Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.06.2022
Находки и открытия
Автор: Елена Геннадиевна Петрова
Дореволюционный стенд Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш». Архив автора
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… №7 (379) Июль 2022 Подписаться

Василий Юльевич Виллуан. Начало XX века. Фотограф М. Дмитриев

В апрельском номере за 2001 год «Московский журнал» опубликовал мою статью «Товарищество суконной мануфактуры “Йокиш”», к которой прилагалась черно-белая фотография портрета, висевшего в кабинете директора тогда еще действовавшего предприятия. Считалось, что на нем изображен основатель мануфактуры — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, выборный Московского биржевого общества Василий (Вильгельм) Иванович Йокиш (1810–1887). Этот большой роскошный портрет был выполнен в виде мозаики из фрагментов сукна разного цвета. Здесь он впервые публикуется в цветном варианте. Фабрика в бывшем сельце Михалкове1, основанная В.И. Йокишем в 1838 году и национализированная после революции, продолжала работать до июня 2011 года как Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева2 и выпускала высококачественные шерстяные ткани. К сожалению, после закрытия производства был утрачен и портрет. Образцом же для его создания послужила фотография, хранившаяся в фабричном музее. На ней запечатлен стенд с фотопортретами членов правления и служащих Товарищества «Йокиш», а также с видами самого предприятия и окрестностей. Очевидно, стенд существовал на фабрике до ее национализации. Несмотря на нерезкость отпечатка, хорошо различимы три большие фотографии в центре верхнего ряда. Судя по тому, что они крупнее остальных, перед нами — директора Товарищества. Посередине — изображение мужчины почтенного возраста с длинными седыми волосами и пышными усами. Именно данную фотографию увеличили и взяли за основу работники фабрики, когда к очередному юбилею предприятия решили увековечить основателя в мозаичном портрете, долгое время считавшемся единственным сохранившимся изображением В. И. Йокиша.

В 2012 году, когда я готовила к изданию книгу, посвященную семье Йокиш3, мне позвонил основатель и бессменный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021) и рассказал об уникальной находке. Из фондов Музея Москвы ему передали старинный фотоснимок, на обороте которого стояла подпись в дореформенной орфографии: «Василий Иванов Йокиш». Снимок был сделан в ателье Отто Ренара в Газетном переулке. Открылось оно в 1881 году; примерно этим годом снимок и можно датировать. Но изображенный на нем человек совсем не похож на человека с фабричного портрета. В том, что на фото из Музея Москвы — В. И. Йокиш, сомнений нет: их полностью устраняет подпись. Но тогда возникает вопрос: а кто же на той, первой фотографии, по которой создан портрет?...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (379) Июль 2022 В этом выпуске:
Офицер штаба артиллерии Из боевой биографии капитана Афанасия Епифановича Максимова (1903–1987)
Московские адреса Климента Аркадьевича Тимирязева Историко-биографический очерк
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… К раскрытию загадки одного фотопортрета
Обер-Шальме и другие Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
«Что в Москве за удивленье?..» Путешествие слона по российским просторам в 1839 году
Из истории Московского архитектурного общества К 155-летию со дня основания
«Дом и люди в нем» Настасьинский переулок, 8, строение 2