Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
Нравы и характеры
Автор: Елена Валерьевна Девятова
Валуево. Въездные ворота и усадебный дом. Фотография А.Н. Греча. 1920-е годы
Василий Львович Пушкин в театральных креслах №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Л.П. -А. Бишебуа, Н.М.Ж. Шапюи. Марфино. Литография. 1840-е годы

Василий Львович старался не пропустить ни одной театральной премьеры. Его переписка с друзьями содержит любопытные замечания об игре актеров и новых постановках, впечатления от участия в домашних спектаклях. Мемуарист Ф. Ф. Вигель: «В восемнадцать лет на званых вечерах читал он длинные тирады из трагедий Расина и Вольтера, авторов мало известных в России, и таким образом знакомил ее с ними; двадцати лет на домашних театрах играл уже он Оросмана в “Заире” и писал французские куплеты» (драма Вольтера «Заира» являлась своего рода переложением шекспировского «Отелло»; в ней рассказывается о трагической любви плененной француженки Заиры к иерусалимскому султану Оросману).

С 1791 по 1796 год В. Л. Пушкин служил в Петербурге и, конечно, посещал столичные театры. Тогда «давали трагедии: русские — Сумарокова, французские — Корнеля, Расина, Вольтера; комедии оригинальные и переводные — Мольера, Детуша, Реньяра, оперы Моцарта и прочих первостатейных авторов; фарсы, водевили были неизвестны, и сказанные гении имели случаи высказать превосходные свои дарования. Содержания балетов были или исторические, или баснословные, известные зрителям».

Во время путешествия по Европе (1803–1804) Василий Львович встречался с видными немецкими и французскими актерами и драматургами. «Он играет так натурально, так хорошо, что я, хотя по-немецки знаю плохо, но понимал все», — писал он Н. М. Карамзину о немецком артисте Иффланде. У француза Тальма, преподававшего навыки декламации Наполеону, Василий Львович сам не преминул взять уроки сценической речи. В доме мадам Рекамье, хозяйки литературно-политического салона, познакомился со «славной актрисой Дюшеноа». По его мнению, она «чрезмерно дурна лицом, но играет в трагедиях прекрасно».

Между тем актеров В. Л. Пушкин судил строго. Рассказывая о спектакле с участием Е. С. Семеновой, он жаловался поэту князю П. А. Вяземскому: «Я ее видел, играющую Клитемнестру в “Ифигении”. Прекрасно! но прочих нужно гнать со сцены помелом. Это не актеры, а разбойники». А в письме к штабс-ротмистру В. С. Апраксину рассуждал: «Дурной тон — самое скверное как на сцене, так и в гостиной. Наши драматические писатели, даже самые талантливые, совершенно не знали большого света и видали хорошее общество только через игольное ушко — вот почему в их комедиях так много дурного вкуса и нелепостей»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»