Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
6 июля 1957 года

Свое название получил Красногвардейский бульвар — по примыкавшим к нему 1‑й и 3‑й Красногвардейским улицам, в свою очередь, названных в честь Красной гвардии.

7 июля 1947 года

В Сокольниках начался грандиозный праздник, посвященный автомотоспорту. Стартовал пробег Москва — Горький (Нижний Новгород) — Москва, в котором участвовали десять машин ЗИС-5 («трехтонка»). В числе прочего программа праздника включала выставку — около ста моделей автомобилей советского производства (ЗИС-110, «Победа» и другие).

8 июля 1981 года

В Московском государственном театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера знаменитого спектакля «Юнона и Авось», поставленного режиссером М. А. Захаровым по одноименной рок‑опере композитора А. Л. Рыбникова на либретто А. А. Вознесенского.

16 июля 2013 года

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви Ново-Алексеевский монастырь в Красном Селе был возобновлен как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь.

17 июля 1932 года

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка «Завтра открываются Пионерские пруды». В ней говорилось: «Патриарших прудов в Москве больше не ищите. От них не осталось даже названия. На недавно еще замызганном, похожем на свалку месте Патриарших прудов сейчас вы найдете благоустроенные Пионерские пруды». Автор заметки упоминал, что сад у пруда украшали две вазы, привезенные из подмосковного имения Дубровицы. Ныне одна из них находится в саду Театра имени Моссовета, местоположение второй неизвестно.

25 июля 1980 года

В Москве скончался поэт, актер, автор‑исполнитель песен Владимир Семёнович Высоцкий (род. 1938).

Московский журнал в соцсетях
28.02.2020
Как это было
Автор: Антон Юрьевич Лошаков
Спасо-Вифанский монастырь. 1904–1910 годы
«С учетом построения новой жизни…» №3 (351) Март 2020 Подписаться

Начало ХХ века

Для Спасо-Вифанского мужского монастыря, основанного в 1780-х годах митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным) в 3 километрах от Троице-Сергиевой лавры, после 1917 года наступили тяжелые времена. Монахов изгнали из обители. Однако жизнь в ее стенах продолжалась.

Трудовую школу (колонию) имени В. И. Ленина организовали в начале 1919 года. Первоначально она находилась в Сергиевом Посаде, но уже в апреле была переведена в фактически упраздненный Спасо-Вифанский монастырь, где заняла здание, ранее принадлежавшее Вифанской духовной семинарии. Прежним обитателям (на территории располагались артель, пастырские курсы и проживали люди) приказали покинуть монастырские помещения в недельный срок, передав школе всех имеющихся домашних животных и инвентарь1. Комиссия по переезду трудовой школы обязала пастырские курсы оставить своего представителя для окончательной передачи имущества и предупредила об ответственности в случае выявления недостачи инвентаря2.

В ноябре 1919 года Совет рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада предписал руководству трудовой школы «принять срочные меры для ликвидации церкви» и «об исполнении сообщить в отдел народного образования». Церковную утварь и иконы сложили в кладовую3. После этого в монастыре оставались еще два действующих храма, которые будут окончательно закрыты в 1928–1929 годах. В храмовых зданиях разместились школьные мастерские4.

 

С момента основания трудовой школы ее руководство опиралось на принципы коллективизма, коллегиальности и максимальной вовлеченности как преподавателей, так и воспитанников в жизнь учебного заведения. Одним из первых решений явилось установление здесь с 18 февраля 1919 года коллегиального управления5. В школе регулярно проводились собрания коллегии преподавателей, воспитателей и воспитанников для решения самого широкого круга текущих вопросов — от взаимодействия с органами местной власти, обеспечения детей продуктами питания, теплой одеждой, учебными материалами до принятия на работу или увольнения сотрудников. Ход каждого заседания подробно протоколировался. Первое время самоуправление в колонии было развито до такой степени, что некоторые воспитанники позволяли себе им злоупотреблять — в частности, созывать собрания отдельных групп, отменявшие решения общих собраний. В дальнейшем по мере свертывания демократических процедур в ВКП(б) и комсомоле начался аналогичный процесс и в трудовой школе. Постепенно воспитанников фактически отстранили от самоуправления, сосредоточившегося исключительно в руках администрации — президиума школьного совета. Собрания стали проводиться реже, а со второй половины 1920-х годов их протоколы и вовсе исчезают, уступив место книгам приказов по учреждению....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (363) Март 2020 В этом выпуске :
«Ради обучения мудролюбивых российских отроков» О математике, педагоге, создателе первого в России свода математических знаний своего времени Леонтии Филипповиче Магницком (1669–1739)
Архитектор Иван Кузьмич Запорожец (1884–1952) Краткий очерк жизни и творчества*
Дом РЖСКТ «Полярник» имени О.Ю. Шмидта на Садовом кольце У истоков большого сталинского стиля
«Картины, мраморы, бронзы, фарфор и прочее…» О московском торговце художественными редкостями Иосифе Карловиче Негри (1784–1865)
Красные ворота — от триумфальной арки до станции метро Исследования и открытия молодежной фотоэкспедиции «Садовое кольцо»
Александровские казармы в Москве 1914–1916 годы
«С учетом построения новой жизни…» О существовавшей в 1919–1932 годах на территории Спасо-Вифанского монастыря детской трудовой школе (колонии) имени В.И. Ленина
Пушкинское замоскворечье Адреса, люди, события