Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Пробный поезд на станции «Ленинские горы». 1959 год
Очерки истории Московского метрополитена* №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

Участники Встречи на Эльбе у павильона станции. 1955 год Фотография А. В. Устинова

«Парк культуры»

В архитектурной эпопее московского «Кольца Победы» военные главы чередуются с мирными, повествующими о возвращении после грозных событий к нормальной обыденной жизни. Такова станция «Парк культуры». Здесь нет ни битв, ни героев, ни атрибутов ратной доблести. Не было никогда и портретов Верховного главнокомандующего. Но есть множество изображений обычных людей, занятых не великими делами, а свободным времяпрепровождением, отдыхающих, приобщающихся к культурным ценностям. На сером мраморе в торце зала поблескивает бронзовый барельефный профиль Максима Горького. Ниже — надпись: «Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького». Именно так называлась станция при своем открытии 1 января 1950 года. Позднее на схемах метро закрепилось обиходное «Парк культуры».

Станцию проектировали известный архитектор ленинградской школы, к тому времени уже сталинский лауреат И. Е. Рожин, его коллега Е. М. Маркова и инженер А. Т. Пашин. Перронный зал, заложенный на глубине 40 метров, сооружен по самой распространенной тогда пилонной трехсводчатой схеме. Но его архитектурно-художественное решение вполне оригинально.

Элементы средневекового церковного и замкового зодчества — перспективные ниши пилонов, звездчатые своды с нервюрами и розетками, а также облицовка серым с зелеными и желтыми полосами и пятнами мрамором Лопотского месторождения наполняют интерьер каким-то отрешенно-созерцательным спокойствием. Холодноватой умиротворенностью дышат беломраморные рельефы в медальонах с золоченой окантовкой, украшающих пилонные ниши. Здесь и юноша, читающий девушке стихи, и народный танец под гармошку, и юные шахматисты, и спортсмены, и цветоводы... В барельефах нет экспрессии и страстности: позы классически выверены, лица благородны, чувства сдержанны, как у античных статуй. Всего медальонов 26, сюжетов — 12. Автор — скульптор И. Л. Рабинович.

К достопримечательностям станции следует отнести наборный пол из плит мансуровского, янцевского, кашиногорского и жежелевского гранитов и черного габбро с античными меандровыми орнаментами. Мраморная облицовка путевых стен выдержана в темных тонах, хотя в первоначальном проекте предусматривалась светлой. Да и в целом станция «Парк культуры», вопреки жизнерадостному названию, — самая строгая, даже мрачная на Кольцевой линии.

Просторный наземный вестибюль возведен на месте снесенного второго павильона радиальной станции «Парк культуры». К пространству под высоким кессонированным куполом, в парусах которого помещены барельефы работы скульптора Г. И. Мотовилова, изображающие фигуры в развевающихся одеждах, похожие на ангелов, примыкают с четырех сторон кассовый зал, два лестничных помещения пересадочного узла и застекленная «апсида» эскалаторного наклона. Крестообразная купольная композиция прямо восходит к византийским и древнерусским храмам. Колонны отделаны редким алтайским мрамором Пуштулинского месторождения. Зал освещают три огромные люстры.

Внешне павильон своей архитектурой перекликается с расположенным по другую сторону Крымской площади ансамблем Провиантских складов — замечательным памятником русского ампира первой трети XIX века. Фасады, облицованные венёвским известняком, строги и лаконичны, а вход оформлен лоджией с массивной аркадой. Над дверями выхода — рельефная вставка, выполненная все тем же Мотовиловым, по сторонам — арочные ниши с ложными арками над ними — характерные элементы позднего классицизма.

«Киевская»

В 1954 году в Советском Союзе отмечали 300-летие воссоединения Украины с Россией. Размах торжеств поражал. Главным «подарком» к празднику стала передача российского Крыма в состав Украинской ССР. Более скромным, зато и более долговечным памятником знаменательной годовщины оказалась новая станция метро «Киевская-кольцевая», открытая в составе третьей очереди Кольцевой линии 14 марта. Ее проектировали киевляне и москвичи — архитекторы Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, А. А. Марова, инженеры М. В. Головинова и А. Н. Пирожкова, что придало облику вполне типичной московской станции яркий национальный украинский колорит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект