Георгий Кузьмич Епифанов
Одними из первых в советском искусстве события Великой Отечественной войны отобразили в своих произведениях операторы и режиссеры документального кино. Через несколько часов после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз кинооператоры-добровольцы1 вылетели на передовую. Благодаря их мужеству и оперативности уже 25 июня 1941 года в очередном выпуске «Союзкиножурнала» демонстрировался первый киноочерк с фронта. За первые месяцы войны фронтовые операторы сняли боевые эпизоды для 70 выпусков «Союзкиножурнала». Вскоре появились и полнометражные документальные фильмы, запечатлевшие, в частности, битву под Москвой, оборону Ленинграда2 и Севастополя3.
Кинематографисты стремились во всем величии отразить ратный труд наших солдат и офицеров. Для решения этой задачи при штабе каждого фронта, а также на всех флотах, в авиачастях и в партизанских отрядах были созданы группы кинооператоров, руководители которых поддерживали постоянный контакт с командованием, что позволяло фронтовым кинооператорам ориентироваться в складывающейся обстановке и вовремя прибывать на ключевые участки боевых операций. Люди с камерами шли в первых рядах наступающих бойцов; рискуя жизнью, снимали из танковых люков, из кабин истребителей и бомбардировщиков, с палуб крейсеров, эсминцев, торпедных катеров. Нередко им приходилось менять камеру на винтовку или автомат, участвовать в штыковых атаках — при этом они ни на минуту не забывали о своей творческой миссии: запечатлеть, увековечить происходящее.
В годы Великой Отечественной войны на передовой действовало свыше 250 кинооператоров4. Во фронтовых киногруппах вместе с профессионалами-кинохроникерами работали операторы научно-популярного и художественного кино, а также выпускники ВГИКа5. Не уступая товарищам в мастерстве и выносливости, бесстрашно вели съемки боевых эпизодов операторы-женщины — Мария Ивановна Сухова, Оттилия Болеславовна Рейзман, Галина Николаевна Захарова, Вера Робертовна Лезерсон6. Каждый второй из фронтовых кинооператоров был ранен, каждый четвертый — убит7. Имена павших увековечены на мраморных досках в Центральной студии документальных фильмов8.
За творческие заслуги и доблесть, проявленную на полях сражений, фронтовые кинооператоры неоднократно награждались орденами и медалями; 67 человек удостоились Сталинской премии. Ими было снято свыше 3,5 миллиона метров пленки. Весь этот обширный материал, имеющий исключительное историческое и художественное значение, вошел в специальный фонд — «Кинолетопись Великой Отечественной войны». «Грандиозная эпопея, запечатленная на кинопленке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знающим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия»9. На основе этого материала в годы войны было создано и выпущено на экраны свыше 500 киножурналов и киновыпусков, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма. Над ними трудились такие выдающиеся режиссеры, как В. Н. Беляев, А. П. Довженко, Л. В. Варламов, Ф. И. Киселев. И. П. Копалин, Я. М. Посельский, Ю. Я. Райзман, М. Я. Слуцкий и другие. Особо отмечается большой вклад в творческий процесс режиссеров-женщин, в том числе Е. И. Свиловой, И. Ф. Сеткиной, М. Е. Славинской, Ю. И. Солнцевой, Л. И. Степановой10...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru