Василий Юльевич Виллуан. Начало XX века. Фотограф М. Дмитриев
В апрельском номере за 2001 год «Московский журнал» опубликовал мою статью «Товарищество суконной мануфактуры “Йокиш”», к которой прилагалась черно-белая фотография портрета, висевшего в кабинете директора тогда еще действовавшего предприятия. Считалось, что на нем изображен основатель мануфактуры — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, выборный Московского биржевого общества Василий (Вильгельм) Иванович Йокиш (1810–1887). Этот большой роскошный портрет был выполнен в виде мозаики из фрагментов сукна разного цвета. Здесь он впервые публикуется в цветном варианте. Фабрика в бывшем сельце Михалкове1, основанная В.И. Йокишем в 1838 году и национализированная после революции, продолжала работать до июня 2011 года как Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева2 и выпускала высококачественные шерстяные ткани. К сожалению, после закрытия производства был утрачен и портрет. Образцом же для его создания послужила фотография, хранившаяся в фабричном музее. На ней запечатлен стенд с фотопортретами членов правления и служащих Товарищества «Йокиш», а также с видами самого предприятия и окрестностей. Очевидно, стенд существовал на фабрике до ее национализации. Несмотря на нерезкость отпечатка, хорошо различимы три большие фотографии в центре верхнего ряда. Судя по тому, что они крупнее остальных, перед нами — директора Товарищества. Посередине — изображение мужчины почтенного возраста с длинными седыми волосами и пышными усами. Именно данную фотографию увеличили и взяли за основу работники фабрики, когда к очередному юбилею предприятия решили увековечить основателя в мозаичном портрете, долгое время считавшемся единственным сохранившимся изображением В. И. Йокиша.
В 2012 году, когда я готовила к изданию книгу, посвященную семье Йокиш3, мне позвонил основатель и бессменный хранитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Лев Николаевич Краснопевцев (1930–2021) и рассказал об уникальной находке. Из фондов Музея Москвы ему передали старинный фотоснимок, на обороте которого стояла подпись в дореформенной орфографии: «Василий Иванов Йокиш». Снимок был сделан в ателье Отто Ренара в Газетном переулке. Открылось оно в 1881 году; примерно этим годом снимок и можно датировать. Но изображенный на нем человек совсем не похож на человека с фабричного портрета. В том, что на фото из Музея Москвы — В. И. Йокиш, сомнений нет: их полностью устраняет подпись. Но тогда возникает вопрос: а кто же на той, первой фотографии, по которой создан портрет?...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru