Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Авторы: Алексей Константинович Светозарский, Ксения Андреевна Толоконникова
Протопресвитер Николай Колчицкий (второй слева) в южном приделе Елоховского собора
Когда «нет» сменяется «есть» №5 (365) Май 2021 Подписаться

За пределами нашего повествования останется многое — в том числе Архиерейский собор 1943 года, утвердивший патриархом многолетнего патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), и Поместный собор 1945-го, избравший патриархом митрополита Алексия (Симанского). Здесь мы сосредоточимся на московской церковной жизни, затрагивая означенные общецерковные, а также общегосударственные события лишь постольку, поскольку они имели отношение к ней.

* * *

С 1944 года изменения в церковно-государственных отношениях становятся отчетливыми, внешне заметными. Церковная жизнь входит в общественное пространство, и так продолжается примерно до 1948 года — последнего года сравнительно лояльного отношения советского государства к церкви.

Первый момент, на котором стоит остановиться, хотя и расположен вне обозначенного временного периода, но содержательно принадлежит к нему и так или иначе его предоткрывает. Это запечатленная на многочисленных фотографиях и кадрах кинохроники Пасха 1942 года, Великая суббота, когда по радио было объявлено о снятии запрета на передвижение горожан в святую ночь с 4 на 5 апреля.

Москва, как мы помним, в ту пору — еще прифронтовой город, враг всего в сотне километров. Но в Великую субботу москвичи идут в храмы освящать пасхальную снедь. Так обозначается новая советская традиция. В дореволюционной России яйца, куличи и пасхи освящались после ночной литургии, но поскольку действующих храмов осталось мало, а желавших совершить обряд было много, освящение перенеслось на Великую субботу. Что касается самой пасхальной службы, то она проходила в условиях затемнения — без традиционного крестного хода вокруг храмов и только при свечах, — но при большом стечении народа: в Елоховском Богоявленском соборе присутствовало около 6,5 тысячи человек, а всего в московских храмах — до 75 тысяч. Такие цифры приводил начальник УНКВД по Москве и Московской области М. И. Журавлев (список использованных при подготовке статьи источников см. в конце). В его же информации сообщалось, что «верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно». Так, обитавшая неподалеку от Елоховского собора жительница дома 6 по Бауманской улице М. П. Саводкина простодушно ликовала: «Вы слышали, т. Сталин разрешил хождение по Москве в пасхальную ночь всем беспрепятственно. Подумайте только, как т. Сталин заботится и думает о нас. Дай Бог ему здоровья».

Однако «был отмечен ряд отрицательных и антисоветских высказываний со стороны незначительной части церковников». «Церкви поломали, — возмущался рабочий Лихов из Перова, — а теперь разрешают ходить в ночное время, несмотря на то, что у нас осадное положение. Это все сделано для того, чтобы показать зарубежным странам, что советская власть верующих не притесняет, теперь службы в оставшихся церквах проходят с большим успехом и даже с архиереем, причем их фотографируют и посылают в разные концы света фото, чтобы показать, что наша власть не противоречит религиозным людям и не угнетает их». Фотографии действительно делались в большом количестве, некоторые из них вошли в готовившуюся тогда к печати книгу «Правда о религии в России», рассчитанную главным образом, как справедливо отметил рабочий Лихов, на зарубежного читателя...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»