У здания Имперской канцелярии. 1945 год. Фотограф Г. Самсонов
Мне не раз доводилось расспрашивать свою свекровь С. Н. Треневу (урожденную Нечаеву) о жизни семьи во время Великой Отечественной войны. Повествование, предлагаемое вниманию читателей, написано на основе воспоминаний Светланы Николаевны, которыми она со мной успела поделиться, и документов из семейного архива.
* * *
Война застала 15-летнюю Светлану и ее 13-летнего брата Николая в городе Спас-Клепики Рязанской области в пионерском лагере, где их мама, Полина Михайловна Старовойтова-Нечаева, на тот момент работала воспитателем. Детей домой не отпустили и с началом сентября. Занятия в школе не начинались. Шло время, в лагере уже слышалась канонада. Отчим Светланы Сергей Иванович был секретарем партийной организации в типографии газеты «Известия». 12 сентября 1941 года он прислал в Спас-Клепики служебную машину. Полина Михайловна отправила сына и дочь в Москву под присмотром шофера, а сама осталась в Спас-Клепиках с вверенными ее попечению детьми, чтобы сопровождать их выезд, планировавшийся чуть позже. По возвращении в столицу Светлана и Николай должны были собрать свои вещи для предстоящей эвакуации.
Когда машина ехала из пионерлагеря, в небе внезапно появился немецкий самолет, который начал снижаться. Водитель велел детям немедленно выбраться из салона, бежать к опушке леса и там лечь на земле за порослью. Спаслись. Во время обстрела пилот спикировал так низко, что Светлана ясно разглядела сквозь стекло кабины его лицо, шлем, наушники. Рассказывая об этом, она говорила, что ощущает ужас, который испытала тогда.
Второй налет случился в Егорьевске, в 90 километрах от Спас-Клепиков. Машина двигалась по пустым улицам. Народу никого. Жутко. При появлении самолета, который, казалось, вот-вот начнет задевать крыши, шофер скомандовал пассажирам скрыться под аркой жилого дома. Дети стояли там с четким приказом «не высовываться». И на этот раз пронесло. Оставшиеся до Москвы 120 километров миновали благополучно.
В первую же ночь Светлана вызвалась вместе с другими жильцами дежурить на крыше своего дома на Кутузовском проспекте (№ 1/7), чтобы сбрасывать вниз падавшие с вражеских самолетов зажигательные бомбы.
Полина Михайловна прибыла из лагеря 13 сентября вместе с основной группой детей. Домой она даже не забежала: в этот день началась эвакуация семей сотрудников газеты «Известия», поэтому маме Светланы пришлось ехать прямо на вокзал. Отчима оставили для партийной работы Москве.
Светлану с братом все тот же шофер доставил на Казанский вокзал. Там сутки провели в зале ожидания. Неожиданно в помещении отключили электричество. Когда свет дали, девочка обнаружила, что исчез ее новенький кожаный портфель с учебниками. Кто-то позарился — в такое-то время...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru