Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Пробный поезд на станции «Ленинские горы». 1959 год
Очерки истории Московского метрополитена* №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

Участники Встречи на Эльбе у павильона станции. 1955 год Фотография А. В. Устинова

«Парк культуры»

В архитектурной эпопее московского «Кольца Победы» военные главы чередуются с мирными, повествующими о возвращении после грозных событий к нормальной обыденной жизни. Такова станция «Парк культуры». Здесь нет ни битв, ни героев, ни атрибутов ратной доблести. Не было никогда и портретов Верховного главнокомандующего. Но есть множество изображений обычных людей, занятых не великими делами, а свободным времяпрепровождением, отдыхающих, приобщающихся к культурным ценностям. На сером мраморе в торце зала поблескивает бронзовый барельефный профиль Максима Горького. Ниже — надпись: «Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького». Именно так называлась станция при своем открытии 1 января 1950 года. Позднее на схемах метро закрепилось обиходное «Парк культуры».

Станцию проектировали известный архитектор ленинградской школы, к тому времени уже сталинский лауреат И. Е. Рожин, его коллега Е. М. Маркова и инженер А. Т. Пашин. Перронный зал, заложенный на глубине 40 метров, сооружен по самой распространенной тогда пилонной трехсводчатой схеме. Но его архитектурно-художественное решение вполне оригинально.

Элементы средневекового церковного и замкового зодчества — перспективные ниши пилонов, звездчатые своды с нервюрами и розетками, а также облицовка серым с зелеными и желтыми полосами и пятнами мрамором Лопотского месторождения наполняют интерьер каким-то отрешенно-созерцательным спокойствием. Холодноватой умиротворенностью дышат беломраморные рельефы в медальонах с золоченой окантовкой, украшающих пилонные ниши. Здесь и юноша, читающий девушке стихи, и народный танец под гармошку, и юные шахматисты, и спортсмены, и цветоводы... В барельефах нет экспрессии и страстности: позы классически выверены, лица благородны, чувства сдержанны, как у античных статуй. Всего медальонов 26, сюжетов — 12. Автор — скульптор И. Л. Рабинович.

К достопримечательностям станции следует отнести наборный пол из плит мансуровского, янцевского, кашиногорского и жежелевского гранитов и черного габбро с античными меандровыми орнаментами. Мраморная облицовка путевых стен выдержана в темных тонах, хотя в первоначальном проекте предусматривалась светлой. Да и в целом станция «Парк культуры», вопреки жизнерадостному названию, — самая строгая, даже мрачная на Кольцевой линии.

Просторный наземный вестибюль возведен на месте снесенного второго павильона радиальной станции «Парк культуры». К пространству под высоким кессонированным куполом, в парусах которого помещены барельефы работы скульптора Г. И. Мотовилова, изображающие фигуры в развевающихся одеждах, похожие на ангелов, примыкают с четырех сторон кассовый зал, два лестничных помещения пересадочного узла и застекленная «апсида» эскалаторного наклона. Крестообразная купольная композиция прямо восходит к византийским и древнерусским храмам. Колонны отделаны редким алтайским мрамором Пуштулинского месторождения. Зал освещают три огромные люстры.

Внешне павильон своей архитектурой перекликается с расположенным по другую сторону Крымской площади ансамблем Провиантских складов — замечательным памятником русского ампира первой трети XIX века. Фасады, облицованные венёвским известняком, строги и лаконичны, а вход оформлен лоджией с массивной аркадой. Над дверями выхода — рельефная вставка, выполненная все тем же Мотовиловым, по сторонам — арочные ниши с ложными арками над ними — характерные элементы позднего классицизма.

«Киевская»

В 1954 году в Советском Союзе отмечали 300-летие воссоединения Украины с Россией. Размах торжеств поражал. Главным «подарком» к празднику стала передача российского Крыма в состав Украинской ССР. Более скромным, зато и более долговечным памятником знаменательной годовщины оказалась новая станция метро «Киевская-кольцевая», открытая в составе третьей очереди Кольцевой линии 14 марта. Ее проектировали киевляне и москвичи — архитекторы Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, А. А. Марова, инженеры М. В. Головинова и А. Н. Пирожкова, что придало облику вполне типичной московской станции яркий национальный украинский колорит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект