Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 мая 1945 года

Завершилась операция по взятию Берлина. Участник этих событий артиллерист А. Н. Бессараб писал:  «2 мая в 10 часов утра все вдруг затихло, прекратился огонь. И все поняли, что что‑то произошло. Мы увидели белые простыни, которые “выбросили” в Рейхстаге, здании Канцелярии и Королевской оперы, которые еще не были взяты. Оттуда повалили целые колонны. Впереди нас проходила колонна, где были генералы, полковники, потом за ними солдаты. Шли, наверное, часа три».

8 мая 1945 года

В пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил, который вступал в силу 9 мая. Советский Союз капитуляцию принял, но мир с Германией не заключал, таким образом юридически оставаясь в состоянии войны с ней до 1955 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

9 мая 1945 года

Диктор Ю. Б. Левитан объявил по радио: «Война окончена! Фашистская Германия полностью разгромлена!» Вечером в Москве прогремел грандиозный салют. Апофеозом празднований этого года стал проведенный 24 июня на Красной площади Парад Победы.

9 мая 1955 года

В СССР праздновалась первая годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
Это, кстати, был рабочий день; выходным 9 мая стало только в 1965 году.

9 мая 1965 года

В 20‑ю годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны впервые на военный парад было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем выступал Герой Советского Союза полковник К. Я. Самсонов. Его ассистентами были Герои Советского Союза сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария, которые в мае 1945‑го водрузили это знамя над Рейхстагом.

9 мая 1995 года

В честь 50‑летия Победы состоялись парад ветеранов на Красной площади и парад войск Московского гарнизона на Поклонной горе, рядом с Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, который был торжественно открыт в тот же день. В параде участвовало около 15 тысяч солдат и офицеров. Проход техники был перенесен на Кутузовский проспект из‑за строительных работ на Манежной площади, а также из‑за реставрации здания Государственного Исторического Музея с восстановлением Иверских (Воскресенских) ворот.

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
История, истории... Автор: Леонид Михайлович Видгоф, Мария Александровна Котова, Олег Андершанович Лекманов
М.А. Булгаков с Любовью Евгеньевной Белозерской
Время, вернись! №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Памятник А.С. Пушкину на Тверском бульваре

В 2021 году исполняется 35 лет со дня смерти видного советского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986). Он родился в Одессе, первый этап его биографии связан с этим городом. Но в 1922 году Валентин Катаев перебрался в Москву, и с этого времени его дальнейшая жизнь была московской. В 1978 году Катаев опубликовал книгу «Алмазный мой венец», мемуарно-художественную прозу, в которой писатели и поэты 1920–1930‑х годов выступают под придуманными автором именами-прозвищами («ключик», «мулат», «птицелов» и т. п.). Катаев написал не воспоминания в строгом смысле, а именно художественное произведение, реальность преобразована в книге авторской фантазией, действительность подверглась своего рода мифологизации. «Алмазный мой венец» вызвал ожесточенные споры, у книги нашлись как любители и сторонники авторского видения, так и яростные противники.

Полная разного рода намеков, скрытых и прямых цитат, упоминаний подробностей ушедшего времени, книга В. Катаева несомненно нуждается в комментарии. М. А. Котова и О. А. Лекманов при участии Л. М. Видгофа подготовили такой комментарий, и в 2004 году московское издательство «Аграф» выпустило книгу «В лабиринтах романа-загадки. Комментарий к роману В. П. Катаева “Алмазный мой венец”». Книга обладает определенными достоинствами, это хорошо подготовленный труд, но у нее есть, как обычно, и недостатки. Главный из них — причем наличие его никак нельзя поставить в вину авторам комментария — отсутствие в книге текста самого романа. К сожалению, комментаторам не удалось получить согласие наследников В. П. Катаева на публикацию своей работы вместе c комментируемым произведением. Кроме того, книга 2004 года не свободна от некоторых неточностей. Одна из самых досадных — неверно указан адрес Катаева в 1920-е годы: вместо необходимого «Мыльников переулок, д. 4, кв. 2А» по оплошности напечатано, что писатель жил в Мыльникове переулке в доме 2 (кв. 2А).

В недавнее время авторы комментария предприняли попытку переиздать свою работу, на этот раз вместе с текстом романа. Комментарий был расширен, неточности были устранены. Но согласия на публикацию романа в сочетании с комментарием снова не было получено.

Хочется верить, что пройдет время и «Алмазный мой венец» и комментарий к нему все-таки встретятся в одной книге, под одной обложкой.

Леонид Видгоф, будучи, в частности, московским краеведом, отвечал в общей работе за объяснение московских реалий в книге Катаева (а в ней Москва представлена широко и интересно). Но и в эту часть работы внесли свой существенный вклад О. А. Лекманов и М. А. Котова. Заручившись согласием коллег по созданию комментария, Л. Видгоф предлагает всем интересующимся ознакомиться с обширными выдержками из общего труда, которые получили название «Московский комментарий». Цитаты из романа сопровождают пояснения. Фотоматериалы дополняют текст. Название романа ниже обозначается как АМВ. Цитаты из романа приводятся с указанием страниц по изданию: Катаев В.П. Трава забвенья. М.: Вагриус, 2000 (в этом издании помещены две книги Катаева — «Алмазный мой венец» и «Трава забвенья»). Рядом с указанием на страницу в цитируемом издании ставится порядковый номер комментария, чтобы поясняемый фрагмент текста мог быть легко найден в любом другом издании АМВ.

1. С. 20. Не могу взять грех на душу и назвать их подлинными именами. Лучше всего дам им всем прозвища, которые буду писать с маленькой буквы, как обыкновенные слова: ключик, птицелов, эскесс… Исключение сделаю для одного лишь Командора. Его буду писать с большой буквы... «Командор» в романе — Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930). Его «псевдоним» в АМВ, по замечанию исследователя, отразил сочетание в Маяковском «бендеровского озорства с величественностью Каменного Гостя» (Ронен О. «Инженеры человеческих душ»: к истории изречения // Лотмановский сборник. 2. М., 1997. С. 393). В АМВ о Маяковском говорится часто, но понемногу, вероятно, потому, что до этого он уже побывал одним из главных героев катаевской повести «Трава забвенья» (1964–1967). Но и в АМВ сказано о восхищенном восприятии стихов Маяковского Катаевым и его друзьями: «Боже мой, как мы тогда упивались этими стихами…» (с. 130). Отношение Маяковского к Катаеву было доброжелательным, что не исключало и критических выпадов: см. иронические строки из стихотворения Маяковского «Соберитесь и поговорите-ка» (1928): «Мы знаем, / чем / фарширован Катаев, / и какие / формы у Катаева», а также реплику Маяковского об очерке Катаева «То, что я видел» (Литературная газета. 1929. № 11), прозвучавшую в выступлении поэта на Дне комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 г.: «Очень часто говорят, что писатель должен войти в производство, а для этого какой-нибудь Катаев покупает за сорок копеек блокнот, идет на завод, путается там среди грохота машин, пишет всякие глупости в газете и считает, что он свой долг выполнил. А на другой день начинается, что это — не так и это — не так» (Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. Т. 12. М., 1959. С. 426). По сведениям, исходящим от недоброжелателей Катаева, в последний вечер жизни автора «Во весь голос» Катаев «подсказал Маяковскому выход», «крикнув ему вслед: “Не вздумайте повеситься на подтяжках!”» (Гофф И.А. На белом фоне. Рассказы. Воспоминания. М., 1993. С. 21).

В конце 1929 г. Катаев переехал из Мыльникова переулка (одно из важнейших мест в московской топографии АМВ — см. ниже) в Малый Головин переулок у Сретенки; см. «Вся Москва» на 1930 г. — «Алфавитный указатель лиц, упомянутых в справочнике», с. 379: «Катаев Валент. Петр., писатель. М. Головин п., 12, кв. 1. Т. 5-77-51 (Газ. “Гудок”)». См. также: Романюк С.К. Из истории московских переулков. М., 1988. С. 284. Квартира была в первом этаже. Катаев вспоминал о том, что Маяковский провел у него ночь перед своей кончиной. Маяковский, пишет Катаев в повести «Трава забвенья», «внимательно смотрел в мое маленькое окно почти на уровне земли, выходившее во двор извозчичьего трактира, одной из тех чайных, каких в то время осталось еще довольно много по переулкам Сретенки. Двор был заставлен кончавшими свой век ободранными пролетками, и лошади с надетыми на морды торбами заглядывали в окошко, встречаясь взглядами с Маяковским, по-видимому, чувствуя его хорошее к себе отношение» (Катаев В.П. Трава забвенья // Катаев В.П. Трава забвенья. М.: Вагриус, 2000. С. 355). Об извозчичьем дворе и трактире под вывеской «Бухта» упоминает и Юрий Олеша в записи, датированной 10 декабря 1930 г. (Олеша жил тогда у Катаева). Олеша переиначивает название переулка: он называет Малый Головин Малым Половинным переулком. Комментатор «Книги прощания» В. В. Гудкова (Олеша Ю.К. Книга прощания. М., 2001) ошибочно отождествляет «Малый Половинный» с Мыльниковым переулком. Мыльников переулок находится не у Сретенки, а у Чистых прудов, причем не имеется никаких данных о пивных или чайных в Мыльниковом переулке в конце 1920-х гг. Зато в справочнике «Вся Москва» на 1929 г. упоминается столовая «Москоопстол», помещавшаяся там же, где жил Катаев: «“Москоопстол”, кооп. Т-во — Головин пер., 12/11» (раздел справочника «Торговые предприятия», с. 707).

2. С. 20. А, например, щелкунчик будет у меня, как и все прочие, с маленькой буквы, хотя он, может быть, и заслуживает большой буквы, но ничего не поделаешь: он сам однажды, возможно, даже бессознательно назвал себя в автобиографическом стихотворении с маленькой буквы: <…> Ох, как крошится наш табак, щелкунчик, дружок, дурак!» Имеется в виду Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938). Цитируется его стихотворение «Куда как страшно нам с тобой…», обращенное к жене поэта. Отношение Мандельштама к Катаеву было двойственным. Согласно воспоминаниям Н. Я. Мандельштам, «О. М. хорошо относился к Катаеву. “В нем есть настоящий бандитский шик”, — говорил он» (Мандельштам Н.Я. Воспоминания // Мандельштам Н.Я. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2017. С. 370). Ср. в конспекте, который Н. А. Подорольский вел на вечере Катаева 14.03.1972 г.: «С Мандельштамом дружили» (ОР РГБ. Ф. 831. Карт. 3. Ед. хр. 64). Заслуживает быть упомянутым то обстоятельство, что в 1930‑е гг. Катаев помогал Мандельштаму и его жене материально. Свидетельство В. В. Шкловской-Корди: «Осип Эмильевич говорил Катаеву: “Почему ты так… Назначь мне сто рублей в месяц. Тебе это ничего не стоит. Но регулярно. Чтобы мне не просить каждый раз”» (Осип и Надежда Мандельштамы в рассказах современников. М., 2002. С. 108). В письме-доносе Н. И. Ежову от 16 марта 1938 г. генеральный секретарь СП СССР В. П. Ставский сообщал: «Его <Мандельштама. — Коммент.> поддерживают, собирают для него деньги, делают из него “страдальца” — гениального поэта, никем не признанного. В защиту его открыто выступали Валентин Катаев, И. Прут и другие литераторы, выступали остро» (Цит. по: Нерлер П.М. Слово и «Дело» Осипа Мандельштама. Книга доносов, допросов и обвинительных заключений. М., 2010. С. 93). См. также протокол допроса О. Мандельштама от 17 мая 1938 г. — поэт говорил о том, что читал свои стихи на квартире у Катаева и что Катаев оказывал ему «материальную поддержку» (Там же. С. 102). Появление в АМВ прозвища Мандельштама вслед за прозвищем Маяковского было «предсказано» в «Траве забвенья», где описана встреча этих двух поэтов в бывшем магазине Елисеева на Тверской: «Однажды в этом магазине, собираясь в гости к знакомым, Маяковский покупал вино, закуски и сласти. <…> Именно в этот момент в магазин вошел Осип Мандельштам — маленький, но в очень большой шубе с чужого плеча до пят — и с ним его жена Надюша с хозяйственной сумкой. Они быстро купили бутылку “каберне” и четыреста граммов сочной ветчины самого высшего сорта. Маяковский и Мандельштам одновременно увидели друг друга и молча поздоровались». Мандельштам, по словам Катаева, «был в этот момент деревянным щелкунчиком с большим закрытым ртом, готовым раскрыться как бы на шарнирах и раздавить Маяковского, как орех. Сухо обменявшись рукопожатием, они молчаливо разошлись. Маяковский довольно долго еще смотрел вслед гордо удалявшемуся Мандельштаму, но вдруг… протянул руку, как на эстраде, и голосом, полным восхищения, даже гордости, произнес на весь магазин из Мандельштама: — “Россия, Лета, Лорелея”» (Катаев В.П. Трава забвенья // Катаев В.П. Трава забвенья. М.: Вагриус, 2000. С. 359–360).

3. С. 20. Ю.О. я уже назвал ключиком. Ведь буква Ю — это, в конце концов, и есть нечто вроде ключика. А остальные прописные О иллюминаторов были заглавные буквы имен его матери и жены. «Ключик» в АМВ — Юрий Карлович Олеша (1899–1960), ближайший друг-соперник юности и молодости Катаева. «— Можно свистеть вальс и не только на двенадцати косточках. Я умею свистеть и ключиком… — Ключиком? Как? Покажи. У меня есть чудный ключик…» (Олеша Ю.К. Три толстяка // Олеша Ю.К. Избранные сочинения. М., 1956. С. 212). Ср. также в мемуарах Л. Славина о Ю. Олеше (напечатанных в сборнике, который Катаев, без сомнения, штудировал и где его воспоминания симптоматично отсутствуют): «Как уловить его музыкальный ключ <курсив наш. — Коммент.>, весь этот контрапункт ума, изящного лукавства, завораживающего полета мысли?» (Славин Л.И. // Воспоминания о Юрии Олеше. М., 1975. С. 11). Стилистика прозы Олеши кардинально повлияла на поэтику позднего Катаева. Ср. с мнением В. Б. Шкловского о Катаеве: «Он попал под влияние Олеши и никогда не мог от него освободиться» (Чудаков А.П. Спрашиваю Шкловского // Литературное обозрение. 1990. № 6. С. 96) и со свидетельством Б. Е. Галанова: «…мне доводилось слышать от Валентина Петровича, что своей новой “прозой” он во многом обязан Олеше» (Галанов Б.Е. В. Катаев. Размышления о мастере и диалоги с ним. М., 1989. С. 210–211). Ср. также в конспекте, который вел Н. А. Подорольский на вечере Катаева 14 марта 1972 г.: «Влиял Олеша. Завидовал ему “зеленой завистью”» (ОР РГБ. Ф. 831. Карт. 3. Ед. хр. 64). По воспоминаниям Е. А. Попова, на встрече с молодыми литераторами в 1977 г. Катаев назвал Олешу «лучшим писателем XX века», «величие которого состоит в том, что он, вместе с Катаевым, изобрел “ассоциативную прозу”» (Попов Е.А. Подлинная история «Зеленых музыкантов». М., 1999. С. 270). Об отношении Олеши к писательскому дару Катаева см., например, в мемуарах В. Ф. Огнева: «Помню <…>, что Юрий Карлович говорил о Катаеве, приводил его блистательные сравнения» (Огнев В.Ф. Амнистия таланту. Блики памяти. М., 2001. С. 263). О взаимоотношениях Катаева и Олеши в конце 1920-х гг. см., например, в мемуарах П. Маркова: «Оба они в это время продолжали серьезную в самом существе дружбу, завязавшуюся еще в Одессе, но одновременно хранили в себе нечто заговорщицкое, существовавшее лишь между ними, окрашенное иронией, которой у них было не занимать стать. При всей их дружбе они не только не походили друг на друга, но во многом были прямо противоположны, хотя бы по характеру юмора» (Марков П. // Воспоминания о Юрии Олеше. М., 1975. С. 106). «В последние годы отношения между Валентином Петровичем и Юрием Карловичем были, мягко говоря, прохладными» (Хелемский Я.А. Пан Малярж // Вопросы литературы. 2001. Май–июнь. С. 290), причем в этом, как правило, винят исключительно Катаева, меж тем как Олеша якобы «не то что камня, самой крохотной песчинки» никогда не кинул «в друга своей юности» (Сарнов Б.М. Величие и падение «мовизма» // Октябрь. 1995. № 3. С. 188). Это не вполне соответствует действительности, как, впрочем, и суждение знакомца обоих писателей Л. И. Гинцберга: «Никакой вины Катаева в том, что он преуспел больше Олеши, нет; просто он работал более целеустремленно (и меньше пил)» (Независимая газета. 2001. 3 марта. С. 8). Так или иначе, но 2 декабря 1955 г. Олеша писал своей матери о Катаеве: «Я с ним поссорился лет семь тому назад, и с тех пор мы так и не сошлись. Иногда я грущу по этому поводу, иногда, наоборот, считаю, что Катаев плохой человек и любить его не надо. Тем не менее с ним связана заря жизни, мы вместе начинали» (Цит. по: Гудкова В.В. Примечания // Олеша Ю.К. Книга прощания. М., 2001. С. 463). Ср. в воспоминаниях И. Кичановой-Лившиц о М. Зощенко: «…для меня навсегда останется загадкой, почему <…> Ю. К. Олеша был почти до робос­ти предан Катаеву» (Кичанова-Лившиц И. // Воспоминания о Михаиле Зощенко. СПб., 1995. С. 445). И далее: «М. М. <Зощенко. — Коммент.> очень огорчало то обстоятельство, что Катаев отвернулся от Олеши, и он хотел их примирить. Катаев обижал, был резок с Олешей. М. М. рассказал <…>, как он шел с Олешей по улице и встретил Катаева. Он взял Олешу за руку и не дал ему сразу уйти. Но примирение не состоялось — Катаев резко свернул в сторону и пошел прочь» (Там же. С. 445), а также в неопубликованных мемуарах И. Боярского: «В наших беседах <с Олешей. — Коммент.> я почувствовал, что между Юрием Карловичем и Валентином Петровичем Катаевым была старая, неуловимая для постороннего глаза вражда. Юрий Карлович очень часто порицал Катаева за его неуважительное отношение к себе, за присущие ему черты характера — скупость, высокомерие» (Боярский И.Я. Литературные коллажи). В мемуарах Инны Гофф, в свою очередь, приведена такая реплика Катаева об авторе «Трех толстяков» и молодых писателях 1930-х гг.: «Олеша окружал себя шпаной, ему нравилось почитание… Он был как подсадная утка — потом их сажали» (Гофф И.А. На белом фоне. Рассказы. Воспоминания. М., 1993. С. 18). Тем не менее, отвечая в 1983 г. на вопрос интервьюера «Кто был самым близким вашим другом?», Катаев назвал фамилию Олеши (Известия. 1983. 8 октября. С. 3). А о талантливости Олеши в АМВ сказано недвусмысленно: «Он был во всем гениален…» (с. 97)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»