Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.06.2022
Находки и открытия
Автор: Елена Геннадиевна Петрова
Дореволюционный стенд Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш». Архив автора
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… №7 (379) Июль 2022 Подписаться

Василий Юльевич Виллуан. Начало XX века. Фотограф М. Дмитриев

В апрельском номере за 2001 год «Московский журнал» опубликовал мою статью «Товарищество суконной мануфактуры “Йокиш”», к которой прилагалась черно-белая фотография портрета, висевшего в кабинете директора тогда еще действовавшего предприятия. Считалось, что на нем изображен основатель мануфактуры — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, выборный Московского биржевого общества Василий (Вильгельм) Иванович Йокиш (1810–1887). Этот большой роскошный портрет был выполнен в виде мозаики из фрагментов сукна разного цвета. Здесь он впервые публикуется в цветном варианте. Фабрика в бывшем сельце Михалкове1, основанная В.И. Йокишем в 1838 году и национализированная после революции, продолжала работать до июня 2011 года как Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева2 и выпускала высококачественные шерстяные ткани. К сожалению, после закрытия производства был утрачен и портрет. Образцом же для его создания послужила фотография, хранившаяся в фабричном музее. На ней запечатлен стенд с фотопортретами членов правления и служащих Товарищества «Йокиш», а также с видами самого предприятия и окрестностей. Очевидно, стенд существовал на фабрике до ее национализации. Несмотря на нерезкость отпечатка, хорошо различимы три большие фотографии в центре верхнего ряда. Судя по тому, что они крупнее остальных, перед нами — директора Товарищества. Посередине — изображение мужчины почтенного возраста с длинными седыми волосами и пышными усами. Именно данную фотографию увеличили и взяли за основу работники фабрики, когда к очередному юбилею предприятия решили увековечить основателя в мозаичном портрете, долгое время считавшемся единственным сохранившимся изображением В. И. Йокиша.

В 2012 году, когда я готовила к изданию книгу, посвященную семье Йокиш3, мне позвонил основатель и бессменный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021) и рассказал об уникальной находке. Из фондов Музея Москвы ему передали старинный фотоснимок, на обороте которого стояла подпись в дореформенной орфографии: «Василий Иванов Йокиш». Снимок был сделан в ателье Отто Ренара в Газетном переулке. Открылось оно в 1881 году; примерно этим годом снимок и можно датировать. Но изображенный на нем человек совсем не похож на человека с фабричного портрета. В том, что на фото из Музея Москвы — В. И. Йокиш, сомнений нет: их полностью устраняет подпись. Но тогда возникает вопрос: а кто же на той, первой фотографии, по которой создан портрет?...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (379) Июль 2022 В этом выпуске:
Офицер штаба артиллерии Из боевой биографии капитана Афанасия Епифановича Максимова (1903–1987)
Московские адреса Климента Аркадьевича Тимирязева Историко-биографический очерк
Йокиш, Бернгоф, Виллуан… К раскрытию загадки одного фотопортрета
Обер-Шальме и другие Из жизни некоторых иностранных купеческих семейств, торговавших обувью, одеждой и галантереей в Москве (конец XVIII — начало XX столетия)
«Что в Москве за удивленье?..» Путешествие слона по российским просторам в 1839 году
Из истории Московского архитектурного общества К 155-летию со дня основания
«Дом и люди в нем» Настасьинский переулок, 8, строение 2