Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Вера Леонидовна Кошелева
Борис Александрович Соколов. Берлин. Май 1945 года
Летописцы священной войны №5 (365) Май 2021 Подписаться

Георгий Кузьмич Епифанов

Одними из первых в советском искусстве события Великой Отечественной войны отобразили в своих произведениях операторы и режиссеры документального кино. Через несколько часов после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз кинооператоры-добровольцы1 вылетели на передовую. Благодаря их мужеству и оперативности уже 25 июня 1941 года в очередном выпуске «Союзкиножурнала» демонстрировался первый киноочерк с фронта. За первые месяцы войны фронтовые операторы сняли боевые эпизоды для 70 выпусков «Союзкиножурнала». Вскоре появились и полнометражные документальные фильмы, запечатлевшие, в частности, битву под Москвой, оборону Ленинграда2 и Севастополя3.

Кинематографисты стремились во всем величии отразить ратный труд наших солдат и офицеров. Для решения этой задачи при штабе каждого фронта, а также на всех флотах, в авиачастях и в партизанских отрядах были созданы группы кинооператоров, руководители которых поддерживали постоянный контакт с командованием, что позволяло фронтовым кинооператорам ориентироваться в складывающейся обстановке и вовремя прибывать на ключевые участки боевых операций. Люди с камерами шли в первых рядах наступающих бойцов; рискуя жизнью, снимали из танковых люков, из кабин истребителей и бомбардировщиков, с палуб крейсеров, эсминцев, торпедных катеров. Нередко им приходилось менять камеру на винтовку или автомат, участвовать в штыковых атаках — при этом они ни на минуту не забывали о своей творческой миссии: запечатлеть, увековечить происходящее.

В годы Великой Отечественной войны на передовой действовало свыше 250 кинооператоров4. Во фронтовых киногруппах вместе с профессионалами-кинохроникерами работали операторы научно-популярного и художественного кино, а также выпускники ВГИКа5. Не уступая товарищам в мастерстве и выносливости, бесстрашно вели съемки боевых эпизодов операторы-женщины — Мария Ивановна Сухова, Оттилия Болеславовна Рейзман, Галина Николаевна Захарова, Вера Робертовна Лезерсон6. Каждый второй из фронтовых кинооператоров был ранен, каждый четвертый — убит7. Имена павших увековечены на мраморных досках в Центральной студии документальных фильмов8.

За творческие заслуги и доблесть, проявленную на полях сражений, фронтовые кинооператоры неоднократно награждались орденами и медалями; 67 человек удостоились Сталинской премии. Ими было снято свыше 3,5 миллиона метров пленки. Весь этот обширный материал, имеющий исключительное историческое и художественное значение, вошел в специальный фонд — «Кинолетопись Великой Отечественной войны». «Грандиозная эпопея, запечатленная на кинопленке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знающим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия»9. На основе этого материала в годы войны было создано и выпущено на экраны свыше 500 киножурналов и киновыпусков, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма. Над ними трудились такие выдающиеся режиссеры, как В. Н. Беляев, А. П. Довженко, Л. В. Варламов, Ф. И. Киселев. И. П. Копалин, Я. М. Посельский, Ю. Я. Райзман, М. Я. Слуцкий и другие. Особо отмечается большой вклад в творческий процесс режиссеров-женщин, в том числе Е. И. Свиловой, И. Ф. Сеткиной, М. Е. Славинской, Ю. И. Солнцевой, Л. И. Степановой10...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»