1970-е годы
Со смотровой площадки Воробьевых гор глазу открывается грандиозная панорама — Москва предстает перед восхищенным зрителем во всем своем величии: тысячи домов, золотые купола церквей, гиганты советской архитектуры — московские высотки и стадион «Лужники», стеклянный город современности — «Москва-Сити», растянувшаяся сверкающей лентой Москва-река... Еще в XIX веке М. Ю. Лермонтов писал: «Одеты голубым туманом, восходящим от студеных волн реки, начинаются Воробьевы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуей. Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление». Конечно, за два столетия Воробьевы горы преобразились, но какое-то особое магическое очарование этого места, заставляющее возвращаться сюда снова и снова, осталось.
Вообще о Воробьевых горах можно говорить долго и по разным поводам. Кто-то исследует природу заповедника, геологическое строение склонов, оползневые процессы. Кому-то интересна краеведческая тематика. Кто-то занят поиском описаний Воробьевых гор в художественной литературе, их изображений в произведениях живописи. Велись тут и археологические раскопки... Но есть и еще одно, без чего немыслимо представить себе эти склоны, — спорт.
Прыжки на лыжах с трамплина — символ зимнего спорта на Воробьевых горах — приобрели популярность среди московской молодежи в первые десятилетия советской власти1. В 1930-х годах у спортсменов имелась возможность попробовать свои силы на достаточно мощном деревянном 40-метровом трамплине, построенном чуть выше по течению Москвы-реки относительно церкви Троицы Живоначальной. В библиотеке университета штата Висконсин (США) хранится немая кинолента, датированная зимой 1933/34 годов и посвященная спорту в Москве, в частности, прыжкам с трамплина. Эти кадры — скорее всего, единственный кинодокумент, запечатлевший состязания на первом в столице лыжном трамплине. Совсем немного сохранилось и фотографий, хотя на прыжки администрация парка зазывала зрителей красочными плакатами, выполненными знаменитым художником-авангардистом Эль Лисицким, и людей здесь собиралось намного больше, чем в наше время.
Прыжковый спорт тех лет нашел отражение в оформлении станции метро «Маяковская». Свод станции украшают три десятка мозаик, выполненных по эскизам А. А. Дейнеки и объединенных в серию «Сутки советского неба». На одном из плафонов изображен летающий лыжник, ставший для художника символом покорения человеком небесных просторов.
Первый московский трамплин прослужил два десятилетия и был разобран. На смену ему пришел новый металлический 70-метровый гигант2. Ныне автором проекта принято считать А. П. Галли. Это, однако, не совсем верно. Александр Петрович являлся крупным специалистом в области строительства физкультурных и спортивных сооружений, автором научных трудов в данной области3, но чертежи большого трамплина на Воробьевых горах составлены не им. Откроем, например, сентябрьский номер журнала «Техника — молодежи» за 1952 год:
«Ленинские горы. По широкой асфальтовой глади Воробьевского шоссе мчатся машины и троллейбусы. На голубом небе вырисовывается величественное здание Московского государственного университета. А по другую сторону шоссе открывается живописный вид на Москву-реку, на город. Здесь, на высоком берегу реки, недалеко от шоссе, по соседству с МГУ, строится новый металлический трамплин для лыжников. Проект его разработан архитектором А. Генераловым и инженером Ф. Шлеминым.
Трамплин состоит из горы разгона, обрывающейся на том месте, где лыжник начинает свой полет, и горы приземления. Так как существующая возвышенность незначительна, гора разгона сооружается из металлических конструкций и переходит в наземные сооружения. Это позволит лыжникам совершать прыжки длиной 60–70 м. Металлическая эстакада трамплина устанавливается на нескольких ажурных стальных опорах. Они покоятся на глубоких железобетонных фундаментах.
В каменном павильоне, врезанном в склон горы, размещаются раздевалка, душевые, помещения для хранения лыж, комнаты для судей и инструкторов, медпункт, буфет и т. д.
Плоская кровля павильона служит основанием для первой пары самых высоких — 32-метровых — опор трамплина. Здесь же, меж опор, устанавливается и металлическая, остекленная со всех сторон клетка лифта, поднимающая лыжников на верхнюю площадку. Совершив прыжок, лыжник возвратится к павильону в вагончике фуникулера.
Зимой 1952/53 года на стартовую площадку нового трамплина уже поднимутся первые лыжники»4...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru