Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 октября 1934 года

Некто А. Чинский опубликовал в газете «Вечерняя Москва» статью, посвященную «пушкарям‑моментальщикам». Так называли уличных фотографов, делающих моментальные снимки. Пушками тогда называли фотоаппараты, имевшие длинный объектив. «Еще в прошлом году Моссовет вынес постановление, [согласно которому] к концу 1933 года <…> на место пушкарей‑моментальщиков должны прийти удобные и изящные фотопавильоны». Как видно по карикатуре из журнала «Крокодил», в 1930‑х годах москвичи любили сниматься в образах полярников.

4 октября 1951 года

Московский Театр сатиры начал новый сезон спектаклем «Свадьба с приданым» по пьесе Н. М. Дьяконова. Спектакль пользовался большим успехом, что привело к созданию одноименного кинофильма, который вышел на экраны в 1953 году. Пьесу автор написал на своем родном языке — коми, а перевод на русский выполнил драматург А. Г. Глебов. 

8 (19) октября 1787 года

Родился генерал‑майор Петр Николаевич Ермолов (ум. 1844) — участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов, двоюродный брат знаменитого генерала Алексея Петровича Ермолова (1772–1861), адъютантом которого служил в бытность свою в Кавказском корпусе.

11 (24) октября 1902 года

Городская управа наложила штраф на Московское газовое общество за слабое горение газовых фонарей в течение минувшего месяца в районах Кремля, Пречистенки, Большой Садовой улицы и бульваров. Подобные взыскания неоднократно делались и ранее.

12 октября 1924 года

На стадионе, располагавшемся на Гороховской улице (ныне — улица Казакова), прошли Первые всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием восьми аэростатов. Программа включала соревнования по достижению наибольшей высоты, продолжительности и дальности полета, а также «погоню за аэростатом» на автомобилях.

15 октября 1934 года

На станцию «Комсомольская» Московского метрополитена прибыл пробный состав. Для пассажиров станция открылась в мае 1935‑го.

28 октября 1998 года

В столице был открыт Бережковский мост через Москву‑реку, соединивший районы Раменки и Хамовники.

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
Далекое и близкое
Автор: Светлана Николаевна Рыбакова
М.С. Решетнев. Особняк XVIII века в Армянском переулке. Холст, масло. 1993 год
Осененные памятью о Тютчеве №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Панорама господского дома. 2018 год

По необъяснимому стечению обстоятельств ни в Москве, ни в Петербурге до конца ХХ века не было музея Ф. И. Тютчева. Однако, думается, рано или поздно сама жизнь исправляет подобные ошибки. В начале 1990-х годов неожиданно для многих московская усадьба Гагариных — Тютчевых вернулась из небытия в качестве сокровенного тютчевского «места памяти». И за последние десять лет возникла неразрывная связь между ним и другими подобными местами — Государственным мемориальным историко-литературным музеем-усадьбой Ф. И. Тютчева «Овстуг» (родиной Федора Ивановича), музеем-заповедником «Усадьба Мураново», санкт-петербургским Воскресенским Новодевичьим монастырем, на кладбище которого находятся могилы поэта и членов его семьи. На надгробном кресте Ф. И. Тютчева его супруга установила икону-медальон «Спас Вседержитель». История иконы удивительна, как и история ее копий, обретших каждая собственную судьбу…

* * *

Красивый дом городской усадьбы Гагариных — Тютчевых считается одним из самых старых в Москве — ему более 400 лет. Усадебная территория была немалой: главный фасад и южный флигель выходят в Армянский переулок, северный флигель — в Сверчков переулок, а в позапрошлом веке здесь имелись ворота, смотревшие в Девяткин переулок.

Хотя дом относят к эпохе зрелого классицизма, он совсем не соответствует требованиям его канонов, поскольку возводился не на пустом месте. У москвоведа В. В. Сорокина читаем, что реставрационные работы, проводившиеся в усадьбе, показали: в XVIXVII веках посредине двора стояли деревянные палаты на белокаменном подклете. Впоследствии часть подклета надстроили каменным жилым этажом, над другой же частью в начале XVIII столетия соорудили двухэтажные палаты в стиле петровского барокко.

Владение предположительно принадлежало боярам Милославским, а в 1689 году отошло в казну. В 1730‑х годах оно стало собственностью устюжского воеводы Я. И. Дашкова, в 1770‑х хозяйкой являлась П. Я. Мят­лева (бабушка поэта И. П. Мят­лева, знакомого А. С. Пушкина), позднее — М. В. Дмитриев-Мамонов, князь Д. А. Волконский, Н. А. Глебов, А. И. Дубровский. В 1790 году усадьба досталась князю Ивану Сергеевичу Гагарину (1752–1810) и его жене Марии Алексеевне (1756–1804).

В это время М. Ф. Казакову поручили перестроить старые палаты, включив их в объем вновь возводимого дома. Перед Матвеем Федоровичем стояла сложная задача — создать классическую усадьбу на месте обширного владения неправильной формы с многочисленными постройками разных лет. Казаков справился превосходно.

Архитектор-реставратор Н. В. Ильенкова, работавшая здесь в конце 1970-х годов, свидетельствовала: «В этом памятнике истории и зодчества соединены разные эпохи и стили. Не дом, а история архитектуры! Почерк великого Казакова, например, виден в левой части здания, где сохранилась старинная лестница с прекрасно продуманным двусторонним освещением. Но в ходе исследований, проводившихся в недрах сооружения, удалось обнаружить характерные черты, присущие XVII и даже XVI векам! Однажды проем, пробитый в толще стены, круто и глубоко увел реставраторов под древние своды, и им открылись четыре просторные белокаменные палаты общей площадью около 500 кв. метров. Архитекторы определили возраст — им 400 лет! Потом нашлось и доказательство — красный терракотовый изразец, типичный для XVI столетия».

В 1810 году домовладение было продано Тютчевым — Ивану Николаевичу (1768–1846) и Екатерине Львовне, урожденной Толстой (1776–1866), родителям Федора. При них в 1810–1820-х годах в усадьбе, случалось, жили одновременно до ста человек — прислуга, дворня, родственники, гости со своей прислугой... В такой радушной обстановке баловнем семьи Ф. И. Тютчев провел детство и юность.

Здесь начиналось его становление как поэта. Первое из дошедших до нас тютчевских стихотворений, датированное 1814 годом, называлось «Любезному папеньке!» Феде тогда исполнилось 11 лет. В 1815 году он написал стихотворение «На новый 1816 год» («О время! Вечности подвижное зерцало!..»). 22 февраля 1818-го его стихотворение «Вельможа. Подражание Горацию» было прочитано на заседании Общества любителей российской словесности, избравшего юного поэта своим членом. В 1819‑м состоялась первая публикация в «Трудах» Общества (стихотворение «Послание Горация к Меценату»), в это время Ф. И. Тютчев — уже студент Московского университета. 6 июля 1820 года стихотворение «Урания» читалось на торжественном годовом университетском собрании, и автор удостоился похвального листа «За отличные успехи и поведение»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»