Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
02.10.2024
Записки москвоведа Автор: Кутейников Сергей Евгеньевич
Современный вид Некрасовки\r\n
Культурный код Некрасовки №10 (406) Октябрь 2024 Подписаться

Фрагмент карты 1812 года

Активно развивающийся район столицы Некрасовка сейчас вовсю застраивается зданиями современной архитектуры. Многоэтажная индустриальная застройка порой заслоняет — в прямом и в переносном смысле — богатую историю этого места. Предлагаем вспомнить некоторые ее страницы.

 ■ ■

Название «Некрасовка» появилось в начале прошлого века: населенному пункту дали такое имя в честь последнего владельца здешнего имения — купца 1‑й гильдии чаеторговца Егора Ивановича Некрасова. На Лубянке Некрасову принадлежал большой магазин. До сих пор на доме №7 по Лубянскому проезду сохранилась довольно странная надпись, выполненная в технике кирпичной кладки: «19 ЧАИ НЕКРАСОВА 00». Купец торговал не только чаем, но и какао, ванилью и другими колониальными товарами.

Имение и село при нем в течение 300 лет до Е.И. Некрасова и некоторое время после него называлось «Бедрино» (иногда пишут «Бердино»). seks shop Впервые оно упоминается в писцовых книгах за 1627 год как находящийся в ведении казны приселок села Котельники. По описи 1680 года в Бедрине числилась ветхая церковь Георгия Страстотерпца и четыре крестьянских двора.

В 1683 году владельцем Бедрина становится боярин Иван Михайлович Милославский. Через пять лет его вдова продала имение Алексею Петровичу Прозоровскому — сподвижнику Петра I. А затем у вдовы Прозоровского Бедрино приобрел Матвей Петрович Гагарин — комендант Москвы. Впоследствии село долго принадлежало людям скромным, не оставившим заметного следа в российской истории.

 ■ ■

Место это стало популярным в первой половине XIX века, когда имением владел Федор Федорович Кокошкин (1773–1838). В юности он служил в армии, затем учился в Московском университете, который, впрочем, не окончил. Занимал разные гражданские должности. С 1821 года состоял советником Комиссии для строений по надзору за возведением зданий Большого и Малого театров, а 30 марта 1823‑го высочайшим указом был назначен директором Московской Императорской труппы.

Кокошкин с юности участвовал в любительских спектаклях, писал и переводил пьесы, а у себя в доме на Никитском бульваре близ Арбатских ворот1 открыл салон, который посещали актеры, литераторы, драматурги — М.С. Щепкин, М.Н. Загоскин, М.А. Дмитриев, А.И. Писарев, С.Т. Аксаков и другие. Писатель В.А. Соллогуб вспоминал: «Фигура его отличалась необыкновенною оригинальностью. Он был малого роста, в рыжем парике, с большой головой и нарумяненными щеками. Носил он длинные чулки в башмаках с пряжками и атласную culotte courte (короткие штаны — кюлоты. — С. К.) черного, а иногда розового цвета. Он казался олицетворением важности, пафоса и самодовольствия. Перевод “Мизантропа” (комедия Мольера. — С. К.) предоставлял ему видное sex shop место в русской драматической литературе, и ему‑то он был обязан своим званием директора императорского театра. Он, впрочем, заботился добросовестно своею должностью. Им поощрены были дебюты П.С. Мочалова, М.С. Щепкина и В.И. Живокини, которые всегда относились к нему с благодарностью. При нем процветала актриса Сандунова. Репертуар состоял преимущественно из пьес переводных, трагедий Озерова, опереток князя Шаховского и драм Полевого»2.

Дополняют портрет нашего героя воспоминания С.Т. Аксакова: «Кокошкин беспрестанно декламировал наизусть разные стихи, даже отрывки из трагедий. Правду сказать, он даже надоедал нам своей декламацией... Орган у него был чудесный, грудь высокая и необыкновенно развитая, он мог декламировать с большим наружным жаром, не уставая, vibratör от утра до вечера; он находил в этом большое наслаждение и видимо утешался чисто взятыми верхними интонациями или полнотою грудных своих тонов. Надобно сказать, что его чтение с первого раза поражало и даже увлекало всех, что большинство людей, его слыхавших, считало Кокошкина первым, несравненным чтецом. sex shop На публичных чтениях в Обществе любителей русской словесности он был поистине великолепен: полнозвучный, сильный, приятный и выработанный голос его обнимал всю залу, и не было слушателя, который бы не слыхал явственно каждого слова, потому что произношение его было необыкновенно чисто. Но должно признаться, что истинного сердечного чувства и теплоты в его чтении не было. Услыхав Кокошкина, несколько раз читающего одну и ту же пиесу, можно было сейчас это почувствовать: одинаковость приемов, одинаковость переходов из тона в тон, несмотря на наружный жар и даже подчас вызванные слезы, обличали поддельность и недостаток истинного чувства. А потому люди, никогда не слыхавшие или очень редко слушавшие Кокошкина, слушали его с восхищением или по крайней мере с удовольствием, а люди, составлявшие его почти ежедневное общество, — со скукою и даже с досадою»3.

Актерскими приемами Федор Федорович часто пользовался в сложных политических и жизненных ситуациях. Поэт, критик, мемуарист М.А. Дмитриев передает анекдотическую историю: «По кончине государя Александра Павловича Кокошкин был то беспрестанно в печали о почившем, то в радости о восшествии на престол. Никогда еще игра его физиономии не имела такого опыта: это была совершенно sex shop официальная ода в лицах! Когда было объявлено о воцарении Константина, он всем повторял слова: “Слава Богу, мой милый! Он хоть и горяч, но сердце‑то предоброе!” По отречении Константина он восклицал с восторгом: “Благодари Бога, мой милый!” — и прибавлял вполголоса: “Сердце‑то у него доброе, да ведь кучер, мой милый, настоящий кучер!”»4.

 ■ ■

Весной 1827 года Ф.Ф. Кокошкин перенес свой салон в подмосковное имение Бедрино, пригласив друзей‑теа­тралов на природу. В поездке принимали участие композитор А.Н. Верстовский, водевилист А.И. Писарев, драматург и режиссер князь А.А. Шаховской, «презабавный оригинал» И.И. Пущин, писатель, литературный и театральный критик С.Т. Аксаков и еще два завсегдатая кокошкинского салона, чьи имена остались неизвестны5.

Проделав путь в 30 верст на двух четырехместных колясках по «весьма дурной и лесистой дороге», гости прибыли в Бедрино. «Местоположение было довольно плоское и обыкновенное, — записал первое впечатление Аксаков, — но огромная полоса воды светлела издали и красила все. Большой деревянный дом стоял на покатом пригорке недалеко от края озера, весь окруженный зеленью распустившихся лип и берез. Старый и темный парк тянулся вверх по озеру вдоль дорожки, которая живописно лепилась по самому краю берега».

После первого знакомства с усадебным домом и парком последовали два дня «активного отдыха» — катание на лодках, прогулки, рыбная ловля… Устроили и литературный вечер, в ходе которого авторы читали свои, а любители словесности — чужие произведения. Самым удачным рыбаком оказался Писарев. На второй день с утра он удалился от компании и поймал двух щук, одна из которых весила «фунтов шесть» (более 2,7 килограмма), а также полтора десятка окуней — каждый по фунту (454 грамма).

Сильное впечатление на гостей произвели плавучие острова Бедринского озера, о чем поведал С.Т. Аксаков: «Походив, мы воротились довольно поздно и нашли уже накрытый стол на берегу озера, в густой древесной тени. Обед шел живо, весело и даже шумно, как вдруг один из старинных слуг Кокошкина торжественно сказал ему: “Ваше превосходительство! Острова приплыли посмотреть, как вы изволите кушать!” Мы оглянулись и сквозь ветви дерев увидели подплывшую флотилию островов. Мы вскочили из‑за стола и сошли на берег: шесть островов, из которых некоторые были значительной величины, пригнанные легким ветерком, полукругом, тихо подходили к пристани. Мы приветствовали их громкими восклицаниями, хозяин потребовал шампанского, и мы отсалютовали полными бокалами. К вечеру острова подплыли еще ближе, потому что тут вода была глубока, но когда солнце село и ветерок потянул от запада, острова как‑то столпились и потом начали медленно отплывать. Поутру они были уже на другом конце озера»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (406) Октябрь 2024 Многоликое краеведение
Первый начальник Метростроя Об инженере-строителе и хозяйственном деятеле Павле Павловиче Ротерте (1880–1954)
Культурный код Некрасовки Экскурс в прошлое одного из современных московских районов
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
«Для приобретения познаний о нашем земном шаре» О русских географических открытиях XVII — начала XX века
«Устроить в Москве коммерческое учебное заведение…» Из истории Александровского коммерческого училища (1885–1918)
Свет памяти О времени, о жизни, о себе
Первый директор Ленинки Об историческом романисте и писателе-биографе Анатолии Корнелиевиче Виноградове (1888–1946)
Московскому зоопарку — 160 лет (1864–2024) Исторический очерк