Поиск

«В нем поражала техническая дальновидность…»

«В нем поражала  техническая дальновидность…»

Фото: Севастополь. Н. И. Камов (сидит первый слева) среди конструкторов и испытателей конструкторского бюро Поля Ришара. 1931 год


Н. И. Камов (пятый справа) у автожира

О выдающемся конструкторе вертолетов Николае Ильиче Камове (1902–1973).

В № 2 «Московского журнала» за 2013 год была опубликована моя статья о корифее отечественного вертолетостроения — Михаиле Леонтьевиче Миле (1909–1970), детство и юность которого прошли в Иркутске. На конференции, посвященной 350‑летию Иркутска, я узнала, что этот город является родиной Николая Ильича Камова. Доклад о Камове1 сделал Анатолий Николаевич Васин — Почетный авиастроитель России, директор Музея истории и трудовой славы ОАО «Камов». Оказывается, будущие конструкторы жили в Иркутске неподалеку друг от друга…
Итак, Н. И. Камов родился в Иркутске2. Его отец Илья Михайлович, получивший образование в Варшаве, преподавал словесность в местном Коммерческом училище. Мать — Елена Теодоровна (Федоровна) Лянглебен, полька, училась на акушерских курсах, когда познакомилась со своим будущим мужем. В 1900 году Камовы приезжают в Иркутск. В том же году у них рождается дочь Галина, а через два года — сын Николай. В 1900–1902 годах семья проживала по улице Большой, 18/2, с 1909 года — по улице Ланинской, 183.
В «Иркутской летописи» об И. М. Камове находим следующую информацию: «22 февраля 1906 года постановлением временного генерал‑губернатора генерал‑­лей­те­нанта К. М. Алексеева из Иркутска на все время военного положения выслан преподаватель Иркутского промышленного училища И. М. Камов». «19 августа 1920 года состоялось открытие рабочего факультета Иркутского университета в составе двух отделений. <…> Руководители отделений (идет перечисление. — И. С.) и общественно‑экономического — И. М. Камов». «1 сентября 1923 года завершена начавшаяся в марте работа по формированию в новом здании учебных кабинетов и лабораторий рабфака им. Н. Н. Яковлева при Иркутском университете <…> кабинет родного языка с читальным залом, заведующий И. М. Камов»4.
Николай с золотой медалью окончил Коммерческое училище (1918) и с отличием — Томский технологический институт (1923). В институте он активно участвовал в работе аэрокружка, что определило всю дальнейшую судьбу юноши.
Приведем теперь имеющиеся в «Иркутской летописи» сведения о Н. И. Камове — они относятся как к томскому, так и к московскому периодам его жизни: «Одно время работал инженером‑механиком «Добролета»5. «29 сентября 1925 г. инженер‑­механик «Добролета» Н. И. Камов сообщил, что воздушную линию на Алдан–Якутск решено провести от Иркутска, а не от станции Невер, как предполагалось ранее». «В 1925–1926 гг. принимал участие в ремонте самолетов в иркутском аэропорту в Боково. Принимал участие и в прокладке воздушной трассы Иркутск–Алдан–Якутск». «7 августа 1928 г. вышел из ремонта гидросамолет «Моссовет», предназначенный для почтово‑пассажирских перевозок на линии Иркутск–Бодайбо и Иркутск–Якутск. В определении состояния самолета и необходимого ему ремонта принимал участие Н. И. Камов»6.
Получив образование инженера‑механика, Николай Камов приехал в Москву и поступил рабочим (не инженером!) на концессионный авиационный завод Юнкерса, где в течение двух лет изучал технологию сборки самолетов. Трудился слесарем, механиком, сборщиком двигателей, испытателем моторов, руководителем конструкторской бригады, затем — начальником бригады в КБ известного авиаконструктора Дмит­рия Павловича Григоровича, ведущим конструктором и инженером по летным испытаниям в КБ у приглашенного из Франции авиаконструктора Поля Ришара. В 1930 году Николай Ильич женился на Анастасии Владимировне Ставровской, которую знал еще по Иркутску, ставшей к тому времени инженером‑экономистом. В 1935 году у них родилась дочь Татьяна.
Полтора десятилетия своей жизни (1928–1943) Н. И. Камов отдал проектированию и строительству автожиров7. В 1948 году выходит из печати его книга «Винтовые летательные аппараты». В дальнейшем Николай Ильич впервые в мире создает серию вертолетов с соосной схемой8 — Ка-8, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26 и Ка-27, поднятый в воздух летчиком‑испытателем Е. И. Ларюшиным 24 декабря 1973 года, через месяц после кончины Генерального конструктора. Вертолет Ка-10, первым выдержавший государственные испытания, стал выпускаться малой серией и в 1950 году положил начало отечественной корабельной (палубной) авиации. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ приступили к серийному выпуску Ка-15, на базе которого был разработан ряд модификаций. Производство вертолета Ка-25 связано с созданием океанского флота — машина предназначалась для обеспечения противолодочной обороны.
Н. И. Камов сконструировал и летательный аппарат нового типа — винтокрыл Ка-22 (комбинация самолета и вертолета), на котором установлено 8 мировых рекордов. Назовем, кстати, некоторые (далеко не все!) мировые авиационные достижения вертолетов Н. И. Камова, созданных при его жизни (показатель, пилот, дата). Ка-15: скорость по замкнутому маршруту протяженностью 100 км — 162,7 км/час, В. В. Виницкий, 29 мая 1958 года; скорость по замкнутому маршруту протяженностью 500 км — 170,445 км/час, В. В. Виницкий, 6 мая 1959 года. Ка-26: время подъема на высоту 3000 м — 8 минут 51,2 секунды, А. В. Шерстюк, 8 апреля 1980 года; максимальная высота в горизонтальном полете — 5330 м, А. В. Шерстюк, 17 июня 1980 года. Ка-22: скорость полета на базе 15–25 км — 356,3 км/час, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 7 октября 1961 года; высота подъема — 2588 м, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 24 ноября 1961 года; максимальный груз, поднятый на высоту более 2000 м, — 16485 кг, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 24 ноября 1961 года.
Николай Ильич Камов был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1972) и в том же году — Государственной премии СССР. В 1974 году Ухтомскому вертолетному заводу в подмосковных Люберцах, где располагалось ОКБ Камова, присвоено его имя (с 1992 года — ОАО «Камов»). Именем Н. И. Камова названы также улицы в Моск­ве и в Улан-Удэ. В Москве и в Иркутске на домах, где он жил, и у входа на завод установлены мемориальные доски, а в 1977 году на заводской территории был открыт памятник (бюст) Генеральному конструктору...

 
Vdcasino Mariobet Gorabet Nakit bahis Elexbet Trbet Betpas Restbet Klasbahis Canlı Bahis Siteleri Canlı Bahis Siteleri artemisbet truvabet hacklink Shell Download