Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
Из дальних лет
Автор: Владимир Осипович Шервуд
Московский воспитательный дом. 1883 год. Фотография из альбома Н.А. Найденова
«Я отдавал много времени искусству…» №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

В.А. Тропинин. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Холст, масло. 1846 год

Предисловие публикатора

Владимир Осипович Шервуд (1832–1897) — архитектор, живописец, скульптор. В Москве по его проектам построены здание Исторического музея на Красной площади и мемориальная часовня «Гренадерам — героям Плевны».

В отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 526) хранятся воспоминания Владимира Осиповича. Обладая прекрасной памятью и острым взглядом художника, он запечатлел здесь яркие образы современников, примечательные детали быта Москвы второй трети XIX века, множество интересных и доселе неизвестных фактов автобиографического характера. Долгое время эти воспоминания, заключенные в трех тетрадях, пребывали под спудом. Впервые часть их, посвященная раннему детству мемуариста, увидела свет на страницах «Московского журнала» в 1996 году (№ 1–6). Затем последовал долгий перерыв, и продолжение появилось лишь недавно — в № 3 журнала за 2019 год: объемистый отрывок, который охватывал период с 1838 по 1848 год (приезд в Москву и учеба в Московском сиротском доме). Ниже вниманию читателей предлагается третья часть, где автор повествует главным образом о своем обучении в Московском дворцовом архитектурном училище (1848–1849) и начале занятий в Училище живописи, ваяния и зодчества. Таким образом, необнародованной остается лишь одна тетрадь из трех (чуть более ста страниц). Постараюсь в ближайшем будущем подготовить к печати и эту финальную часть.

Название публикуемому (с незначительными сокращениями) тексту дано мной. Сохранены стилистика оригинала и авторские заголовки-пометки к отдельным фрагментам. Орфография и пунктуация приведены к современным нормам.

Владимир Осипович Шервуд

19 сентября 1895 г. Перерыв по случаю работы памяти

Училище наше незадолго перед этим было преобразовано в межевое отделение1, поэтому рисование и черчение получило выдающееся значение. В свою очередь, преподавали и архитектуру, учитель которой знакомил нас с рисованием орнаментов и приемами акварели. Так как начальство искренно заботилось приобрести самых выдающихся учителей, поэтому и был приглашен даровитейший архитектор Пав[ел] Петр[ович] Зыков2. Он имел громадное влияние на мое художественное развитие. Это был брюнет со смуглым цветом лица, молодым здоровым румянцем, со спокойной развалистой походкой и с певучей интонацией голоса. Он имел блестящее положение в обществе, одевался с большим вкусом. Я помню даже, в первый раз, когда он явился в класс, его галстук был заколот чудесной булавкой, с изображением головы Минервы3 высокохудожественной работы. Он был истинный талант. Когда он держал карандаш в руке, видно было во всей его фигуре и в выражении лица, что он наслаждался каждой линией, даже делал какие-то жесты губами, как будто смаковал всю прелесть изображаемых им форм. Будучи в высшей степени даровитым человеком, он любил талантливых людей и помогал им — и эта прекрасная черта прошла через всю его жизнь. Конечно, для меня этот человек был истинным счастием, посланным судьбою. Я увлекся архитектурой и целые дни компоновал здания в разных стилях, делал рисунки иконостасов. Зыков поощрял меня без меры: велел подписывать рисунки годом и числом, брал их к себе и аккуратно наклеивал в альбом.

Искусство начинало выделять меня. Князь Львов4, видевши мои способности к искусству, поощрял меня тоже и не замечал моих грехов и невнимания к весьма полезным наукам, но и весьма скучным, как, например, бухгалтерия или законоведение. Надо отдать справедливость, что преподаватель бухгалтерии Петр Ефимович Медовиков5 и сам понимал всю тоску своего предмета и часто, исполнив обязательство в классе, с большим талантом рассказывал нам занимательные исторические хроники. Он прелестно перевел «Осаду Гренады»6. Мы все чрезвычайно любили его, и навсегда остался его образ в памяти нашей как бесконечно доброго, умного и просвещенного человека.

Итак, на мои науки смотрели снисходительно, поэтому я и отдавал много времени искусству. Перспектива быть землемером меня не интересовала. Я часто говорил тетушке Марье Николаевне7, что очень желал бы всецело посвятить себя искусству, но она настаивала на окончании курса как прежде всего на возможности приобрести положение в свете. Но судьба помогла мне. Пав. Петров. Зыков рассказывал про меня своим знакомым архитекторам и показывал мои композиции. В это время проезжал на службу академик З. (Зборжевский)8. Кажется, он не отличался особенно сильным воображением, поэтому и заказал мне через Зыкова несколько проектов на определенные темы. Сумма оказалась значительной. Это выходило что-то вроде 50 руб. Надо заметить, что мы считали тогда богатство гривенниками9. Получив эти деньги за свою работу, я не истратил из них ни копейки. Не забуду той торжественной минуты, когда в воскресенье пришла навестить меня тетушка Марья Николаевна. Сохраняя совершенно деловитую физиономию, я вынул из кармана 50 р. и подал тетушке. Когда я рассказал ей, она очень обрадовалась и говорит: «Я вижу, <…> судьба велит идти тебе по стопам своего деда»10. <…>...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект