Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Валентина Викторовна Русланова
Ансамбль 1-й Краснознаменной армии
Музыкант на войне №5 (365) Май 2021 Подписаться

Парад в Харбине. 1945 год

Тема музыкантов на войне мне близка, потому что мой отец Виктор Борисович Борисов (1914–?), будучи военным дирижером, прошел всю Великую Отечественную, а мой давний знакомый, виолончелист В. И. Раевский, отслужил семь лет на Дальнем Востоке, став свидетелем победы над милитаристской Японией. Сейчас Раевскому 101 год, но он помнит свою жизнь в мельчайших подробностях. Помещаемый ниже очерк составлен из рассказов Валерия Ивановича.

* * *

Родился В. И. Раевский в 1919 году в селе Старое Междуреченского района Вологодской области. Его отец, Иван Петрович Раевский, был инженером путей сообщения, мать, Антонина Ивановна, окончившая до революции гимназию и получившая аттестат домашней учительницы, работала в детском саду воспитательницей. В семье родились еще сыновья Владимир (1922–1988), Лев (1924–1945) и дочь Нина (1937–1943), которая погибла в Смоленске, засыпанная землей от взрыва немецкой бомбы. Старших ребят крестили, а Левушку «октябрили» — так назывался бытовавший на заре советской власти «красный» обряд наречения новорожденного именем.

Валерий рано полюбил музыку. Отец играл на балалайке и гитаре. Мальчик внимательно наблюдал, быстро схватывал мелодию, потом сам брал ту же балалайку и ходил, бренча на ней, по деревне в сопровождении зачарованной его игрой детворы.

В начальную школу он поступил только по переезде Раевских в Ярославль (1928). До этого детей учила Антонина Ивановна, поскольку отца посылали на такие участки железной дороги, где никаких школ не было. Окончив 8 классов, мальчик начал посещать платные занятия игры на виолончели у педагога З. Н. Семенова. Валерий показал себя одаренным ребенком, и его пригласили в ансамбль, игравший перед сеансами в местном кинотеатре.

Перспективы для дальнейшего получения музыкального образования в тогдашнем Ярославле отсутствовали, и Валерий в 1938 году поступил в Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс виолончели). Жилье ему выделили в общежитии на Трифоновской улице. Стипендии не хватало, немного помогали из дома. В октябре 1939 года Раевского вместе с другими студентами призвали в армию и направили в полк связи, располагавшийся в Уссурийске. При отправке музыкантам велели взять инструменты с собой. На Казанском вокзале у Валерия произошла неожиданная встреча с отцом, который возвращался из командировки через Москву в Ярославль.

В Уссурийске началась обычная солдатская служба: обучение специальности связиста, строевая и боевая подготовка, политзанятия, дежурства по части и на кухне… А в 1940 году В. И. Раевского определили в ансамбль 1-й Краснознаменной армии. Там ему, за неимением в коллективе музыкантов, владеющих домрой, пришлось освоить и этот инструмент.

Репертуар ансамбля был разнообразен: «Интернационал», марши советских композиторов, отечественная и зарубежная классика. Музыканты объездили с гастролями все приграничные дальневосточные воинские части — от Хабаровска до Байкала; обслуживали даже Тихоокеанский флот, несмотря на то, что у моряков имелся свой отличный ансамбль...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»