба — тема будущих исследований10. О Марии Николаевне Кошелевской расскажем в конце статьи...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 8 (356) Август 2020 В этом выпуске :
«Изысканная дружба» Маяковский и Горожанин
Предвестник стиля модерн Об архитекторе Жюльене Францевиче Тибо (1812–1858)
«Необходимое явление нашей общественной жизни» Из истории отечественных изданий для дам
Здесь жили… О чем помнят старые стены
Продолжая традиции прошлого О современном церковном искусстве
«Я большой любитель старины» О художнике Станиславе Юлиановиче Жуковском (1875–1944)
Слово писательское, слово пастырское... Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) и его духовный отец протоиерей Матфей Александрович Константиновский (1791–1857)