Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
12 августа 1928 года

Открылся Парк культуры и  отдыха, которому в  1932  году присвоили имя Максима Горького — в честь 40‑летия литературной и общественной деятельности писателя.

18 августа 1960 года

Появился указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О расширении городской черты...». В  результате в состав столицы вошли города Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и  Тушино, а также рабочие, дачные поселки и  сельские населенные пункты Московской области в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.

19 августа 1870 года

Родился промышленник, коллекционер западноевропейской и  русской живописи и скульптуры Михаил Абрамович Морозов (ум. 1903). Он был одним из первых почитателей таланта М.А. Врубеля, картины которого «Гадалка», «Сирень», «Царевна-Лебедь», панно «Фауст и Маргарита в саду» приобрел для своей коллекции.

20 августа 1930 года

Создан Московский авиационный институт.

23 августа 1955 года

Академия архитектуры СССР в ходе кампании по борьбе с «архитектурными излишествами» подверглась ликвидации. На ее базе основали Академию строительства и архитектуры СССР, расформированную в августе 1964 года.

30 августа 1918 года

На заводе Михельсона в Замоскворечье эсерка Фанни Каплан совершила покушение на В.И. Ленина. На этом месте позже был установлен памятник.

30 августа 2007 года

На Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открылась станция «Трубная». Оформление станции отражает тему древнерусской архитектуры. Между колоннами установлено двенадцать витражей с  изображениями старинных городов и сел России: Боголюбово, Владимир, Кижи, Коломенское, Москва, Великий Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Псков, Ростов, Суздаль, Ярославль.

Московский журнал в соцсетях
30.10.2020
Исторический экскурс
Автор: Фарид Абдуллович Асадуллин
И.Е. Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. Холст, масло. 1822 год
«Ах, мусульмане те же русские…» №11 (359) Ноябрь 2020 Подписаться

Похороны богатого мусульманина. Москва. Большая Татарская улица. Начало XX века

Строка из поэмы Велимира Хлебникова «Хаджи-Тархан», вынесенная в заголовок статьи, очень точно, на мой взгляд, характеризует не только уникальную природу российской цивилизации, но и столицу России как исторически сложившийся центр духовных, культурных и социальных традиций многонационального народа нашей страны. В современном облике Москвы, несущем отпечаток разных эпох, отражено огромное историко-культурное наследие, спрессована историческая память евразийских народов, издавна Москву населявших и живущих здесь поныне. Обратимся к мусульманскому («азиатскому») прошлому Первопрестольной.

* * *

Знакомство Древней Руси с исламом и начало его укоренения в том числе на московских землях были обусловлены развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, а также существованием пути «из варяг в греки», проходившего через территорию древнерусского государства и связывавшего Скандинавию с Византией. В VIIVIII веках, задолго до появления на географической карте населенного пункта под названием Москва, на огромном евразийском пространстве сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в северокавказском городе Дербент и позднее в городе Болгар — столице Волжской Булгарии. Духовно-религиозный строй и культурно-бытовой уклад обитавших там народов были тесно связаны с исламом, что во многом предопределило характер их жизнедеятельности, отношений с соседями и, безусловно, не могло не сыграть важной роли в процессе формирования историко-культурного облика будущего Российского государства и его столицы1.

Феодальную Москву, представлявшую собой в начале ХII века малозначительный город-крепость, населяли, судя по исследованиям историка, археолога, антрополога М. М. Герасимова (1907–1970), представители различных евроазиатских и северных племен. Тогда «этот край, — отмечает В. О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским»2. Наряду с финно-уграми, балтами, восточными славянами — вятичами и кривичами — в древней Москве, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, жили прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские болгары. Опираясь на широкий круг источников, современный историк А. А. Формозов сделал вывод, что Подмосковье населяли племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно»3. К примеру, очевидный монголоидно-азиатский компонент просматривается в облике одного из первых москвичей — князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и знатной половчанки.

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой зародилась современная Москва, — это история смешения разновременных миграционных потоков, в том числе исходящего и с арабо-мусульманского Востока. По мнению академика В. В. Бартольда, периодом наиболее тесной связи с Востоком был для России самый ранний, дохристианский (то есть до конца Х века) период ее истории. Бассейн Волги тогда «находился под непосредственным влиянием переднеазиатских культурных элементов, в том числе мусульманских. Россия вела оживленную торговлю с Багдадским халифатом, <…> и халифские серебряные монеты в большом количестве оставались в Восточной Европе»4.

Археологические находки на территории Москвы и вокруг нее — например, в бассейне Оки и среднем течении Москвы-реки — в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VIIIIX векам, являются лучшим подтверждением слов выдающегося востоковеда. Всего в Москве и Подмосковье, по оценке бывшего главного археолога Москвы профессора А. Г. Векслера, зарегистрировано 16 кладов арабских серебряных дирхемов5. Это по времени совпадает с эпохой активного становления Арабского халифата и распространения ислама на север (Дербент, Хорезм, Таврида, Волжская Булгария). Особый интерес вызывают серебряные монеты с изображениями византийских императоров и сасанидских царей, где присутствовало имя халифа или его наместника, а также какое-нибудь краткое кораническое изречение, иногда священная формула «во имя Аллаха»....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (359) Ноябрь 2020 В этом выпуске :
Ученый, археолог и великий историк Москвы К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
«Ах, мусульмане те же русские…» Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего
Вдохновленные «уральским Гомером» Сюжеты и герои сказов Павла Петровича Бажова (1879–1950) в произведениях изобразительного искусства, в кинематографе, на театральной сцене
Свидетель четырех веков Палаты князей Голицыных в Кривоколенном переулке
«Помочь подросткам хорошо организовать свою жизнь… О существовавшей в Подмосковье в 1920–1932 годах Сухановской школе 2-й ступени
Москва 1905-й... Московское вооруженное восстание 1905 года в объективе инженера и фотографа Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939)