Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.10.2020
Исторический экскурс Автор: Фарид Абдуллович Асадуллин
И.Е. Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. Холст, масло. 1822 год\r\n
«Ах, мусульмане те же русские…» №11 (359) Ноябрь 2020 Подписаться

Похороны богатого мусульманина. Москва. Большая Татарская улица. Начало XX века

Строка из поэмы Велимира Хлебникова «Хаджи-Тархан», вынесенная в заголовок статьи, очень точно, на мой взгляд, характеризует не только уникальную природу российской цивилизации, но и столицу России как исторически сложившийся центр духовных, культурных и социальных традиций многонационального народа нашей страны. В современном облике Москвы, несущем отпечаток разных эпох, отражено огромное историко-культурное наследие, спрессована историческая память евразийских народов, издавна Москву населявших и живущих здесь поныне. Обратимся к мусульманскому («азиатскому») прошлому Первопрестольной.

* * *

Знакомство Древней Руси с исламом и начало его укоренения в том числе на московских землях были обусловлены развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, а также существованием пути «из варяг в греки», проходившего через территорию древнерусского государства и связывавшего Скандинавию с Византией. В VIIVIII веках, задолго до появления на географической карте населенного пункта под названием Москва, на огромном евразийском пространстве сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в северокавказском городе Дербент и позднее в городе Болгар — столице Волжской Булгарии. Духовно-религиозный строй и культурно-бытовой уклад обитавших там народов были тесно связаны с исламом, что во многом предопределило характер их жизнедеятельности, отношений с соседями и, безусловно, не могло не сыграть важной роли в процессе формирования историко-культурного облика будущего Российского государства и его столицы1.

Феодальную Москву, представлявшую собой в начале ХII века малозначительный город-крепость, населяли, судя по исследованиям историка, археолога, антрополога М. М. Герасимова (1907–1970), представители различных евроазиатских и северных племен. Тогда «этот край, — отмечает В. О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским»2. Наряду с финно-уграми, балтами, восточными славянами — вятичами и кривичами — в древней Москве, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, жили прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские болгары. Опираясь на широкий круг источников, современный историк А. А. Формозов сделал вывод, что Подмосковье населяли племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно»3. К примеру, очевидный монголоидно-азиатский компонент просматривается в облике одного из первых москвичей — князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и знатной половчанки.

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой зародилась современная Москва, — это история смешения разновременных миграционных потоков, в том числе исходящего и с арабо-мусульманского Востока. По мнению академика В. В. Бартольда, периодом наиболее тесной связи с Востоком был для России самый ранний, дохристианский (то есть до конца Х века) период ее истории. Бассейн Волги тогда «находился под непосредственным влиянием переднеазиатских культурных элементов, в том числе мусульманских. Россия вела оживленную торговлю с Багдадским халифатом, <…> и халифские серебряные монеты в большом количестве оставались в Восточной Европе»4.

Археологические находки на территории Москвы и вокруг нее — например, в бассейне Оки и среднем течении Москвы-реки — в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VIIIIX векам, являются лучшим подтверждением слов выдающегося востоковеда. Всего в Москве и Подмосковье, по оценке бывшего главного археолога Москвы профессора А. Г. Векслера, зарегистрировано 16 кладов арабских серебряных дирхемов5. Это по времени совпадает с эпохой активного становления Арабского халифата и распространения ислама на север (Дербент, Хорезм, Таврида, Волжская Булгария). Особый интерес вызывают серебряные монеты с изображениями византийских императоров и сасанидских царей, где присутствовало имя халифа или его наместника, а также какое-нибудь краткое кораническое изречение, иногда священная формула «во имя Аллаха»....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (359) Ноябрь 2020 В этом выпуске :
Ученый, археолог и великий историк Москвы К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
«Ах, мусульмане те же русские…» Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего
Вдохновленные «уральским Гомером» Сюжеты и герои сказов Павла Петровича Бажова (1879–1950) в произведениях изобразительного искусства, в кинематографе, на театральной сцене
Свидетель четырех веков Палаты князей Голицыных в Кривоколенном переулке
«Помочь подросткам хорошо организовать свою жизнь… О существовавшей в Подмосковье в 1920–1932 годах \r\nСухановской школе 2-й ступени
Москва 1905-й... Московское вооруженное восстание 1905 года \r\nв объективе инженера и фотографа \r\nВладимира Григорьевича Шухова (1853–1939)