Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.06.2020
Московские истории
Автор: Анастасия Владимировна Шухова
П.Я. Караченцов. Плакат. 1954 год
Лыжники над Москвой №7 (355) Июль 2020 Подписаться

1970-е годы

Со смотровой площадки Воробьевых гор глазу открывается грандиозная панорама — Москва предстает перед восхищенным зрителем во всем своем величии: тысячи домов, золотые купола церквей, гиганты советской архитектуры — московские высотки и стадион «Лужники», стеклянный город современности — «Москва-Сити», растянувшаяся сверкающей лентой Москва-река... Еще в XIX веке М. Ю. Лермонтов писал: «Одеты голубым туманом, восходящим от студеных волн реки, начинаются Воробьевы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуей. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление». Конечно, за два столетия Воробьевы горы преобразились, но какое-то особое магическое очарование этого места, заставляющее возвращаться сюда снова и снова, осталось.

Вообще о Воробьевых горах можно говорить долго и по разным поводам. Кто-то исследует природу заповедника, геологическое строение склонов, оползневые процессы. Кому-то интересна краеведческая тематика. Кто-то занят поиском описаний Воробьевых гор в художественной литературе, их изображений в произведениях живописи. Велись тут и археологические раскопки... Но есть и еще одно, без чего немыслимо представить себе эти склоны, — спорт.

Прыжки на лыжах с трамплина — символ зимнего спорта на Воробьевых горах — приобрели популярность среди московской молодежи в первые десятилетия советской власти1. В 1930-х годах у спортсменов имелась возможность попробовать свои силы на достаточно мощном деревянном 40-метровом трамплине, построенном чуть выше по течению Москвы-реки относительно церкви Троицы Живоначальной. В библиотеке университета штата Висконсин (США) хранится немая кинолента, датированная зимой 1933/34 годов и посвященная спорту в Москве, в частности, прыжкам с трамплина. Эти кадры — скорее всего, единственный кинодокумент, запечатлевший состязания на первом в столице лыжном трамп­лине. Совсем немного сохранилось и фотографий, хотя на прыжки администрация парка зазывала зрителей красочными плакатами, выполненными знаменитым художником-авангардистом Эль Лисицким, и людей здесь собиралось намного больше, чем в наше время.

Прыжковый спорт тех лет нашел отражение в оформлении станции метро «Маяковская». Свод станции украшают три десятка мозаик, выполненных по эскизам А. А. Дейнеки и объединенных в серию «Сутки советского неба». На одном из плафонов изображен летающий лыжник, ставший для художника символом покорения человеком небесных просторов.

Первый московский трамплин прослужил два десятилетия и был разобран. На смену ему пришел новый металлический 70-метровый гигант2. Ныне автором проекта принято считать А. П. Галли. Это, однако, не совсем верно. Александр Петрович являлся крупным специалистом в области строительства физкультурных и спортивных сооружений, автором научных трудов в данной области3, но чертежи большого трамплина на Воробьевых горах составлены не им. Откроем, например, сентябрьский номер журнала «Техника — молодежи» за 1952 год:

«Ленинские горы. По широкой асфальтовой глади Воробьевского шоссе мчатся машины и троллейбусы. На голубом небе вырисовывается величественное здание Московского государственного университета. А по другую сторону шоссе открывается живописный вид на Москву-реку, на город. Здесь, на высоком берегу реки, недалеко от шоссе, по соседству с МГУ, строится новый металлический трамплин для лыжников. Проект его разработан архитектором А. Генераловым и инженером Ф. Шлеминым.

Трамплин состоит из горы разгона, обрывающейся на том месте, где лыжник начинает свой полет, и горы приземления. Так как существующая возвышенность незначительна, гора разгона сооружается из металлических конструкций и переходит в наземные сооружения. Это позволит лыжникам совершать прыжки длиной 60–70 м. Металлическая эстакада трамплина устанавливается на нескольких ажурных стальных опорах. Они покоятся на глубоких железобетонных фундаментах.

В каменном павильоне, врезанном в склон горы, размещаются раздевалка, душевые, помещения для хранения лыж, комнаты для судей и инструкторов, медпункт, буфет и т. д.

Плоская кровля павильона служит основанием для первой пары самых высоких — 32-метровых — опор трамплина. Здесь же, меж опор, устанавливается и металлическая, остекленная со всех сторон клетка лифта, поднимающая лыжников на верхнюю площадку. Совершив прыжок, лыжник возвратится к павильону в вагончике фуникулера.

Зимой 1952/53 года на стартовую площадку нового трамплина уже поднимутся первые лыжники»4...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (355) Июль 2020 В этом выпуске:
«Настоящий храм искусства» О создателе художественной галереи в Москве Иване Евменьевиче Цветкове (1845-1917)
Лыжники над Москвой О большом трамплине на Воробьевых горах
Рукотворное чудо в центре Москвы Ботанический сад имени П.И. Травникова: прошлое и день сегодняшний
Шоколадные яйца с сюрпризом Впервые они появились в России
Притяжение Севера О новоземельской, канинской и ямальской экспедициях зоолога, охотоведа, биогеографа, профессора Московского университета Бориса Михайловича Житкова (1872–1943)
Жизнь, любовь, творчество… О художнице Рене Рудольфовне О’Коннель-Михайловской (1890–1981)
«БЫСТЬ БОЛЕСТЬ СИЛНА В ЛЮДЕХ» Моровые поветрия в допетровской Руси