Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
Нравы и характеры Автор: Елена Валерьевна Девятова
Валуево. Въездные ворота и усадебный дом. \r\nФотография А.Н. Греча. 1920-е годы
Василий Львович Пушкин в театральных креслах №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Л.П. -А. Бишебуа, Н.М.Ж. Шапюи. Марфино. Литография. 1840-е годы

Василий Львович старался не пропустить ни одной театральной премьеры. Его переписка с друзьями содержит любопытные замечания об игре актеров и новых постановках, впечатления от участия в домашних спектаклях. Мемуарист Ф. Ф. Вигель: «В восемнадцать лет на званых вечерах читал он длинные тирады из трагедий Расина и Вольтера, авторов мало известных в России, и таким образом знакомил ее с ними; двадцати лет на домашних театрах играл уже он Оросмана в “Заире” и писал французские куплеты» (драма Вольтера «Заира» являлась своего рода переложением шекспировского «Отелло»; в ней рассказывается о трагической любви плененной француженки Заиры к иерусалимскому султану Оросману).

С 1791 по 1796 год В. Л. Пушкин служил в Петербурге и, конечно, посещал столичные театры. Тогда «давали трагедии: русские — Сумарокова, французские — Корнеля, Расина, Вольтера; комедии оригинальные и переводные — Мольера, Детуша, Реньяра, оперы Моцарта и прочих первостатейных авторов; фарсы, водевили были неизвестны, и сказанные гении имели случаи высказать превосходные свои дарования. Содержания балетов были или исторические, или баснословные, известные зрителям».

Во время путешествия по Европе (1803–1804) Василий Львович встречался с видными немецкими и французскими актерами и драматургами. «Он играет так натурально, так хорошо, что я, хотя по-немецки знаю плохо, но понимал все», — писал он Н. М. Карамзину о немецком артисте Иффланде. У француза Тальма, преподававшего навыки декламации Наполеону, Василий Львович сам не преминул взять уроки сценической речи. В доме мадам Рекамье, хозяйки литературно-политического салона, познакомился со «славной актрисой Дюшеноа». По его мнению, она «чрезмерно дурна лицом, но играет в трагедиях прекрасно».

Между тем актеров В. Л. Пушкин судил строго. Рассказывая о спектакле с участием Е. С. Семеновой, он жаловался поэту князю П. А. Вяземскому: «Я ее видел, играющую Клитемнестру в “Ифигении”. Прекрасно! но прочих нужно гнать со сцены помелом. Это не актеры, а разбойники». А в письме к штабс-ротмистру В. С. Апраксину рассуждал: «Дурной тон — самое скверное как на сцене, так и в гостиной. Наши драматические писатели, даже самые талантливые, совершенно не знали большого света и видали хорошее общество только через игольное ушко — вот почему в их комедиях так много дурного вкуса и нелепостей»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»